Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях речи
учебно-методический материал
Материал содержит в себе таблицу, содержащую информацию об общих и специфических закономерностях психического развития при нарушениях речи.
Общие закономерности — это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития.
Специфические закономерности характерны только для групп детей с тем или иным нарушением. Эти закономерности не противоречат общим, но имеют некоторые особенности для лиц с речевой патологией.
Здесь же можно увидеть 2 схемы: "Функции речи" и "Структура речи"
Роль концепции внутренней картины дефекта для оказания психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_i_spetseficheskie_zakonomernosti_psih_razvitiya_pri_nr.docx | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица "Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях речи"
Общие закономерности | Специфические закономерности | |
1) поэтапность развития; 2) скачкообразность психического развития; 3) наличие сензитивных периодов; 4) взаимовлияние биологического и социального. | специфические закономерности развития для детей в условиях дизонтогенеза | специфические особенности при речевых нарушениях |
1) личностные изменения; 2) нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации; 3) нарушение речевого опосредования; 4) более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающем; 5) риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптации; | 1) снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор. При речевых нарушениях это недостаточность слухового восприятия, фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения; 2) специфичность формирования психологической системы (субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, неадаптивность к фрустрации, снижение резистентности к стрессу, недостаточная социальная адаптация); 3) зависимость компенсаторных процессов от времени и качества коррекционной работы. |
Общие закономерности — это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития.
Специфические закономерности характерны только для групп детей с тем или иным нарушением. Эти закономерности не противоречат общим, но имеют некоторые особенности для лиц с речевой патологией.
Схемы
«Функции речи»
сигнификативная выражения побуждения коммуникативная
(номинативная) (сообщения)
«Структура речи»
Определите роль концепции внутренней картины дефекта для оказания психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.
Концепция ВКД направлена на описание психологии больного человека. Ее роль состоит в том, чтобы специалисты, принимающие участие в оказании психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями имели представление, от чего отталкиваться при оказании помощи детям, какие приемы работы лучше использовать.
Очень большое влияние на ребенка оказывает логопед. Его доброжелательное, теплое отношение, понятные разъяснения, забота о том, чтобы оказать ему помощь, наилучшим образом влияют на ВКД, а значит, и на результаты оказываемой помощи. Недооценка детских представлений о своем состоянии, речевом дефекте и действиях логопеда могут привести к формированию неадекватной ВКД и помешать эффективному оказанию помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»
Значительное количество детей с ДЦП имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м – 4 лет. Эти дети...
«Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей» «Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей»
доклад из опыта работы...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...
Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию (ЗПР, нарушение речи системного характера)
Для помощи неговорящему ребенку необходимы систематические коррекционные занятия, направленные на поиски эмоционального контакта с ребенком, научение осознавания сенсорных ощущений, а также на подгото...
Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, РАС»
Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психиче...
Рабочая программа по математике для обучающихся основного общего образования с задержкой психического развития
Рабочая программа по математике для обучающихся основного общего образования с задержкой психического развития...