И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» 3 класс
план-конспект урока по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Тема урока | И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 3 |
Автор урока (ФИО, должность) | Нестерова Н.Н. |
Образовательное учреждение | ГБОУ СОШ № 519 |
Республика/край, город/поселение | г. Москва |
Методическая информация | |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока | Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни. |
Задачи урока | Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному. Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни. Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | ЗУНы актуализируют: знание о литературных жанрах, произведений И.А. Крылова, умение слушать речь учителя, навыки чтения. ЗУНы приобретут: знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали. ЗУНы закрепят: навык осознанного выразительного чтения. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедиа-проектор (проекционное устройство) Аудиоадаптер + акустическая система (колонки) Персональный компьютер (ноутбук) Экран Мультимедийная презентация, Толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля Учебник: Горецкий, «Родная речь. В 2–х частях: 3 класс», М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М: Просвещение, 2002 г. |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся | 1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами. |
Ход и содержание урока | 2.Актуализация полученных ранее знаний и умений. (СЛАЙД 1) Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова. - Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова. - Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей) - Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым. Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.
(СЛАЙД 2-3) - Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. (СЛАЙД 4-10) Задание: угадайте какие иллюстрации относятся к каким басням Крылова. - Ученики нашего класса приготовили нам сюрприз. Ребята нам покажут инсценировку басни «Стрекоза и Муравей». 3. Сообщение темы урока. - Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей) (Слайд 11) (Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения» - На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать). - Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки (запись определений в тетради). Физкультминутка - Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.
4. Первичное знакомство с басней. (СЛАЙД 12) - А теперь посмотрим басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной. (Просмотр мультфильма) Восприятие просмотренной басни. - Понравилась вам басня? - Какая же история приключилась с Вороной? - О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то? Словарная работа. - Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари. (СЛАЙД 13) Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Не впрок – не на пользу. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. 5. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику Работа с текстом басни. - Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая) - Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей) (слайд 14-15) - Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте. - Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей). (слайд 16) - Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет). - А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте. (Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какиe перышки! какой носок!) - Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»). - А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!) - Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло») - Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр). - Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать). - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости) - Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей) Работа над моралью басни. - Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль). - О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам). - Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).
|
Проверка и оценивание ЗУНов | 6.Чтение произведения по ролям. Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу. |
Рефлексия деятельности на уроке | 7. (СЛАЙД 17) На этом слайде изображены некоторые предметы. Посмотрите на них и вспомните басни И. Крылова к которым они относятся. Закончите предложения: «Сегодня я узнал ….» |
Домашнее задание | 8. Выучить басню «Ворона и Лисица» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие ОДОД. Тема "Иллюстрирование басни "Ворона и Лисица". Возраст обучающихся 8-10 лет
Интегрированное занятие (ИЗО – литература) с использованием игровых технологий.На занятии обучающиеся познакомятся с разными литературными жанрами, известными баснописцами, литературным творчест...
варианты басни "Ворона и Лисица"
Подборка вариантов басни "Ворона и Лисица" разных авторов....
План – конспект урока чтения на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока чтения на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица»...
Темæ: «Цæстмæхъус ныхас фыдбылыз хæссы» Хетæгкаты Къостайы басня «Халон æмæ рувас» æмæ Иван Андреевич Крыловы басня «Ворона и Лисица»- мæ гæсгæ.
Конспект урока...
Темæ: «Цæстмæхъус ныхас фыдбылыз хæссы» Хетæгкаты Къостайы басня «Халон æмæ рувас» æмæ Иван Андреевич Крыловы басня «Ворона и Лисица»- мæ гæсгæ.
Сравнительный анализ произведений двух гениев русской и осетинской литературы И.А.Крылова и К.Л. Хетагурова...
Конспект урока литературы " И.А. Крылов.Знакомство с басней "Ворона и лисица"
Урок изучения новой темы содержит в себе знакомство с биографией И.А. Крылова, его басней "Ворона и Лисица"...
Басня "Ворона и лисица"
Для классного чтения обучающихся 5 класса по АООП (варинт 1) или внеклассного чтения...