Закономерности возрастного развития старших школьников
консультация по психологии на тему
Теоретический обзор возрастных особенностей детей старшего школьного возраста может быть полезен как педагогам, так и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detey_starshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
О развитии детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы.
Раннюю юность – считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.
Учебная деятельность активно сочетаемая с разнообразным трудом имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.
Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий.
Деятельность
- приобретает элементы исследования
- направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.
Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью.
Менее значимыми становятся межличностные отношения, отношения в семье.
Будущая жизнь интересует старших школьников в первую очередь с точки зрения профессиональной.
Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.
Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста.
Основные психические новообразования данного возраста:
Мировоззрение (собственный взгляд на мир). Формируется ценностная система взглядов на окружающий мир, жизненная позиция и ценностные ориентации школьника. В старшем школьном возрасте совершается мировоззренческий выбор; с мировоззренческими установками непосредственно связанно моральное и профессиональное самоопределение. Мировоззрение складывается у старших школьников как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ наук в школе, формирования теоретического мышления. Это система убеждений личности, сформированная в определенных условиях ее жизнедеятельности. Только в отношении старшего школьного возраста можно говорить о формировании мировоззрения так, как для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.
Мировоззрение определяет стратегические жизненные цели индивида и повседневные принципы его поведения.
Профессиональные интересы. В этом возрасте начинаются серьезные поиски трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Становится сознательным отношение к учебе. Она приобретает непосредственный жизненный смысл. Отношение к учебным предметам у старших школьников – избирательное. Складываются интересы, связанные с профессиональной направленностью старшеклассников. Именно в этом возрасте юноши и девушки определяют свой специфический устойчивый интерес к той, или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно - профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого профессионального интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области.
Основная задача возраста: профессиональное самоопределение.
Основной направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. То есть ребенок должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
К окончанию школы ребенок должен уметь:
- составлять собственные жизненные планы,
- искать средства их реализации,
- вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что будет свидетельствовать о росте самосознания.
Вместо заключения…
Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше? чем в подростковом возрасте. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование периода – самоопределение. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связанно и окончательное становление жизненного мира.
Подготовила психолог: Вартеваньян М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития лидерского потенциала в среде старших школьников
данная программа расчитана на развитие лидерского потенциала старшеклассников, расчитана на два года, включает в себя методические рекомендации, календарно-тематический план...
Возрастные особенности старшего школьника
Психология ранней юности...
Практическая работа «Методика введения фундаментальных понятий, законов и закономерностей курса астрономии старшей школы»
Практическая работа с дистанционных курсов по астрономии...
Особенности возрастного развития младшего школьника.
Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей....
Возрастные особенности старших школьников
Сообщение содержит описание возрастных особенностей учащихся старшего звена школы. Перечислены симптомы возможного кризиса этого возраста, актуальные потребности подростка и противоречия в развитии ли...
Особенности возрастного развития школьников
Особенности возрастного развития школьников...
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дать характеристику факторам, влияющим на двигательную активность школьников старшего возраста и определить влияние различных двигательных режимов на физическое состояние и здоровье обучающихся....