Басня И.А.Крылова " Ворона и Лисица"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Урок чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида

 

Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица» .

Задачи:

·         Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному;

·         выделять мораль в басне;

·         Отработать навыки выразительного чтения;

·         Воспитывать нравственные черты характера и  интерес к чтению.

 

 

I. Организационный момент (слайд №1)

 

У. Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок .

 Садитесь поудобнее -Начнем скорей урок!


 А девиз у нас таков?
« Больше дела, меньше слов !»(слайд №2  )

 

 II. Сообщение темы  урока.

         У.Ребята, сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела:

 « Басни И.А.Крылова»( слайд№ 3  ) .

- А что такое басня ? ( вывешивается плакат с надписью)

 III. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»

1. Сообщение темы урока.

Учитель: Познакомиться с  басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Ребята, сейчас вы познакомитесь с  произведением великого баснописца. А о какой басне мы будем говорить на уроке, вы узнаете, разгадав загадки. (слайд№4)                                                                              


Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!» Посмотрите – ка,  какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.


 

 

 

 


Учитель: Кто же главные герои басни? Она называется «Ворона и Лисица» (слайд №5 )

2. Слушание  басни.

(Или учитель читает басню).

 

3. Лексическая работа.

Учитель: В басне нам встретились незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения (слайд № 6 ).

Пленилзаворожил.                                                                                                                                                           Вещуньяприносящая вести, в басне прозвище вороны.                                                                                                        Бог послалслучайно нашла.                                                                                                       Лесть –  притворное, уродливое восхваление.                                                                                 Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.                                                             Не впрок – не на пользу.                                                                                                            Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.  Подготовка к выразительному чтению басни.

(слайд№ 7-  рисунок Вороны)

_ Ребята, что случилось с Вороной ?

 -Опишите, какова Ворона по внешнему виду.

( Крупная птица. Голова, крылья, хвост - черные, остальное оперение — грязно-серое. Клюв длинный, толстый ).

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что говорила Лиса о ней?  (Дети находят в тексте)

 

5.Выборочное чтение:

 

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиeперышки! Какой носок!

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает).

( слайд №включить звук – карканье вороны)

 

- А что говорила о голосе Вороны Лиса?

 - И, верно, ангельский быть должен голосок.

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

(Чтобы добиться расположения Вороны; понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет).

( Скромный не стал бы ее слушать, и остался бы равнодушным к похвалам)

 

 

Зарядку для глаз:  упражнение по коррекции зрения.

 

Глазки быстро заморгали раз, два, три, четыре, пять.

 

Но от этого устали и зажмурились опять.

 

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

 

Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.


6. Выразительное чтение басни детьми.

7. Определение морали басни.

У.- Послушайте, я еще раз прочитаю первые ее строки. Почему автор отделил их чертой?

(Учитель читает со слайда № 9)

“Уж сколько раз твердили миру,

 Что лесть гнусна, вредна:

 Но только все не впрок,

 И в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

 

У. В этих словах  заключён главный смысл басни.

Ребята, это мораль басни.

 Мораль –  поучительный вывод из чего-нибудь.

( вывешивается плакат) Слайд №

 

Отсюда мораль: так поступать не годится. 

 

1.                                 Понравилась ли вам басня?

         2.Прочтите ещё раз мораль басни.

 

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

 

3.А почему лесть «гнусна», т.е. омерзительна, внушает отвращение?

Неприятно видеть человека корыстного, готового ради своей выгоды на  обман.

 

4.А почему лесть «вредна»?

-Она вводит в заблуждение того, кто обладает чем – то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете, думать о себе лучше, чем он есть на самом деле.

 

5.А почему же Крылов говорит, что «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

-Потому что это так заманчиво – слушать комплименты, похвальные слова, которые  ты не заслужил.

6. Нашла ли лесть Лисицы « уголок» в сердце Вороны ?  Как это случилось?

 

 

7.Какие из этих качеств (обращается внимание детей на зaписанные на доске слова) характеризуют Лису, а какие Ворону?   ( дети работают у доски  )

Ворона

Неуклюжая

 умная

глупая

красивая

 доверчивая

бестолковая

непонятливая

догадливая

Лисица

Коварная

хитрая

неискренняя

добрая

льстивая

честная

 вкрадчивая

открытая

 

 

 

- Выводы после чтения басни Крылова «Ворона и Лисица».

1. Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим  глазам, а не льстивым речам Лисы.

2. Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.

3.Лесть и честь - понятия противоположные. Льстивый - отрицательная черта характера, честный - положительная. Где лесть, там нет чести. Где лесть, там хитрость, обман.

 

 

8. Чтение по ролям.

Учитель: Прежде чем мы прочтём басню по ролям, давайте  посмотрим мультфильм.

  (сдайд № 10 - просмотр мульфильма.)

 - Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?

(Лисицу, ворону и автора.)

- Попробуйте  своим голосом изобразить хитрую лисицу и глупую ворону.

(Дети читают басню по ролям сначала в парах на местах, затем у доски.)

 

IV. Физкультминутка(слайд11)

Мы устали чуточку,                                                                                                                Отдохнем минуточку.                                                                                                               Поворот, наклон, прыжок,                                                                                                    Улыбнись, давай дружок.                                                                                                               Еще попрыгай раз, два, три!                                                                                                                На соседа посмотри,                                                                                                                           Руки вверх и тут же вниз,                                          

 И за парту вновь садись.

9. Работа с иллюстрацией.(слайд №12 )( в книге стр.100)

Учитель: Рассмотрите иллюстрации к басне. Кого вы видите на этом рисунке? Удалось ли художнику передать характер героев?   Какой у художника получилась Лисица? А Ворона? Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем идет речь?

-Сейчас на несколько минут вы станете художниками и попробуете изобразить героев этого произведения.( Дети закрашивают рисунок с изображением Лисы и Вороны.)


 

V. Закрепление изученного.

Учитель: Прочитайте пословицу. ( слайд №13 ).

-Как вы понимаете её смысл?  

-  Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи.

- Верь своим очам, а не чужим речам.

 

VI.Итог урока.

- Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто автор басни ?

- Что такое басня?

-Что такое мораль басни ?

- С каким человеческим пороком боролся И.А. Крылов, создавая эту басню?

(С лестью, заискиванием)

 – Итак, И.А. Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

 

 

VII. Домашнее задание ( слайд 14  )

А.)-Подготовить выразительное чтение басни.

- Ответить на вопросы стр.100-101.

Б.)Отвечали мы активно,

Хорошо себя вели,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое выступление "Породия на басню И.А.Крылова "Ворона и лисица"

Этот сценарий можно использовать как самостоятельный юмористический номер на любом праздничном концерте, КВНе или презентации классов....

Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией...

Видеоролик к басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс

Ссылка для скачивания ролика:https://skydrive.live.com/?cid=1b64e5e4da011ad0&id=1B64E5E4DA011AD0%21191Медиаресурс можно использовать в 5 классе при изучении басен И.А.Крылова....

Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"...

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап...

Урок чтения по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Урок изучения новой темы содержит в себе знакомство с биографией И.А. Крылова, его басней "Ворона и Лисица"...