Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях речи
учебно-методический материал

 Жигаева Ксения Александровна

Материал содержит в себе таблицу, содержащую информацию об общих и специфических закономерностях психического развития при нарушениях речи.

 

Общие закономерности — это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития.

Специфические закономерности характерны только для групп детей с тем или иным нарушением. Эти закономерности не противоречат общим, но имеют некоторые особенности для лиц с речевой патологией.

 

Здесь же можно увидеть 2 схемы: "Функции речи" и "Структура речи"

 

Роль концепции внутренней картины дефекта для оказания психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблица  "Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях речи"

Общие закономерности

Специфические закономерности

1) поэтапность развития;

2) скачкообразность психического развития;

3) наличие сензитивных периодов;

4) взаимовлияние биологического и социального.

специфические закономерности развития для детей в условиях дизонтогенеза

специфические особенности при речевых нарушениях

1) личностные изменения;

2) нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации;

3) нарушение речевого опосредования;

4) более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающем;

5) риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптации;

1) снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор. При речевых нарушениях это недостаточность слухового восприятия, фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения;

2) специфичность формирования психологической системы (субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, неадаптивность к фрустрации, снижение резистентности к стрессу, недостаточная социальная адаптация);

3) зависимость компенсаторных процессов от времени и качества коррекционной работы.

Общие закономерности — это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития.

Специфические закономерности характерны только для групп детей с тем или иным нарушением. Эти закономерности не противоречат общим, но имеют некоторые особенности для лиц с речевой патологией.

Схемы

«Функции речи»

сигнификативная          выражения                  побуждения            коммуникативная
(номинативная)                                                                                         (сообщения)

«Структура речи»

Внешняя и внутренняя речь

Определите роль концепции внутренней картины дефекта для оказания психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

Концепция ВКД направлена на описание психологии больного человека. Ее роль состоит в том, чтобы специалисты, принимающие участие в оказании психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями имели представление, от чего отталкиваться при оказании помощи детям,  какие приемы работы лучше использовать.  

Очень большое влияние на ребенка оказывает логопед. Его доброжелательное, теплое отношение, понятные разъяснения, забота о том, чтобы оказать ему помощь, наилучшим образом влияют на ВКД, а значит, и на результаты оказываемой помощи. Недооценка детских представлений о своем состоянии, речевом дефекте и действиях логопеда могут привести к формированию неадекватной ВКД и помешать эффективному оказанию помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кубиков с моделями звуков в процессе индивидуальной логопедической деятельности с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи.

Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков.  Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала испол...

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная  индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9  класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию (ЗПР, нарушение речи системного характера)

Для помощи неговорящему ребенку необходимы систематические коррекционные занятия, направленные на поиски эмоционального контакта с ребенком, научение осознавания сенсорных ощущений, а также на подгото...

Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, РАС»

Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психиче...