Басня И.А.Крылова " Ворона и Лисица"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида
Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица» .
Задачи:
· Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному;
· выделять мораль в басне;
· Отработать навыки выразительного чтения;
· Воспитывать нравственные черты характера и интерес к чтению.
I. Организационный момент (слайд №1)
У. Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок .
Садитесь поудобнее -Начнем скорей урок!
А девиз у нас таков?
« Больше дела, меньше слов !»(слайд №2 )
II. Сообщение темы урока.
У.Ребята, сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела:
« Басни И.А.Крылова»( слайд№ 3 ) .
- А что такое басня ? ( вывешивается плакат с надписью)
III. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»
1. Сообщение темы урока.
Учитель: Познакомиться с басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Ребята, сейчас вы познакомитесь с произведением великого баснописца. А о какой басне мы будем говорить на уроке, вы узнаете, разгадав загадки. (слайд№4)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!» Посмотрите – ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Учитель: Кто же главные герои басни? Она называется «Ворона и Лисица» (слайд №5 )
2. Слушание басни.
(Или учитель читает басню).
3. Лексическая работа.
Учитель: В басне нам встретились незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения (слайд № 6 ).
Пленил– заворожил. Вещунья– приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – притворное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу. Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
4. Подготовка к выразительному чтению басни.
(слайд№ 7- рисунок Вороны)
_ Ребята, что случилось с Вороной ?
-Опишите, какова Ворона по внешнему виду.
( Крупная птица. Голова, крылья, хвост - черные, остальное оперение — грязно-серое. Клюв длинный, толстый ).
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что говорила Лиса о ней? (Дети находят в тексте)
5.Выборочное чтение:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиeперышки! Какой носок!
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает).
( слайд №8 включить звук – карканье вороны)
- А что говорила о голосе Вороны Лиса?
- И, верно, ангельский быть должен голосок.
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
(Чтобы добиться расположения Вороны; понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет).
( Скромный не стал бы ее слушать, и остался бы равнодушным к похвалам)
Зарядку для глаз: упражнение по коррекции зрения.
Глазки быстро заморгали раз, два, три, четыре, пять.
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.
Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.
6. Выразительное чтение басни детьми.
7. Определение морали басни.
У.- Послушайте, я еще раз прочитаю первые ее строки. Почему автор отделил их чертой?
(Учитель читает со слайда № 9)
“Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна:
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”.
У. В этих словах заключён главный смысл басни.
– Ребята, это мораль басни.
Мораль – поучительный вывод из чего-нибудь.
( вывешивается плакат) Слайд №
Отсюда мораль: так поступать не годится.
1. Понравилась ли вам басня?
2.Прочтите ещё раз мораль басни.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
3.А почему лесть «гнусна», т.е. омерзительна, внушает отвращение?
Неприятно видеть человека корыстного, готового ради своей выгоды на обман.
4.А почему лесть «вредна»?
-Она вводит в заблуждение того, кто обладает чем – то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете, думать о себе лучше, чем он есть на самом деле.
5.А почему же Крылов говорит, что «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
-Потому что это так заманчиво – слушать комплименты, похвальные слова, которые ты не заслужил.
6. Нашла ли лесть Лисицы « уголок» в сердце Вороны ? Как это случилось?
7.Какие из этих качеств (обращается внимание детей на зaписанные на доске слова) характеризуют Лису, а какие Ворону? ( дети работают у доски )
Ворона Неуклюжая умная глупая красивая доверчивая бестолковая непонятливая догадливая | Лисица Коварная хитрая неискренняя добрая льстивая честная вкрадчивая открытая
|
- Выводы после чтения басни Крылова «Ворона и Лисица».
1. Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы.
2. Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.
3.Лесть и честь - понятия противоположные. Льстивый - отрицательная черта характера, честный - положительная. Где лесть, там нет чести. Где лесть, там хитрость, обман.
8. Чтение по ролям.
Учитель: Прежде чем мы прочтём басню по ролям, давайте посмотрим мультфильм.
(сдайд № 10 - просмотр мульфильма.)
- Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?
(Лисицу, ворону и автора.)
- Попробуйте своим голосом изобразить хитрую лисицу и глупую ворону.
(Дети читают басню по ролям сначала в парах на местах, затем у доски.)
IV. Физкультминутка(слайд11)
Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай дружок. Еще попрыгай раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз,
И за парту вновь садись.
9. Работа с иллюстрацией.(слайд №12 )( в книге стр.100)
Учитель: Рассмотрите иллюстрации к басне. Кого вы видите на этом рисунке? Удалось ли художнику передать характер героев? Какой у художника получилась Лисица? А Ворона? Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем идет речь?
-Сейчас на несколько минут вы станете художниками и попробуете изобразить героев этого произведения.( Дети закрашивают рисунок с изображением Лисы и Вороны.)
V. Закрепление изученного.
Учитель: Прочитайте пословицу. ( слайд №13 ).
-Как вы понимаете её смысл?
- Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи.
- Верь своим очам, а не чужим речам.
VI.Итог урока.
- Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор басни ?
- Что такое басня?
-Что такое мораль басни ?
- С каким человеческим пороком боролся И.А. Крылов, создавая эту басню?
(С лестью, заискиванием)
– Итак, И.А. Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
VII. Домашнее задание ( слайд 14 )
А.)-Подготовить выразительное чтение басни.
- Ответить на вопросы стр.100-101.
Б.)Отвечали мы активно,
Хорошо себя вели,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое выступление "Породия на басню И.А.Крылова "Ворона и лисица"
Этот сценарий можно использовать как самостоятельный юмористический номер на любом праздничном концерте, КВНе или презентации классов....
Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией...
Видеоролик к басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс
Ссылка для скачивания ролика:https://skydrive.live.com/?cid=1b64e5e4da011ad0&id=1B64E5E4DA011AD0%21191Медиаресурс можно использовать в 5 классе при изучении басен И.А.Крылова....
Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"...
Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап...
Открытый урок на тему "Иллюстрирование басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"".
Данный урок разработан для учащихся 5 класса....
Урок чтения по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
Урок изучения новой темы содержит в себе знакомство с биографией И.А. Крылова, его басней "Ворона и Лисица"...