Закономерности онтогенетического развития
консультация на тему
В докладе отражены закономерности онтогенетического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zprdizontogenez.docx | 741.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Закономерности онтогенетического развития
Онтогенез (от греческого – происхождение, рождение) – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных, морфологических, физиологических и биохимических образование, претерпеваемых организмом от оплодотворения до конца жизни.
Нейроонтогинез – генетически запрограммированное структурное и функциональное превращение в нервной системе от момента зарождения до его смерти.
Схематичная последовательность критических периодов отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.
1. Первые 2 часа жизни - в связи с разрывом «пуповинного»; контакта с матерью происходит постепенное освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранатальная гибернация плода или, проще, «родовой наркоз»); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внутробный способ функционирования легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).
2. От 2 до 12 первых часов жизни - «имитационный» период (период подражательных автоматизмов), характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями «внеутробного плода», вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, «прощальные» для навыков, приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.
3. Первая неделя жизни - первичная «настройка» жизненно важных функций в качественно новых внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных - автоматизмов сосания и шагового. Новорожденный уже не видит, крайне обедненно реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно выходит из «стресса», вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.
4. От второй до 8-12 недель - критический постнатальный период - первый период обучения после рождения. Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие «сигналы» внешней и внутренней среды, «настроены», адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева, формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества, преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций. Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок «учится» видеть и слышать лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.
5. От 3 до 18 месяцев - период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей) системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется активный поиск глазами игрушки, матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит, издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки. Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце - понимать обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие и дифференциация шагового автоматизма в виде «высвобождения» движений рук и ног от положения головы и шеи, начинается «высвобождение» движений ног от положения рук. С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие окружающего мира становится активным и избирательным - произвольно избирательным. Возникает готовность к переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) повернул взор и голову, узнал - захотел захватить - протянул руку - подошел (подполз), схватил рукой - и, чаще всего, поднес ко рту
6. От 1,5 до 3 лет - период, который можно назвать начало приобретения персонального жизненного опыта. Главное - появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций. Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для становления речи. В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление о собственном «Я», ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается «монтаж» двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты. Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.
7. От 3 до 6 лет - дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться индивидуальный двигательный «облик» ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера. Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге (правой, потом левой). В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения, интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. Создаются реальные условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.
8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные качества личности. Наконец, после 11 -13 лет с некотором опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.
В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, - стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции.
Фундаментальные принципы структурно – функциональной модели дизонтогинеза, сформулированные В.В. Лебединским
- Функциональная локализация нарушения
- Время поражения
- Соотношение первичных (биологически обусловленных) и вторичных (опосредованных динамикой развития) дефектов
- Нарушение межфункциональных связей
Задержка психического развития (пограничная интеллектуальная недостаточность)
ЗПР (ПИН) может представлять собой как самостоятельный вариант дизонтогенеза (ретардации) , так и присутствовать в структуре других вариантов. Существуют несколько разновидностей дизонтогенеза : ретардации психического развития, поврежденная, дефицитарная, искаженная и дизгармоническое развитие.
Основные варианты задержки психического развития по Лебединской К.С.
- Задержка психического развития конституционального происхождения
- Задержка психического развития соматогенного происхождения
- Задержка психического развития психогенного происхождения
- Задержка психического развития церебрально-органического генеза
Клинические проявления ЗПР :
- Недостаточность динамической организации психической функции ( нарушение тонуса, устойчивости и подвижности)
- Парциальная недостаточность отдельных (частных) корковых функций ( гнозиса, праксиса, речи и др.)
- Недостаточность регуляторных процессов, обеспечивающих инициирование, программирование и контроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства
Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...
Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.
Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....
Закономерности возрастного развития старших школьников
Теоретический обзор возрастных особенностей детей старшего школьного возраста может быть полезен как педагогам, так и родителям...
Онтогенетические развитие и этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников
По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно ч...
Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях речи
Материал содержит в себе таблицу, содержащую информацию об общих и специфических закономерностях психического развития при нарушениях речи. Общие закономерности — это закономернос...
Понятие спортивной формы, закономерности её развития, педагогические, физиологические, биомеханические, психологические критерии измерения и оценки в избранном виде спорта
Спортивная форма – такое состояние спортсмена, которое позволяет ему в наивысшей мере проявлять свои силы и способности, добиваться максимальных для него спортивных результатов. Или это форма на...
Закономерности детского развития
памятка для педагогов...