Литературная гостиная:" И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
план-конспект по теме
Конспект по чтению поможет Вам познакомить ребят с биографией Крылова, с басней, с ее моралью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylov.pptx | 972.87 КБ |
literaturnaya_gostinaya_vorona_i_lisitsa.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найди отличия:
Чей портрет?
Басни К рылова
Семья К рылова
Словарь Словарная работа. Лесть – лицемерное, угодливое восхваление; Льстец – льстивый человек; Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое; Пленил – привлёк внимание, привел в восторг; Зоб – у насекомых, птиц : расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Итог урока:
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»
Подготовила воспитатель ГПД:
Гончарук Наталья Викторовна
И.А.Крылов «Ворона и Лисица».
Цель:
Образовательная: познакомить обучающихся с краткой биографией И.А.Крылова, его басней «Ворона и Лисица». Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли.
Коррекционно-развивающая: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в соотнесении слов, пословиц к басне.
Воспитательная: воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: картинки для игры « Найди отличия», запись басни, учебник, портрет И.А.Крылова, презентация, иллюстрации к басне, пословицы.
Ход :
Организационный момент:
-отчет дежурного;
- Я рада новой встречи с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
-А включиться в работу поможет игра « Найди отличия». Учитель показывает детям картинки в которых есть отличия. Дети их угадывают.
Актуализация опорных знаний:
-Демонстрируется портрет И.А.Крылова. Скажите, пожалуйста, чей это портрет?
- Как вы думаете, почему именно этот портрет я вам демонстрирую? Кем был Крылов?
-Значит о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-Какую цель мы поставим перед собой?
Сообщение темы :
-Ребята, вы уже знакомы с творчеством Крылова. А сегодня мы начнем изучать новый раздел « Басни И.А.Крылова». Познакомимся с содержанием басни «Ворона и Лисица».
Изучение нового материала:
1.Слово учителя: Иван Андреевич Крылов-великий русский поэт-баснописец.
Почему русский? Почему великий? Потому что он любил все русское- речь, природу, искусство.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера.. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.
Позже, довелось ему учиться «из милости». Иван Андреевич прислуживал лакеем в доме богатого помещика. У детей помещика были домашние учителя, которые обучали их русскому и французскому языкам, математике, и ему разрешили заниматься вместе с ними.
Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.
Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
( Показ слайдов с изображением книг «Басни И.А.Крылова», памятника И.А.Крылову в Санкт - Петербурге.)
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
- Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.
-А сейчас я предлагаю прослушать басню в записи.
-Понравилась ли вам басня?
2.Словарная работа.
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;
Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;
Зоб – у насекомых, птиц : расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
3.Чтение басни.
-А сейчас я читаю басню, а вы внимательно следите.
-Теперь вы читаете басню про себя.
4.Обобщающая беседа.
- Как вы понимаете, что такое лесть?
( Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)
- Кого называют льстецом?
- Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?
(«Что лесть гнусна, вредна…»
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)
- Как вы думаете, почему автор называет Лисицу плутовкой?
- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.
( Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…)
- Перечислите , что расхваливала Лисица?
- Как она называла Ворону ?
(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)
- Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.
( Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь птица!)
- Каким голосом говорила Лисица?
( Ласковым, нежным и тихим голосом.)
- Искренними ли были её слова?
Как автор говорит об этом?
( И говорит так сладко, чуть дыша.)
- Для чего Лисица так расхваливала Ворону?
( Чтобы отнять у Вороны сыр.)
- Догадывалась ли об этом Ворона?
- Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?
- Как это случилось?
-После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?
( Доверчивая, глупая.)
- Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?
( Нет.)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?
( Тщеславных людей.)
- В каких словах басни заключён её главный смысл?
( Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
- Что значит «уж сколько раз твердили миру»?
( Говорили не раз.)
- « Но всё не впрок»?
( Не на пользу.)
- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
( Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).
- Какой же смысл имеет басня?
( Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)
- Доказал ли это Крылов?
( Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)
- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.
И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость.
Физкльтминутка.
Закрепление материала.
Подготовка к выразительному чтению.
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.»
- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту.
В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.
«На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:»
- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать состояние и действия Лисы, учуявшей запах сыра.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь птица!»
- При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.
«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горл: »
- Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.
«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»
- Вложить в эту строчку насмешку автора.
-Выразительное чтение басни.
Игра прочитай слова наоборот:
-Большой-
-Добрый-
-Маленький-
-Короткий-
-Горячий-
-Мальчик-
-Молодой-
-Белый-
-День-
-Грустный-
-Слабый-
-Чистый-
-Слабый-
-Чистый-
-Веселый-
Чтение басни по ролям.
- Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?
- Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет.
Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.
- На языке медок, а на сердце ледок.
- Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.
- За добро добром платят.
( Ответы учащихся.)
Подведение итогов урока.
- Какую басню мы начали изучать на уроке?
- С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?
( Лестью, заискиванием.)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое выступление "Породия на басню И.А.Крылова "Ворона и лисица"
Этот сценарий можно использовать как самостоятельный юмористический номер на любом праздничном концерте, КВНе или презентации классов....
Басня И.А.Крылова " Ворона и Лисица"
Урок чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица» .Задачи:·...
Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией...
И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» 3 класс
И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»...
Презентация к уроку литературы для 5 класса по теме "Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»"
Цели:- знакомство с Эзопом и Жаном де Лафонтеном, выявление значения морали басни;- формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в пр...
Открытый урок литературы в 5классе И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс
Урок - сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова. Все структуры урока сформированы исходя из поставленных целей и задач и были направлены на освоение новой темы.На уроке обучающиеся знакомятся с новы...
Карта урока Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.
Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.Предмет: литература.Учебник: Коровина, Коровин, Журавлев: Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х ч...