Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
методическая разработка на тему
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_specialistov_pavlenkoyu.yu_._burminskaya_i.v._seminar.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - «Детский сад №8 «Лесная сказка»
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Павленко Ю.Ю.
Учитель-логопед
I квалификационной категории
Бурминская И.В.
Педагог-психолог
I квалификационной категории
г. Северодвинск
2011 год
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи, недоразвитием психических функций и процессов. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является особенно актуальным.
Обеспечение тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и педагога-психолога – важнейший аспект коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа специалистов, а также осознанная заинтересованность включения в этот процесс родителей повышают эффективность коррекционно-развивающей работы, оптимизируют её организацию и содержание.
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиции которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время можно выделить две группы причин – предрасполагающие и производящие (провоцирующие), которые могут как способствовать возникновению заикания, так и непосредственно вызывать его.
Кроме того, существует несколько пиков проявления заикания, связанных с изменением социально значимой ситуации, например, поступление в детский сад, школу, пубертатный период.
В клинической картине заикания сочетаются собственно речевые нарушения различной степени выраженности и психологические факторы, во многом определяющие его течение, компенсацию и декомпенсацию.
Речевыми нарушениями при заикании являются артикуляционные, голосовые и дыхательные судороги речевых мышц, прерывающие плавность речи, ее слитность, и нарушения просодики (темпа, ритма, мелодичности).
Расстройства в психоэмоциональной сфере заикающихся обусловлены различными общеневротическими и логоневротическими нарушениями, которые возникают у них в результате затруднения речевого общения.
Дети с заиканием характеризуются слуховой и зрительной невосприимчивостью, трудностью осуществления слуховой обратной связи, более медленным реагированием на слуховые задачи, что деформирует воспринимаемую информацию и приводит к неверному планированию поведения, в значительной мере затрудняет полноценное общение. Им свойственна высокая тревожность, агрессивность, эгоизм, конфликтность.
Таким образом, дети с заиканием не имеют возможность адекватно взаимодействовать с окружающими посредством речи. В связи с чем затруднена социализация данной категории детей.
Нами разработан план взаимосвязанной работы учителя-логопеда и педагога-психолога по компенсации речевого дефекта и формированию коммуникативной деятельности у детей с заиканием, как одной из значимых предпосылок их успешной социализации.
Основу предлагаемого плана коррекционной работы составляет учение Р.Е.Левиной, в котором заикание определяется «как расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции». Это определение указывает на необходимость при анализе и коррекции заикания учитывать наряду с уровнем общения ребенка и состояние его внеречевых процессов, участвующих в акте общения. В связи с этим выделены следующие направления коррекционного воздействия:
1. Нормализация внеречевых процессов.
Цель этого направления – развитие общей и речевой организованности, то есть формирование полноценного общего и речевого поведения (наблюдательности, устойчивости и распределения внимания, контрольных и оценочных действий и т.д.).
2. Восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности.
Цель - развитие умений и навыков общения для адекватного, свободного, активного использования их в разнообразных коммуникативных ситуациях.
В соответствии с общей линией формирования в онтогенезе коммуникативных процессов и речевой деятельности последовательность работы заключается в переходе от ситуативной речи к развернутым высказываниям (т.е. к речи контекстной) в процессе активного взаимодействия каждого ребенка сначала с одним, а затем с несколькими детьми.
Коррекционный процесс разделён на четыре этапа. Каждый из этапов прослеживается как в работе учителя-логопеда, так и педагога-психолога.
На первом этапе (сентябрь – ноябрь) используется элементарная самостоятельная речь, проводится режим ограничения речи (пропедевтический период, режим молчания, шепотной речи, сопряжено-отраженной речи). Объем речи детей минимальный и в основном состоит из односложных ответов на вопросы педагога.
Цели коррекционного воздействия на данном этапе:
- развитие способностей более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
- активизация невербального общения внутри группы и установление между детьми эмоционально насыщенных связей.
Задачи:
1) Упорядочение внеречевых процессов.
2) Овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками, совершенствование невербальных способов общения. Детей учат внимательно слушать и запоминать задание, ориентироваться в его условии, точно выполнять инструкцию педагога, не отвлекаясь при ее выполнении, проверять результаты проделанной работы (само- и взаимопроверка).
На I этапе используются:
- Релаксация;
- Ритуалы приветствия и прощания с использованием невербальных средств выражения эмоций;
- Упражнения на формирование чувства принадлежности к группе;
- Упражнения на развитие уверенности в себе;
- Психогимнастические упражнения (этюды);
- Упражнения для развития произвольной регуляции.
На втором этапе (ноябрь, декабрь) дети упражняются в пользовании более сложной самостоятельной речью (сопряжено-отраженной, элементарной вопросно-ответной): у них формируется умение отвечать без заикания короткими и развернутыми фразами, подбирать на один вопрос педагога несколько однословных ответов. Дети учатся строить рассказ, передавая в нем последовательность совершенных на занятии действий, отвечать на вопросы одним словом или словосочетанием без наглядной опоры.
Цели коррекционного воздействия:
- выработка речевых навыков, адекватных стереотипов поведения в социально и личностно значимых ситуациях,
- тренировка общения,
- повышение социальной уверенности детей.
Задачи:
1) Формирование и закрепление умений и навыков произвольной деятельности
2) Совершенствование невербальных способов взаимодействия.
Главной задачей на данном этапе является формирование умений и навыков, необходимых для реализации взаимодействия ребенка со сверстником:
- умение привлечь внимание сверстника к себе,
- установить эмоциональный контакт;
- слушать и понимать собеседника; договориться о стратегии совместной работы;
- находить компромисс и достигать согласованности действий со сверстником при выполнении заданий педагога.
На II этапе используются:
- совместные задания с постоянной сменой партнёров;
- упражнения для развития произвольной регуляции.
На третьем этапе (январь – март) используется элементарная контекстная речь: дети кратко и развернуто отвечают на вопросы (без наглядной опоры), рассказывают о последовательности выполнения предстоящей работы, пользуются объясняющей речью. Они учатся задавать конкретные вопросы, точно и кратко формулировать их.
Цели коррекционного воздействия те же.
Задачи:
1) Закрепление умений и навыков общего и речевого поведения.
2) Формирование коммуникативных умений и навыков для выполнения центральной роли в коммуникативном процессе.
В играх и упражнениях на III этапе каждый ребенок учится выступать в роли активного и участника коммуникативного процесса – руководителя совместной деятельностью (ведущего, режиссера, организатора и т.д.). К речи детей предъявляются довольно высокие требования, так как необходимы формулирование задания, словесное распределение ролей, планирование деятельности, корректирование действий товарищей. Используются:
- Игры с правилами;
- Игры - драматизации;
- Инсценировки;
- Ролевые тренинги.
На четвертом этапе (март – май) дети упражняются в пользовании более сложной контекстной речью, закрепляя умение передавать одно и то же содержание своей деятельности развёрнуто и кратко.
Цель коррекционного воздействия: закрепление речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.
Задачи:
1) Закрепление свободной от заикания речи.
2) Формирование умений и навыков межгруппового взаимодействия.
Игры и упражнения, используемые на IV этапе, предполагают организацию межгруппового взаимодействия по типу командной деятельности:
- Ролевые тренинги;
- Инсценировки;
- Игры – драматизации.
На данном этапе у детей формируются умения:
- устанавливать контакт,
- усваивать и адекватно передавать информацию в процессе межличностного общения,
- находить компромисс при общении в группе детей из трех-четырех человек,
- докладывать о результатах проделанной совместной работы перед коллективом сверстников,
- доказывать свою точку зрения,
- адекватно реагировать на различные ситуативные факторы общения.
Эффективность коррекционной и развивающей работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения напрямую зависят от степени участия и заинтересованности в положительном результате родителей воспитанников.
Цель работы с семьёй ребёнка с заиканием: повышение психологической компетентности родителей, их поддержка и сопровождение в ходе учебно-воспитательного процесса, обогащение педагогического опыта и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы, формирование критического отношения к стереотипам воспитания.
Для достижения поставленной цели используются разнообразные формы работы с семьёй: «Психологический калейдоскоп» (круглые столы для родителей по обмену опытом с применением информационно-компьютерных технологий), выставки детских работ, совместные мероприятия детей с родителями с использованием продуктивных методов деятельности, «Видеозал для родителей» (мультимедийные презентации ознакомительного и обучающего характера), рекламные стенды (с размещением афиш, поздравлений, благодарностей и т.д.).
Анализ результатов анкетирования позволяет судить о высокой эффективности использования в работе с семьёй тренинговых занятий, поэтому нами разработан цикл образовательно-игровых занятий для родителей, рассчитанный на несколько встреч (одно занятие в месяц). Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Тематика встречи выбирается по степени актуальности на каждом конкретном коррекционном этапе.
Эффективность использования в образовательном процессе предложенного плана взаимосвязанной коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с заикающимися дошкольниками прослеживается, как в плане коррекции речевого дефекта, так и в плане формирования готовности к школьному обучению и профилактики проблем социализации.
Положительная динамика наблюдается в виде:
- снижения страха речи,
- улучшении голосовых модуляций,
- формировании навыков темпо-ритмической организации речи,
- интонационно-мелодической выразительности,
- развитии способности более адекватно выражать свое эмоциональное состояние,
- активизации общения, выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях,
- в формировании более уверенного поведения, снижении тревожности, развитии произвольной регуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: "Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях"....
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."
Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...
Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)
Комплексо - тематическое планирование коррекционной и образовательнойдеятельностти в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи( с 6 до 7 лет) составлено на основе...
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя по коррекционной работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 до 7 лет "Капельки"
Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи эффективны только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя дошкольного уч...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»
Субъект: обучающиеся старшего дошкольного возраста с ТНР ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель: создать условия для обоб...