«Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Логопед», методика предъявления социально - значимых жестов для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
методическая разработка
Для помощи ребенку с ОВЗ в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны, поскольку неговорящие дети очень индивидуальны, в этой связи выбор вспомогательного средства общения является результатом тесного сотрудничества работы специалистов, работающих с ребёнком (логопеда, учителя, психолога, специалиста ЛФК, родителей, врача).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
альтернативная коммуникация | 560.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 565 Кировского района
Санкт-Петербурга
Утверждаю: Зам. директора по УВР
____________________/ /
Рассмотрена на МО
№___от «__»_________20 г.
Методическая разработка
Тема разработки: «Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Учитель-логопед», методика предъявления социально – значимых жестов»
Разработчик, составитель, дизайн (рисунок, компьютерная графика):
Сафронова Ирина Олеговна, учитель
Консультанты: Капустянская Лариса Владимировна, методист
Цветкова Светлана Юрьевна, учитель-логопед
Санкт-Петербург
2015-2016
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………….3 стр.
2. Содержание ……………………………………………4 стр.
3. Методические рекомендации (заключение) ……..…..6 стр.
3. Список литературы…………………………………… 7 стр.
4. Список электронно-образовательных ресурсов……...7 стр.
5. Приложения…………………………………………….8 стр.
1. Пояснительная записка к методической разработке
Данная разработка адресована воспитанникам детского дома-интерната, их родителям, специалистам детского дома, школы, благотворительных организаций.
На сегодняшний день существуют проблемы по освоению педагогами средств альтернативной коммуникации. Ввиду отсутствия этих знаний у педагога, неговорящий ребенок с множественными нарушениями, зачастую не получает квалифицированной помощи по подбору способа и средств коммуникации, и их дальнейшего применения на практике. Ребёнок в большинстве случаев оказывается за рамками педагогического процесса.
Данная тема очень актуальна в работе с детьми с множественными нарушениями развития, так как они испытывают трудности в общении, они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Поэтому для формирования коммуникативных навыков у неговорящих детей необходимо использовать альтернативные способы общения.
Разработанные учителями, учителями-логопедами пиктограмма и методика предъявления жестов нашла своё применение в работе с детьми ТМНР.
2. Содержание
Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Учитель-логопед», методика предъявления социально – значимых жестов
Форма проведения дела: развивающее, логопедическое занятие для воспитанников, консультация для специалистов.
Оформление, оборудование: бумага, чёрный фломастер, ламинат, система пиктограмм «Метаком», компьютер, мультимедийный экран, презентация.
Пиктограмма «Логопед»
В работе с безречевыми детьми преимущественно мы используем пиктограммы по немецкой системе «Метаком». Данная система наиболее удобна в использовании у детей с тяжёлыми двигательными нарушениями. По такому формату, совместно с логопедами детского дома была разработана пиктограмма «Логопед» (рис.1).
В данной пиктограмме отражены различные формы логопедической деятельности с детьми с ТМНР: работа с зеркалом (визуальный контакт), использование средств альтернативной коммуникации (жест «Я») с подкреплением вербальной речи. Здесь, включаются в работу жизненно-важные анализаторы: зрение, слух, тактильные ощущения.
Рис.1
Методика предъявления жестов
Для развития жестовой речи рекомендованы к использованию символические жесты и движения, подобраны соответствующие пиктограммы (система «Мекатон»). Пиктограммы были модифицированы и обработаны компьютерной графикой.
Данный способ коммуникации с успехом используется у детей с синдромом Дауна.
Была разработана методика предъявления 5 жестов (см. приложение).
Данные жесты используются на начальных этапах работы по развитию жестовой речи. Они просты в использовании, понятны персоналу детского дома. Важно, чтобы ребёнок, пользуясь жестами, выражающие его желания и потребности, был понятен не только педагогу, воспитателю, но и нянечке, врачу. Для этого необходимо обучить персонал, работающих с ним.
Методические рекомендации (Заключение)
Для помощи ребенку в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны, поскольку неговорящие дети очень индивидуальны, в этой связи выбор вспомогательного средства общения является результатом тесного сотрудничества работы специалистов, работающих с ребёнком (логопеда, учителя, психолога, специалиста ЛФК, родителей, врача).
При подборе способов коммуникации необходимо учитывать: особенности развития анализаторов, зрительно- моторная координация, отмечаются особенности речевого развития и неречевые психические функции.
В первую очередь, необходимо определить возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразительной мимики, жестов, интонации, коммуникации с помощью фотографий и изображений, пиктограмм.
Подбирая средства альтернативной коммуникации необходимо учитывать индивидуальный характер нарушений каждого ребенка, а подобрав, осознавать ответственность окружающих ребенка людей в моделировании системы общения.
3. Список литературы
- Образование детей с множественными нарушениями развития. Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года / Под научн. ред. Н.Н. Яковлевой – СПб., 2014. – 352 с.;
- Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 г. / Под науч. ред. В.Л. Рыскиной – СПб., 2014. – 240 с.
- Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014. – 432 с.
4. Список электронно-образовательных ресурсов
Ресурсы локального доступа:
А теперь я скажу тебе это по-своему... [Электронный ресурс]Первые шаги в альтернативной коммуникации с детьми/ под ред. А. Китцингер, Урзи Кристен, Ирена Лебер. Перевод. А. Чернавская - Карлсруэ; изд. "Лёпер Литературферлаг",1-е изд., 2003 г.;
Система пиктограмм «Метаком» [Электронный ресурс];
Использование средств коммуникации в работе с детьми с ТМНР [Электронный ресурс]Презентация в Acrobat Reader DC/ Большакова Г.Е. «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Новополоцка»;
Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с нарушениями вербальной речи. [Электронный ресурс] (из опыта работы с детьми с ДЦП, синдромом Дауна, нарушениями ЦНС), Текоцкая Ирина, логопед-дефектолог ГОБОУ ЦПМСС №1.
Сетевые ресурсы:
- Альтернативная коммуникация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logo-rech.ru/books.html. Дата обращения: 12.12.2015
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика предъявления жеста.
Жест «Привет»
Жест «Привет» выполняется всей ладонью руки, преимущественно в вертикальном положении. Для закрепления этого жеста нужно постоянно повторять его в течение дня, в ситуациях, когда кто-то заходит в помещение, группу.
Жест «Пока»
Жест «Пока» выполняется всей ладонью руки, преимущественно в вертикальном положении. Для закрепления этого жеста нужно постоянно повторять его в течение дня, в ситуациях, когда кто-то выходит из помещения, когда ребёнок уходит в школу, на экскурсию, прогулку и т. д.
Жест «ДА»
При показе жеста «ДА» голова двигается вперёд-назад. При выполнении этого жеста детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития часто задействовано всё тело (раскачивание, покачивание в разные стороны). Это может допускаться, если амплитуда таких движений незначительна, и они не являются стереотипными.
ЖЕСТ «НЕТ»
При показе жеста «НЕТ» голова поворачивается влево-вправо.
Жест «Я»
При показе жеста «Я» ребёнок рукой, согнутой в локте, касается себя ладонью в области груди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...
Рекомендации психологам, дефектологам, логопедам, педагогам, родителям детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Рекомендации тем, кто работает с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»
Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.
Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя по коррекционной работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 до 7 лет "Капельки"
Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи эффективны только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя дошкольного уч...