Онтогенетические развитие и этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников
презентация к уроку по теме
По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной задачей: подготовка ребенка к школе , в том числе к усвоению письменной речи. Для того чтобы грамотно писать , ребенку необходимо представлять, что - предложения состоят из слов, - слова из слогов и звуков, - звуки в слове расположены в определенной последовательности. Успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.
По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Основные причины: - нарушение фонематического восприятия, - дефекты произношения, - несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Нарушение фонематического слуха мешает: овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматически правильной речью, тормозит развитие связной речи. Проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия при дифференциации (различении) фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию). Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Проверка фонематического восприятия (повтор слоговых рядов, близких по звучанию слов, слов со сложной слоговой структурой, произношение слов с чередованием акустически и артикуляционно-близких фонем ) - па-ба-па, ша-жа-ша; бак – бок – бык, миска – мишка – мышка; велосипедист, мотоциклист, транспорт, фотографироваться; шоссе, раскладушка, учительница, смеющаяся девочка, балерина, рояль, столяр,
Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте .
1 этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти. (см.приложение - «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №1-5)
Для развития общего и слухового внимания применяется игра «Кто тебя позвал?». Водящий отворачивается. Дети поочередно окликают его: «Ау!» Ребенок определяет, кто его позвал. Игра «Колокольчик». Незаметно для водящего логопед дает колокольчик кому-нибудь из детей. Водящий отгадывает и показывает, за спиной какого ребенка звенел колокольчик. Игра «Что звенит?». Логопед предлагает детям запомнить звучание при ударе палочки о банку, стакан, чашку. Затем прячет эти предметы за ширму. Дети угадывают, что звенит.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. (см.приложение - «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения № 6-10)
Игра «Три медведя». Логопед выставляет перед детьми игрушки или картинки с изображением трех медведей: большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети отгадывают и показывают, какой из медведей мог так «сказать». Игра «Два зайца». Перед детьми два игрушечных зайца. Один — большой, другой — маленький. За ширмой логопед ударяет по барабану то громко, то тихо. Дети, ориентируясь на силу звука, определяют, который из зайцев «играет на барабане».
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться - различать слова близкие по звуковому составу, - находить похожие по звучанию слова(рифмы), - подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению, согласно контекста. (см.приложение - «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №11-23)
Запомни – повтори: Та – то – ту ты – та – то Му – мы – ма мо – ма – мы Ва – ву – во вы – ву – ва Па – по – пу пу – пы – по Повтори похожие слова вначале по 2, затем по три в названном порядке: Мак – бак – так ток – тук – так Бык – бак – бок дам – дом – дым Ком – дом – гном дом – ком – том Повтори, как я. (слоговой ряд со сменой ударного слога). ВА – ва – ва гА – га – га мА – ма – ма Ва – вА – ва га – гА – га ма – мА - ма Ва – ва – вА га – га – гА ма – ма - мА
4 этап - дифференциация слогов. На этом этапе детей учат - различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. - дифференцировать слоги со звуками раннего онтогенеза , то есть их произношение не вызывает затруднений у детей 5 лет. (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №24-31)
Запомни – повтори: па – пя по – пё пу – пю пы – пи ма – мя мо – мё му – мю мы – ми ва – вя во – вё ву – вю вы - ви Запомни – повтори (сначала 2 слога, потом по 3 слога) Та – да та – да – та Ка – га ка – га – ка Фа – ва фа – ва – фа Са – за са – за – са
5 этап - дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, находить заданные фонемы в звуковых рядах . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У, И. Согласные звуки должны произноситься кратко (не в коем случае не БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р) ( см.приложение - «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №32-34)
Упражнение «Хлопни в ладоши» Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять /а/ из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции). Речевой материал: о, а, и, о, а, ы, э, а, ум, ап, он, арка, уши, аист, ангел, Аля и т.д. Описание: Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит /А/. Упражнение « Подними сигнал» . Цель: учить детей выделять звук /Б/ из ряда звуков, слогов слов (начала и середины). Речевой материал : б, т, к, б, м, н, п, б, к, б, п, т, б; па, му, ба, ну, бо, та, по; булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума. Описание. Детям предлагается поднять букву Б, когда они услышат соответствующий звук.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся с понятиями и их обозначениями: - речевые звуки делятся на гласные и согласные; - согласные, в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; - слова состоят из слогов, а слоги из букв; - буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки - слышим и произносим.
Произнеси названия картинок. Какие из них начинаются на согласный, а какие - на гласный звук? Назови лишнюю картинку.
Упражнение «Назови гласные». Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение дифференцировать гласные и согласные звуки. Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок. Описание. Логопед предлагает детям послушать слова и назвать гласные звуки.
Назови предметы. Раскрась на схеме кружок в том месте, где находится в слове звук К. Определить место звуков Г – Гь в словах (начало, середина, конец слова). Поставь точку синим или зелёным карандашом на линии. __________ ______________ ________________
Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается ее название.
Названия всех предметов начинаются со звука К. Назови предметы и обведи буквы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"
Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников
Информационный листок для родителей....
Консультация для родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников
Материал представляет собой просветительский буклет для родителей дошкольников, содержащий примеры игр для развития фонематического восприятия. Такие буклеты удобно иметь в кабинете или в раздевалке д...
Консультация для родителей и педагогов "Развитие фонематического восприятия у дошкольников",
Консультация «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки детей с задержкой психического развития к овладению грамотой...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников на I этапе-узнавание неречевых звуков.
Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не ф...
Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематического восприятия"
Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематичекого восприятия"...