Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_10_klasse.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока
Тема: «Путь развития России»
Цель урока: формирование исторического мышления путём поиска закономерностей исторического развития и проектирование его на современную действительность.
Конкретизация цели в задачах:
1. Конкретно - познавательные задачи:
- учащиеся должны знать характеристики, которые давали иностранцы россиянам в различные исторические эпохи;
- характеристики русских царей, императоров и императриц;
- основные итоги правления русских царей, императоров и императриц.
2. Коммуникативно - развивающие задачи:
- развитие навыков работы с текстом исторического источника;
- использование собственного опыта для решения учебных задач;
- отработать навыки работы с материалом учебника;
- анализ исторических событий и личностей;
- отработать навыки работы в группах разного численного состава;
- уметь защищать и аргументировать свою точку зрения;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- научиться слушать и слышать друг друга;
- использовать навыки самоорганизации своей работы.
3. Социально - ориентационные задачи:
- воспитывать в себе самоуважение и чувство гордости за свою Родину;
- через культуру поведения воспитывать в себе уважительное отношение к личности другого человека;
- научиться нести ответственность за свои решения.
Основные понятия: европейский путь развития, самостоятельный путь развития, прозападный, славянофилы, западники.
Оборудование урока: учебник, письменные источники: П.Петрей «История о великом княжестве Московском», Андрей Роде «Посольство Ольделанда», Августин Мейерберг «Путешествие в Московию», Самуэль Коллинс «Нынешнее состояние России», Яков Рейтенфельс «Сказания о Московии», Иоганн Корб «Дневник путешествия в Московское государство», Христофор-Герман Манштейн «Записки о России», характеристики русских царей, императоров и императриц, таблицы для заполнения.
Организация учебного пространства: учебные столы расставляются соответственно количеству групп. Например:
_____________________ 1 этап
_______ _______ _______ 2 этап
_______ _______ _______ _______ _______ _______ 3 этап
_______ _______ _______ 4 этап
_____________________ 5 этап
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
1) Высказывание и аргументация собственных точек зрения учащихся по проблемному вопросу.
2) Работа с источниками и историографией.(составление характеристик россиян)
3) Отбор характеристик монархов
4) Определение имён правителей (игровой момент)
5) Заполнение таблиц по результатам правления монархов
6) Определение трёх правителей, в годы правления которых, Россия достигла своего могущества
7) Анализ и классификация итогов правления русских царей, императоров и императриц.
8) Обсуждение первоначального вопроса на основе вновь изученного материала.
9) Рефлексивный этап.
1) Учитель называет тему урока, его цель и задачи.
«Уже много десятилетий россияне, да и иностранцы задаются вопросами: С кем ты Россия? Каким путём идёшь? Перемены, происходившие в России за столетия, породили на свет множество точек зрения на эту проблему, две из которых являются основными:
- Россия часть Европы и идёт по европейскому пути развития.
- Россия особая страна и идёт по своему собственному, отличному ото всех пути.
Сегодня мы с вами будем также решать данную проблему. Для решения мы будем использовать собственные знания и наблюдения, воспользуемся письменными источниками, которые позволят нам узнать, что думали о россиянах и о России иностранцы, изучим характеристики русских царей, императоров и императриц, проанализируем и классифицируем итоги правления отдельных государей и государынь.
При подготовке к уроку вы были разделены на три группы и всем учащимся я предложил подумать над вопросом – Как вы считаете, Россия – это часть Европы и идёт по европейскому пути развития или же это особенная страна и путь развития у неё особенный, отличный ото всех?
Теперь я попрошу вас проголосовать по данному вопросу».
Учащиеся голосуют, а учитель записывает итоги голосования на доске. Учитель просит учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его.
Итоги голосования сохраняются на доске до конца урока.
2) «Любое государство – это прежде всего люди в нём живущие. Именно они служат той силой, которая двигает страну вперёд или наоборот назад. А людям присущи определённые черты характера. Вот, например, немцев называют педантичными, французов – жизнерадостными, итальянцев – вспыльчивыми, испанцев – горячими, албанцев считают склонными к обману. А теперь я попрошу вас на основе собственных знаний и наблюдений, а также путём обсуждения решить следующую задачу:
- какие черты характера присущи россиянам?».
Каждая группа получает лист, который разделён на две части. Своё решение учащиеся записывают в соответствующей колонке. По истечении времени представители групп зачитывают свои записи.
«А сейчас каждая группа, а точнее каждый человек в группе получит индивидуальное задание. Вам выдаются копии письменных источников. За определённое количество времени каждый из вас должен прочитать свой документ и найти в нём рассуждения иностранцев о характере россиян. После этого прошу вас записать в соответствующую колонку те черты, которыми наделяли иностранцы россиян».
Учащиеся читают и выписывают нужный материал, а по истечении времени представители групп озвучивают свои записи и подтверждают их выдержками из документов.
3) «Как вы видите, мнения иностранцев расходятся с нашими. Естественно, в каждом народе есть разные люди – и плохие и хорошие. Но не имея возможности узнать всех людей, мы очень часто судим о какой-либо стране по её представителям. И, конечно, представителем страны является её правитель. Не даром существует такая русская пословица: каков поп, таков и приход, или латинское выражение: каков царь, таково и стадо; каков раб, таков и господин. Каждая группа получает характеристики русских царей, императоров и императриц. Эти описания очень часто встречаются в отечественной историографии и многие вам наверное знакомы. И всё же, чтобы не смущать вас громкими именами, каждая характеристика находится под определённым номером. Задание для вас следующее:
-Отобрать из представленных характеристик две – из которых одна соответствует вашей собственной характеристики россиян, а вторая – характеристики, которую давали россиянам иностранцы».
Учащиеся обсуждают характеристики и отбирают нужные. По истечении времени, учащиеся называют номера характеристик и объясняют свой выбор.
4) Учащиеся рассаживаются за шесть столов. Каждая из вновь образовавшихся групп получает по одной из отобранных на предыдущем этапе характеристик.
«А теперь давайте поиграем. Ещё раз прочтите характеристику и попытайтесь угадать – какой правитель или правительница скрываются под вашим номером. Кто угадает, тот получит небольшой приз, который поможет вам выполнить следующее задание».
Учащиеся угадывают и те кто сделал это верно получают карточки с подсказками для выполнения следующего задания.
5) Учитель ещё раз называет имена выбранных правителей, а учащиеся записывают их в соответствующую таблицу. Всего получится шесть колонок.
«На данном этапе вы должны вспомнить и записать итоги правления выбранных вами государей, отметить важнейшие, на ваш взгляд, дела и реформы, которые были сделаны и проведены в годы правления данного государя».
Учащиеся заполняют таблицу с именем того правителя, характеристика которого имеется у них на столе. Можно использовать учебник.
По истечении времени представители групп зачитывают свои записи, а все остальные, в соответствующей колонке, конспектируют это. Таким образом, к концу озвучивания записей, у каждой группы таблица должна быть заполнена.
6) «Посмотрим внимательно на заполненные таблицы и отберём из шести правителей – трёх, в годы правления которых Россия сделала значительный шаг вперёд, тех кто принёс для России наибольшую пользу».
На доске выписываются шесть имён правителей. Учащиеся совещаются и отбирают претендентов путём голосования. Результаты записываются под именем каждого претендента.
7) Учащиеся рассаживаются за три стола.
«Вы отобрали трёх государей, которые, по вашему мнению, принесли России своими делами наибольшую пользу. Сейчас я попрошу вас снова обратить внимание на заполненные вами таблицы. Проанализируйте и классифицируйте итоги правления выбранного вами государя (каждой группе предлагается один из трёх раннее выбранных), а затем сделайте вывод – по какому пути развития двигалась Россия при нём?
Учащиеся обсуждают, анализируют и делают выводы.
8) Учащимся к обсуждению предлагается тот же самый вопрос, что и в начале урока: Как вы считаете – Россия это часть Европы и идёт по европейскому пути развития или же это особенная страна и путь развития у неё особенный, отличный ото всех?
Учащиеся обсуждают этот вопрос уже на основе вновь изученного материала. Проводится голосование. Результаты записываются на доске и сравниваются с результатами голосования, полученными в начале урока.
Далее учитель делает обобщение и вывод. «Вопрос, который мы сегодня с вами обсуждали, очень спорный. Каждый из вас имеет полное право на собственную точку зрения по данной проблеме. Но мы должны с вами видеть исторические закономерности развития России. И как бы нам не хотелось, мы не можем игнорировать исторические факты, представленные в доказательство той, или иной стороной. Наша с вами задача – объективно подходить к решению этого вопроса, а объективность рождается из знаний.
9) Вопросы для рефлексивного этапа:
- что нового вы узнали на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- Какой вывод можно сделать из изученного материала?
- О чём захотелось узнать поглубже?
- Что лучше всего получалось на уроке?
- Что получалось с трудом?
Окончание урока: Учитель сообщает, что с задачами урока класс справился, и цель урока достигнута. Подробно разбирается каждая задача. Затем учитель спрашивает у учащихся – а как они считают – выполнены ли поставленные задачи. Объявляются критерии оценок. Объявляются лучшие из учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Экономическое развитие России во II-ой половине XVIII в."
Урок в 7 классе на тему "Экономическое развитие России во II-половине XVIII в."...
Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."
Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) И...
Тема урока: Экономическое развитие России в годы правления Александра III (с использованием краеведческого материала)
Авторы: учителя истории Аборкина И.Н., Егорова О.А. Цели урока:Образовательная: выяснить основные направления экономической политики С. Ю. Витте, на примере краеведческого материала показать, что...
Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"
Урок разработан по технологии деятельностного метода....
Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"
Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания...
Пути развития коммуникативных умений детей с особенностями в развитии
В документе описываются особенности коммуникации младших школьников с сочетанными нарушениями развития, даются рекомендации по развитию коммуникативных умений детей этой категории....
Техкарта к уроку. Пути развития современной архитектуры.
Техкарта к уроку....