Понятие спортивной формы, закономерности её развития, педагогические, физиологические, биомеханические, психологические критерии измерения и оценки в избранном виде спорта
учебно-методический материал по физкультуре

Калинин Максим Сергеевич


Спортивная форма – такое состояние спортсмена, которое позволяет ему в наивысшей мере проявлять свои силы и способности, добиваться максимальных для него спортивных результатов. Или это форма наилучшей готовности спортсмена к спортивной деятельности, которая приобретается в ходе соответствующей подготовки в каждом макроциле тренировки, она представляет гармоничное развитие всех сторон подготовленности спортсмена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnaya_forma.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Понятие спортивной формы, закономерности её развития, педагогические, физиологические, биомеханические, психологические критерии измерения и оценки в избранном виде спорта

Выполнил учитель физической культуры

Калинин Максим Сергеевич

42


Спортивная форма – такое состояние спортсмена, которое позволяет ему в наивысшей мере проявлять свои силы и способности, добиваться максимальных для него спортивных результатов. Или это форма наилучшей готовности спортсмена к спортивной деятельности, которая приобретается в ходе соответствующей подготовки в каждом макроциле тренировки, она представляет гармоничное развитие всех сторон подготовленности спортсмена.

Развитие спортивной формы, представляет чередование трех фаз : приобретение спортивной формы, сохранение ее и временная утрата.

Физиологическая и психологическая характеристика спортивной формы

Физиологические и биохимические изменения происходят в основном в двух направлениях:

1) Повышаются функциональные возможности, дееспособность различных систем организма на базе возрастания его энергетических ресурсов и улучшения обменных процессов.

Органы и системы тренированного спортсмена имеют, образно говоря, более высокий функциональный потолок. Повышается работоспособность нервной системы, значительно возрастают сократительные свойства мышц, с большей мощностью работают аппараты кровообращения и дыхания, богаче становится запас биохимических источников энергии и т. д. Все эти улучшения происходят, конечно, постепенно. В тот период, когда спортсмен находится в форме, дееспособность его организма достигает наиболее высокого уровня.

2) Совершенствуется координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы и ее саморегуляции. Как известно, при выполнении мышечной работы в организме человека происходят сложнейшие физиологические процессы, а именно: взаимосвязано сокращаются и расслабляются различные мышечные группы; учащается и углубляется дыхание, в связи с чем увеличивается вентиляция легких; возрастает частота сокращений сердца и количество крови, выбрасываемое сердцем в аорту при каждом сокращении; повышается обмен веществ в связи с активизацией сложнейших биохимических реакций и т. д. Центральная нервная система координирует все эти процессы в единую целесообразную деятельность. Наиболее совершенная регуляция процессов, протекающих в организме при специфической для каждого спортсмена мышечной деятельности, а также послерабочих процессов восстановления, достигается в период спортивной формы.

Итак, развитие спортивной формы включает как повышение дееспособности всех органов и систем организма, принимающих участие в мышечной работе, так и совершенствование координации их деятельности со стороны центральной нервной системы. Когда мы рассматривали эти процессы раздельно, то, конечно, допускали не-•которую условность. В действительности они едины. Общим итогом всех этих усовершенствований является:

а) повышенная мобильность организма спортсмена, что выражается в скорейшей врабатываемости и более быстром переключении от одной деятельности к другой;

б) способность выполнять мышечную работу на недоступном ранее уровне силы, быстроты, выносливости и ловкости;

в) экономизация деятельности организм а: тренированный спортсмен выполняет работу без излишних напряжений, более совершенно использует свои возможности, чем нетренированный (в частности, одно и то же количество работы выполняется с меньшими энергетическими тратами);

г) ускоренное течение восстановительных процессов: тренированный организм не только более эффективно работает, но и скорее восстанавливает свою работоспособность после, утомления.

Рассмотренные биологические преобразования служат основой развития физических качеств спортсмена.

Для спортивной формы характерен не только повышенный уровень развития физических качеств, но и особое их соотношение. Такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, необходимы представителям любого вида спорта. Однако каждый вид требует определенного их сочетания. Так, у спринтера ведущими качествами будут быстрота и сила в особом соотношении, называемом иногда «мощностью». Все иные качества должны быть развиты лишь в той мере, чтобы они не препятствовали максимальному проявлению «мощности». Напротив, у стайера ведущим качеством явится специальная выносливость к работе большой и умеренной интенсивности. Развитие других качеств подчинено максимальному проявлению этой специфической способности.

Спортивная форма и есть, в частности, такое сочетание физических качеств, при необходимом уровне их развития, которое специфично для избранного спортсменом вида спорта (специализации).

Физические качества спортсмена развиваются в связи с его техническими и тактическими навыками. Этим, в частности, объясняются особенности физических качеств у представителей различных видов спорта. Известно, например, что выносливость, приобретенная в связи с навыками плавания, отличается от выносливости, развитой посредством бега на лыжах; сила штангиста отлична от силы бегуна; быстрота бегуна - от быстроты боксера; ловкость прыгуна - от ловкости баскетболиста. Каждый двигательный навык как бы накладывает печать своих особенностей на соответствующие физические качества. Из сказанного нетрудно заключить, что для спортивной формы будет характерно наиболее тесное единство физических качеств и двигательных навыков, то есть такое их органическое сочетание, при котором спортсмен способен максимально проявлять свои физические качества именно в форме технических и тактических навыков избранного им вида спорта.

Но, чтобы это стало возможным, нужно овладеть необходимым арсеналом двигательных навыков.

По мере становления спортивной формы происходит объединение частных операций (движений, действий, из которых складывается техника и тактика избранного вида спорта) в гармоническое целое. При этом устраняются лишние, ненужные движения, повышается точность и ритмичность движений, сокращается время их выполнения. Отсюда спортивную форму характеризует слаженная системность действий, дающая высокий эффект. Физиологическую основу этой системности составляет так называемый двигательный динамический стереотип - слаженная, уравновешенная система нервных процессов в организме, формирующаяся в результате целенаправленного упражнения.

Если физиологические представления о спортивной форме в настоящее время имеют солидную экспериментальную основу, то психологических данных накоплено меньше. Тем не менее уже сейчас можно выделить некоторые психологические черты этого состояния. Отмечают, прежде всего, появление или улучшение специализированных восприятий спортивной деятельности - «чувства лыж» у лыжников, «чувства воды» у пловцов, «чувства планки» у прыгунов, «чувства времени и дистанции» у бегунов и т. д. Эти восприятия возникают на основе тончайшего анализа и синтеза показателей различных органов чувств - зрения, слуха, «мышечного чувства» и т. д.

В период спортивной формы спортивные двигательные навыки (по крайней мере, основные) высоко автоматизированы. В связи с этим роль сознания в процессе спортивной деятельности приобретает новое качество.

Для состояния спортивной формы характерны также эмоциональный подъем, бодрое, жизнерадостное настроение. У спортсмена ярко выражено стремление к напряженной спортивной борьбе, воля к победе. Спортивная форма - период наиболее смелых спортивных дерзаний, основанных на уверенности в своих силах.

Наконец, существенной чертой состояния спортивной формы является увеличенный диапазон волевых усилий. Под этим понимается как расширение возможностей совершать предельные волевые напряжения по времени, так и повышение их абсолютного уровня. Известно, что спортсмен нередко терпит неудачу в состязаниях не только потому, что он физически не готов к спортивному достижению, но и потому, что он не может «выложиться», то есть заставить себя предельно мобилизовать те физические силы, которыми потенциально обладает.

Критерии спортивной формы

Наиболее обобщенным критерием спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. В нем, как в фокусе, отражаются все стороны подготовленности спортсмена. Анализируя динамику спортивных результатов, можно судить о наличии спортивной формы, о периодах ее становления, сохранения, утраты. Но спортивный результат именно в силу своей обобщенности не позволяет избирательно контролировать отдельные стороны подготовки спортсмена: техническую, физическую и т. д. Нужно учесть и то, что в некоторых видах спорта результат не выражается в достаточно объективных количественных критериях (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.)- Все это ставит вопрос о дополнительных, частных критериях спортивной формы. Выбирая их, учитывают:

а) функциональное состояние важнейших органов и систем, степень их врабатываемости и динамику восстановительных процессов после физической нагрузки;

б) уровень развития основных физических качеств;

в) степень совершенства техники в избранном видеспорта;

г) опыт в распределении сил; знания, умения и навыки в области спортивной тактики;

д) способность к максимальным волевым проявлениям.

В период спортивной формы все эти показатели, должны быть оптимальными. Руководствуясь этим, можно найти такие способы, которые позволят приближенно оценить состояние спортивной формы; спортсмену в этом случае не придется предельно затрачивать силы во время прикидки. Понятно, какое это имеет значение, особенно накануне напряженных состязаний.

У тренеров, спортивных врачей и научных работников накопился значительный опыт определения состояния спортивной формы. Отчасти сложился и комплекс соответствующих методов и приемов. Их можно условно подразделить на две группы: педагогические и врачебно-физиологические. Используя педагогические методы, определяют состояние физической, технической, тактической и морально-волевой подготовленности спортсмена на основе обобщенной оценки его качеств, знаний, навыков и умений. Врачебно-физиологические методы направлены на выявление дееспособности важнейших функциональных систем организма.

К педагогическим методам относятся, прежде всего, учет и анализ спортивных результатов и специальных нормативов по физической, технической и тактической подготовке. Широко используются наблюдения за техникой, тактическими действиями и поведением спортсмена в условиях соревнований и ответственных прикидок. Применяются также методы, регистрирующие движения спортсмена или отдельные их элементы с помощью специальной аппаратуры (киносъемка, циклография, динамометрия, динамография и др.).

В настоящей брошюре не представляется возможным остановиться на всех методах и приемах данной группы. Для примера приведем лишь некоторые из них*.

В ряде видов спорта существует понятие «эталона формы». Так, если велосипедист на прикидке показывает время хуже прошлогоднего не больше чем на 2%, то это принимается как свидетельство того, что спортсмен вошел в форму. В видах спорта, где результаты измеряются в мерах времени, расстояния и веса, существуют аналогичные эталоны.

Для оценки технического совершенства обычно используют кино-, циклосъемку и динамография.

При врачебно-физиологических методах берутся показатели состояния важнейших функциональных систем спортсмена, в первую очередь нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Эти показатели учитываются при различной активности организма: в покое, во время и после так называемой стандартной нагрузки, во время и после максимальной нагрузки. Поэтому показателей, полученных в состоянии покоя, недостаточно для определения спортивной формы.

Более четкие сведения можно получить, если изучать реакцию организма на стандартную нагрузку. Спортсмену предлагается выполнить строго дозированную работу (например, вращение педалей велоэргометра в постоянном темпе в течение определенного времени). До, во время и после работы регистрируются определенные показатели дыхания и деятельности сердечно-сосудистой системы. Установлено, что с ростом тренированности некоторые показатели при одной и той же работе снижаются, а в период спортивной формы становятся, как правило, наименьшими, то есть работа совершается наиболее экономно в результате отличной координации различных функций.

В настоящее время для определения специальной тренированности спортсмена начинают широко использовать пробы со специфической повторной нагрузкой. Например, для оценки тренированности бегунов применяют повторный бег с околопредельной скоростью через интервал 2-5 мин. О тренированности судят по степени сохранения скорости в повторных пробежках и характеру восстановительных процессов между ними. Тренированность борцов определяется по качеству выполненных ими многократных бросков чучела, а также по реакции сердечно-сосудистой системы на эту нагрузку и т. п.

При всей ценности функциональных проб со стандартной нагрузкой они не раскрывают максимальных возможностей организма спортсмена. Поэтому прибегают к определению реакций на максимальную работу, что дает возможность выявить, на какое предельное напряжение способна та или иная функциональная система. Как уже говорилось, в период спортивной формы спортсмен имеет наиболее высокий функциональный потолок. Поэтому в ответ на максимальную нагрузку организм спортсмена дает наиболее высокие сдвиги частоты дыхания, вентиляции легких, кровяного давления, потребления кислорода и других функциональных показателей.

Таким образом, показатели функциональных проб в состоянии покоя дают только примерное, весьма неполное представление о тренированности спортсмена. Реакция на стандартную нагрузку, раскрывая степень экономизация деятельности различных органов и систем, является уже более достоверным критерием. Эти данные, дополненные исследованием характера реакции на максимальную работу, а также на повторную специфическую нагрузку, дают уже относительно полную характеристику спортивной формы.

Психофизиологическая характеристика предстартового состояния, физиологические механизмы и разновидности. Неблагоприятные предстартовые состояния и способы их предотвращения и коррекции в избранном виде спорта. Значение разминки перед соревнованиями.

Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов. Физиолог. изменения возникают на усл. сигналы, которыми явл. раздражители (вид вып. упр.: подготовительные проц. – условная негативная волна «волна ожидания»,набл. медл. потенциалы в темпе предстоящего движения – «меченые ритмы ЭЭГ», вегетативные и моторные сдвиги, актуализация рабочей доминанты.

Предст. изменения. – неспецифические(при любой работе), специфические (связ.со спецификой предст. упр.).

Неспецифические – 3 формы предст. сост.: 1) боевая готовность-обесп. наилучш. психол. настрой и функциональную подг. Спортсменов (оптимальный уровень физ.сдвигов – повышенная возбудимость Н.Ц, и мышечных волокон, пост. глюкозы из печени в кровь, превышение концентрации нора- над адреналином, укорочение времени дв. реакции, оптим. усиление частоты и глубины дыхания и ЧСС. 2) предстартовая лихорадка – возбудимость мозга чрезмерно повышена, состояние тревоги (нарушение межмыш.координации, преждевр. энергозатраты, избыточные кардиореспират. реакции, ↑ возбудимость, бытрые и неоправданные движения – истощение ресурсов). 3) предстартовая апатия –недост. уровень возбудимости ЦНС (↑ времени дв. реакции, подавленность и неуверенность в своих силах, невысокие изменения в состоянии скел.мышц и вегетативных ф.). При длительной работе негативные реакции предст. лихор. и апатии могут преодолеваться, при кратковременной работе это невозможно.

Специфические –редст.реакц. отражают особенности предст. работы (в КБП активиз. зоны, которые будут вовлекаться в работу, функц. изменения выше на соревн., чем на тренировке).

Регуляция предст. состояний – на формы проявления предст.состояний оказывает влияние тип ВНД: сангвиники, флегматики – сильные и уравновешенные нервн.проц. – боеваяготовность, холерики – предстартовая лихорадка, меланхолики – аппатия.

Беседа с тренером.

Перекл. на др. вид деятельности способствует оптимизации предст. состояний.

Массаж.

Правильно проведенная разминка (в невысоком темпе – глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляция), в быстром темпе – для возбуждения нервной и мыш.систем).

Разминка(10 – 30 мин.)велика роль в подготовке организма к предстоящей работе, т.к. к условнорефлекторному механизму предстартовых состояний подключаются безусловнорефлекторные реакции, вызванные работой мышц. Общая разминка – неспецифична, направлена на повышение функционального состояния орг. и создание оптимального возбуждения. Разогр. мышц ↓ их вязкость, повышает гибкость суставно – связочного аппарата, ↑ поступление О2 к мышцам и тканям, акт.ферменты и ускоряет биохимические реакции. Разминка не должна доводить до выраженного утомления и вызвать повышение темп. до 38, что вызовет отрицательный эффект. Специальная часть разминки – обесп. специфическую подготовку именно тех нервных центров и скелетных мышц, которые несут основную нагр. Происходит оживление рабочих доминант динамических стереотипов, вегетативные сдвиги достигают уровня, необходимого для быстрого вхождения в работу.

20. Физиолого-биохимическая характеристика сдвигов в организме при мышечной деятельности. Изменения в организме при выполнении работы постоянной и переменной мощности. Характеристика сердечно-сосудистой, дыхательной системы, системы крови, опорно-двигательного аппарата, удельных и суммарных затрат энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ СРЕДНЕ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА – НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА КУРЭШ

В современной практике подготовки юных спортсменов имеет место применение большого объема специальных тренировочных и соревновательных средств, что в конечном итоге не редко приводит к серьезным срыва...

Программа элективного курса «Основы избранного вида спорта (легкая атлетика)»

Программа курса обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса  подготовки юных легкоатлетов, преемственность в решении задач укрепления здоровья гармонического развития ю...

Общая характеристика психологических факторов, лимитирующих спортивную деятельность в избранном виде спорта

Рост спортивных результатов и их престижность, увеличение конкуренции, ответственность спортсмена за свой спортивный результат увеличивают психическое напряжение спортсмена во время соревнований. Уров...

Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...

Методическая разработка - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА (РЕГБИ)

Актуальность. Педагогика как сфера деятельности зародилась много столетий назад, и с тех пор педагогическая мысль находится в постоянном и непрерывном развитии. Несмотря на то, что в сфере физической ...

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения

В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования ...