Профессиональная задача.
статья на тему

Могильникова Галина Ивановна

Обучение детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_zadacha_mogilnikovoy_g.i.docx54.46 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная задача.

В вашем классе есть ученик, имеющий особые образовательные потребности (ограниченные возможности здоровья, ребенок-инофон, одаренный ребенок, ученик, имеющий существенные проблемы в знании предмета и т.п.).

Сократ:

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Особые образовательные потребности – это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать, таким детям, адаптироваться в жизни. 

Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным.

До недавнего времени термин «дети с особыми образовательными потребностями» рассматривался однозначно – категория детей, юридически определяемых как «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это традиционный подход  отечественной дефектологии.

В настоящее время происходит дальнейшая дифференциация понятия «особые образовательные потребности». Наряду с традиционным выделяется такой термин, как «особые образовательные потребности одаренных детей». Особыми можно назвать образовательные потребности детей с нарушениями в поведении, педагогически запущенных детей, леворуких детей, детей, нуждающихся в индивидуальных образовательных маршрутах.

Иными словами, сегодня к категории детей с особыми образовательными потребностями относят и тех детей, которые, так или иначе, отличаются от большинства. Это дети, говорящие на другом языке, принадлежащие к иным культурам, отличающиеся друг от друга стилем жизни, вероисповеданием, имеющие разные интересы и способности к обучению. Таким образом, традиционный термин «дети с особыми образовательными потребностями» приобретает сегодня инновационный смысл и содержание.

Одной из актуальных задач современного российского общества остается оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте, к сожалению, числа таких детей необходимо внимание к каждому из них.

В системе социальной защиты и системе образования  Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон “Об образовании”, “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)”,  Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы, в стадии разработки Специальный федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того ФГОС  впервые в отечественном образовании включают Программу коррекционной работы со школьниками, технологии дифференциации и индивидуализации обучения. 

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

Это имеет следующие преимущества:

•  исключается уравниловка и усреднение детей;

•  повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

•  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

•  создаются щадящие условия для слабых;

•  у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

•  отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

•  появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

•  реализуется желание сильных учащихся быстро и глубже продвигаться в образовании;

•  повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Различают следующие виды дифференциации :

•  региональную (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

•  внутришкольную ( уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

•  в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические классы компенсирующего обучения и т.д.);

•  межклассовую (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

•  внутриклассовую или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассовую дифференциацию называют еще «внутренней» в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы. При этом дети с проблемами выделяются в отдельную группу, с которой держится постоянный воспитательный контакт.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.

В последнее время все чаще обращается внимание на практику инклюзивного образования – включения детей с ОВЗ в процесс обучения в массовой школе, прохождения ими общеобразовательной программы с учетом гибких подходов к обучению.

При этом инклюзивное образование следует рассматривать лишь как одну из форм, которая призвана существовать наряду с другими — традиционными и инновационными.

В перспективе в каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов («Наша новая школа»).

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математики носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных условиях.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки.

Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления.

В процессе обучения математика решает и ряд коррекционных задач:

Основные направления коррекционной работы:

· развитие зрительного восприятия и узнавания;

· развитие пространственных представлений и ориентации;

· развитие основных мыслительных операций;

· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

· обогащение словаря;

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Поэтому при организации учебно – воспитательного процесса используется следующие подходы:

  • замедленный темп обучения;
  • предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения;
  • дозировка нагрузок и смена видов деятельности;
  • соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности);
  • использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;
  • организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
  • наглядно – практический характер обучения;
  • опора на знания и жизненный опыт учащихся;
  • установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

  • Сознательное усвоение учащимися различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема;
  • Рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
  • Система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков.

Таким образом учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития

 Особое место среди других детей занимают одаренные дети. Их результаты в обучении становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают ее рейтинг среди других учебных заведений.

По мнению зарубежных и отечественных психологов одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Основные характеристики одаренности (отечественный психолог Натан Семенович Лейтес):

высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности;

высокая мотивация к той или иной деятельности;

высокий уровень креативности (способности к творчеству).

Наличие у ребенка даже одного из трех качеств свидетельствует о его одаренности! 

При работе с одаренными детьми необходимо знать, что они обладают особым типом обучаемости, он может проявляться, как в более высокой скорости и легкости в обучении, по сравнению с другими детьми, так и в замедленном темпе обучения. Не каждый учитель способен разглядеть одаренного ребенка и создать индивидуальную программу работы с ним, которая привела бы к развитию, а не угасанию его природных задатков.

Результатами работы с одаренными детьми является увеличение призовых мест на олимпиадах, конкурса, научно-практических конференциях.

В настоящее время в нашей стране применяется три ведущих варианта обучения одаренных детей:

– раздельное обучение (специальные образовательные учреждения для одаренных детей),

совместно-раздельное обучение – специальные группы (классы) для одаренных детей в традиционном образовательном учреждении,

совместное обучение – обучение одаренных вместе со сверстниками.

Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации одаренных учащихся в каждой общеобразовательной школе.

В соответствии с требованиями ФГОС особую значимость приобретает внеурочная деятельность по различным направлениям. Предлагаются различные модели организации внеурочной деятельности в ОУ.

В настоящее время расширилась система олимпиад и конкурсов школьников, различного рода ученических конференций и семинаров, отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио). 

Под методикой обучения математике, направленной на развитие одаренных детей, понимают систему методов и форм обучения, создающих ситуации достижения развивающих целей обучения с использованием специально разработанной системы задач. Выделяют (Сулкарнаева Г.И.) два этапа методики обучения с использованием системы задач: подготовительный и непосредственный.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Современный учитель математики должен иметь определенные представления о структуре математических способностей в школьном возрасте. В частности, Крутецкий выстроил общую схему структуры математических способностей

Т. о., математически одаренных школьников характеризует:

  • способность к логическому мышлению.
  •  способность мыслить математическими символами;
  • способность к быстрому обобщению математических объектов, отношений и действий;
  • гибкость мыслительных процессов;
  • стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;
  • способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход;
  • математическая память (обобщенная память на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

Методы обучения математике одаренных учащихся должны обеспечивать:

  • передачу знаний, умений и навыков, соответствующих интересам и склонностям учащихся;
  • развитие специальных способностей, соответствующих определенным видам деятельности (учебной, математической);
  • развитие способностей, соответствующих виду деятельности, характерной для данного возраста (игровая, учебная, коммуникативная, допрофессиональная и т. д.);
  • создание образовательных условий, необходимых для проявления одаренными детьми потенциальных возможностей, развития индивидуальности.

    Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, основными являются методы творческого характера – эвристический, исследовательский, проектный и другие – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и таких качеств личности, как настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, способность к сотрудничеству и другие.
   Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для конкретных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя.

 При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • соответствие целям и задачам обучения и развития;
  • соответствие содержанию темы урока;
  • соответствие реальным учебным возможностям учащихся;
  • соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
  • соответствие возможностям учителя.

При выборе методов обучения требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися.
  Процесс обучения одаренных детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризированных средств обучения. Полезными могут быть и такие средства, как аудио и видео учебные материалы.
  В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.

Решение профессиональной задачи.

В вашем классе есть ученик, имеющий особые образовательные потребности (ограниченные возможности здоровья, ребенок-инофон, одаренный ребенок, ученик, имеющий существенные проблемы в знании предмета и т.п.).

На протяжении многих лет в школе "Веста", где я работаю учителем математики, обучаются дети, имеющие особые образовательные потребности: одаренные ребята, дети с особенностями, дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которые обучаются в классе или на домашнем обучении. Наша школа небольшая, она даже не имеет номера, а только название. Родители называют школу «Семейной, камерной». У нас по одному классу в параллели. И в каждом классе очень много таких детей. Передо мной всегда стоит задача, как научить всех детей математике, донести до них знания, найти подход к каждому, подготовить к сдаче экзамена.

 При работе с детьми,  имеющими особые образовательные потребности, я ставлю перед собой следующие цели решения таких задач.

Цели обучения математики для детей с ограниченными возможностями здоровья и ученики, имеющие проблемы в знании предмета:

  1. Овладение минимальными математическими знаниями и умениями, которые необходимы для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности.
  2. Развитие логического мышления, пространственного воображения.
  3. Формирование предметных общеучебных умений.
  4. Создание условий для социальной адаптации учащихся.

В классах, основой обучения является изучение особенностей личности каждого ученика, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение учеников в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности, положительного отношения к учебе.

Я в своей работе постоянно использую дифференцированный подход к обучению. Выделяю в классе всегда три группы: одаренные дети - их очень мало, но, практически, всегда есть 1-3 ребенка, дети с ОВЗ и ученики, имеющие проблемы в знании предмета ( я их называю дети с особенностями) и обычные ребята.  

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в классе, нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Возможно изменение типа выполнения задания: вместо письменного – устное. Для детей с особенностями особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.  

При работе с новым материалом использую  принцип Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь”, стараюсь применять принцип наглядности: презентации, видео-фрагменты, видео – уроки. Особенно продуктивно это работает на уроках геометрии.  

При закреплении материала использую групповые и парные формы работы. В группу собираю по 5-6 обучающихся, среди которых лидер - одаренный ученик  либо успешный по математике и ребенок с особенностями. Готовлю дифференцированные задания для обучающихся.  Лидер самостоятельно распределяет выполнение того или иного задания среди учащихся группы и затем  оценивает их  сам, либо  дают коллективную оценку учащимся. При работе в паре, каждого ребенка с особенностями прикрепляю к успешному обучающемуся. Готовлю разноуровневые задания и ставлю цель  перед успешным обучающимся: наблюдение, проверка и объяснение решения при необходимости. Дети с особенностями раскрываются перед своими товарищами, нет страха перед получением неудовлетворительной оценки ,появляется желание работать и начинают гореть глаза.

В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.

Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.

Закрепление учебного материала провожу с использованием:

  1. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы.
  2. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.
  3. «Математический тренажер». Систематически провожу устную работу по этому тренажёру, что способствует развитию вычислительных навыков. Приобретаются пособия «Математический тренажер» .
  4. Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях.

Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы(самопроверка или взаимопроверка по образцу). Использую разноуровневые мини тесты, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.

В нашей школе по ФГОС идет 7 класс. Я преподаю в этом классе . Начиная с 5 класса учу ребят писать творческие работы по предмету. Небольшой реферат, обязательно, наряду с теорией должен включать в себя кроссворды, занимательные и обычные задачи по теме. На уроках нахожу 5-7 минут, чтобы ребенок с особенностями представил ребятам свои задачи, головоломки, кроссворды по теме. У таких детей повышается интерес к предмету после проделанной работы и получения результата. Часто практикую  работу в паре с  седом по парте. «Решил, поменяйся с соседом тетрадью и стань педагогом, проверь его решение».

Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении математики.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку, особенно ребенку с особенностями, намного интереснее и легче воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я предлагаю, создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся с определенными образовательными потребностями.

Одной из коррекционных и здоровьесберегающих задач на уроке в классе, где обучаются дети с особенностями, является соблюдение режима учебной нагрузки, профилактика истощаемости нервной системы. Одним из средств, помогающих снять нервно-психическое напряжение ребенка, восстановить концентрацию внимания и восприятия является зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика – эффективная профилактическая мера усталости глаз.

Провожу рефлексию деятельности (итог урока). Цель которой -осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Где можно применить новые знания?

Привлекаю ребят с особенностями во время проведения предметных недель, используя различные конкурсы газет, рефератов, кроссвордов по предмету.

 Я являюсь классным руководителем 9 класса, в  классе есть ученик, который совсем не пишет на уроках. Он со своими особенностями. На уроках он слушает и рисует. У него великолепное пространственное мышление,  он устно решает задачи по геометрии. С алгеброй обстоят дела хуже, т.к. там нужно решать. Когда решение какой-либо задачи не получается у ребят либо заходит в тупик, он очень часто  находит способ решения. Я его называю «другой ребенок». Урочная система для него не подходит, ему нужно другое обучение. При подготовке к урокам, я стараюсь подыскивать для него разные задания, чтобы интерес к обучению не пропал.  И я понимаю, что на данном этапе сотрудничества с учеником получается не всегда и не у всех педагогов. Но у нас одна цель – подготовить ученика к сдаче ОГЭ, поэтому стараюсь всегда держать его в поле зрения. Но ответа на вопрос «Как его обучать?» - у меня нет, как и у всех педагогов в школе. При опросе детей один ученик написал о себе «Ленивый гений» - это относится и к данному ученику и что с этим делать, остается загадкой.

 В нашей школе обучаются дети с ОВЗ и дети – инвалиды, находящиеся на обучении на дому, и на обучении на дому с применением дистанционных технологий. Наша школа пять лет назад вступила в программу по обучению детей- инвалидов находящихся на надомном обучении с применением дистанционных технологий.

Сначала у нас был один ребенок – инвалид, ученик 10 класса. После очень тяжелой болезни, из-за плохого иммунитета его обучение было проблематичным, т.к. после любого контакта ребенок заболевал. Огромную помощь в его обучении оказало обучение с применением дистанционных технологий. Основной программой для работы являлась программа Skype. Я использовала электронную доску, в которой очень легко решались геометрические задачи, очень наглядно можно было сделать любой чертеж, что позволяло развивать интерес у ребенка. При обучении алгебры я использовала презентации, интерактивные тесты, видео уроки. Ребенок успешно закончил школу, сдав экзамены на дому. Это был наш первый опыт.

Сейчас у меня четверо обучащихся на дому, двое из которых с применением дистанционных технологий.

В основу обучения  положена программа по математике для общеобразовательных школ.

Провожу корректировку содержания программы, включаю систематическое повторение изученного материала перед основными темами.

В курсах математики 5 – 8 – х классов я исключаю некоторые сложные темы.

При изучении курса геометрии в 7-8 – х классах все основные понятия ввожу на наглядном примере в процессе практических измерений, через решение задач, исключаю доказательство теорем, заучиваем лишь формулировку. Большое внимание уделяю решению задач.

На уроках геометрии при решении задач использую рисунки и чертежи – это позволяет развить правильные геометрические представления и логическое мышление. Также использую решение зада по готовым чертежам в следующих темах: «Признаки равенства треугольников», «Теорема Пифагора», «Свойства четырехугольников» и т.д. использование готовых чертежей позволяет экономить время, а значит,  дает возможность решить большее количество задач за урок. 

Помощь в обучении детей, с применением дистанционных технологий, оказывает персональный компьютер.  Я нахожу различные сайты, где есть хороший материал по той или иной теме. Ребята могут самостоятельно дома просматривать различные уроки либо материалы по теме. Сканировать свои решения и присылать мне по почте , что увеличивает время на работу по предмету. Ведь в 9 классе приходится всего 1,5 часа на математику это катастрофически мало и подготовить ученика к сдаче ГВЭ за это время не совсем просто. Поэтому я изыскиваю разные формы работы. И сейчас передо мной стоит задача подготовить своих учащихся, находящихся на надомном обучении, к ГВЭ по математике.

Изучив особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на домашнем обучении, через беседы с  учениками, родителями, ставлю конкретную коррекционно-развивающую цель.

Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования психических функций, познавательной сферы.

Готовясь к уроку, определяю направление коррекционной работы с учетом изучаемого материала.

На различных этапах урока  включаю упражнения для развития устной и письменной речи.

Систематический контроль знаний позволяет достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть определенным уровнем знаний и продемонстрировать их при выполнении проверочных работ. Обязательное правило – это анализ работ с объяснением объективности оценок, с разбором заданий.

При объяснении нового материала понятия ввожу через образ, т.е раздаю карточки с чертежом, прошу произвести измерения и сделать вывод. Только после того, как учащиеся выскажутся, даю под запись свойства, которые уже сформулированы учащимися на простом языке, предлагаю дать определение фигуры на чертеже.

При объяснении нового материала  использую:

  • карточки-схемы;
  • опорные таблицы;
  • плакаты с алгоритмами.

На уроке обращаю особое внимание на формирование математической речи, на умение работать с учебником и справочной литературой. Например, в качестве домашнего задания  даю детям составить вопросник. На следующем уроке они зачитывают свои вопросы, дают свои ответы . Делаем вместе корректировку. При выполнении данного домашнего задания учащиеся еще раз повторяют теоретический материал, учатся формулировать вопрос. Как правило, они успешно справляются с заданием, и это придает им уверенности. Важно, чтобы ученики через выполнение доступных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, что должно побудить желание учиться.

На своих уроках математики применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление. Например, задания с пропуском элементов или нахождение лишнего элемента, исправление ошибок, позволяют развить внимание школьника. Составление опорных конспектов, структурных схем, памяток, выполнение творческих заданий помогаю улучшить память учащихся. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.

Закрепление учебного материала можно провести используя:

  1. Таблицы, карточки, содержащие подробный алгоритм решения, что позволит учащимся соблюсти этапы решения, сформирует навыки самоконтроля.
  2. Карточки-опоры, дают возможность переносить способ решения задач на новые условия.
  3. Карточки устного счета, помогаю закрепить вычислительные навыки.

Использую разноуровневый  раздаточный материал.

Для обобщения и систематизации пройденного материала составляю задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся:

  • Зашифрованные пословицы, кроссворды, ребусы, логические задачи.

Уроки  обобщения и систематизации знаний провожу в виде:

  • игры;
  • урока-путешествия;
  • урока-сказки;
  • урока с использованием ИКТ;
  • урока с использованием электронных учебников по математике.

Использую разные приемы стимулирования и контроля: самоконтроль.

Во время урока стараюсь создать такую  атмосферу комфорта, чтобы ребенок не стеснялся высказываться, задавать вопросы. Я, сначала, даю возможность на возникший вопрос дать ответ самому учащемуся, лишь слегка корректируя ответы и помогая наводящими вопросами. Неформальное  общение  позволяет исключить боязнь ребенка неправильно ответить или задать вопрос, если ему что-то непонятно.

Показываю, что ценю ребенка, что мне важно его мнение и интересен ответ. Стараюсь хвалить индивидуальные усилия ребенка, причем надо призывать развивать эти усилия. Критика, конечно, тоже необходима, но на уроке все-таки должно быть больше положительного, чем отрицательного. Заканчивая урок,  учащийся должен понимать, что сегодня на уроке он узнал что-то новое, научился чему-то, и у него всегда есть возможность узнать, спросить без боязни.

Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.

Следует помнить, что психические процессы развиваются у ребят только в деятельности. Поэтому при организации учебной  работы учащихся по предмету, я применяю деятельностный подход.

В ходе изучения каждой темы я составляю диагностическую карту на каждого учащегося, что позволяет выявить пробелы и помогает в дальнейшей работе.

Тесно контактирую с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Они оказывают мне всяческую поддержку и помощь. Систематически обращаются за консультацией разного рода, интересуются достижениями своих детей. Я со своей стороны обращаю внимание родителей на проблемы детей, знакомлю с нормами и правилами выполнения домашнего задания

 Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный план, для учащегося с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника

Цели обучения математики детей с особенностями:

1. Овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в математической ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе.

2. Создание условий для зарождения интереса к математике и развития математических способностей одаренных школьников.

Особе внимание старюсь уделять одарённым детям, выявив их ,как только начинаю работать в классе.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми применяю следующие принципы педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничеств

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Используя все эти принципы, я строю свою работу следующим образом :готовлю для них отдельные задания, на уроках, даю  дифференцированное домашнее задание. Всегда прошу представить несколько способов решения задачи. При групповой работе ставлю их лидерами либо собираю в одну группу одаренных и успешных, предлагая решить сложные задачи. Работаю отдельно с такой группой  при решении заданий повышенной сложности, чередуя задачи как по алгебре, так и по геометрии. Учебный процесс строю таким образом, чтобы на уроке создать максимальную комфортность, хороший рабочий микроклимат. Наряду с традиционными формами обучения используются современные образовательные технологии, которые работают на результативность.

 Стараюсь поддерживать познавательный интерес своих учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.

     Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке,  и во внеурочное время. Использование  готовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных самим педагогом или учащимися, позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет. Ресурсы интернет я в полном объеме применяю при подготовке обучающихся к сдаче  ГИА .

Стараюсь отправлять ребят в математические кружки, на олимпиады, конкурсы по предмету.

Вот почему учителя, по моеу мнению, должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия. Задача учителя  - научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренный ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»

Докладна тему:«Информационные технологии  для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...

Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"

Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по  специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...

Использование информационных технологий для решения профессиональных задач

Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...

Использование информационных технологий в решении профессиональных задач

Активное использование информационных технологий (ИТ) учителем-предметником в своей профессиональной деятельности является показателем уровня его информационной культуры и ИКТ- компетентности....

Решение профессиональной задачи

  Решение  профессиональной  задачи в  рамках апробации  модели уровневой оценки компетенции учителей математики...

Решение профессиональной задачи для педагога

Решение профессиональной задачи, в рамках апробации учителей математики и русского языка...

Решение профессиональной задачи

Материалы к тестированию учителя русского языка и литературы...