ДОКЛАД по теме «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»
материал на тему
Доклад к выступлению на меотдическом объединении службы коррекциооного сопровождения. Содержит сборник игр, направленных на формирование социально-речевыхнавыков у детей с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_-_rechevoe_razvitie_uchashchihsya_so_slozhnoy_strukturoy_defekta.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа – интернат №7» г. Воркуты
ДОКЛАД
по теме
«Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»
к выступлению на методическом объединении
службы коррекционного сопровождения
(отчёт по самообразованию)
Подготовила:
Кёльн М.В., учитель–логопед
высшей квалификационной категории
г. Воркута, 2016г.
Тема самообразования «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта».
Цель – становление коммуникативных способностей детей со сложной структурой дефекта и развитие познавательной активности.
В системе образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык служит основным каналом приобщении к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения детей. Хорошее развитие речи закладывает основы дальнейшего успешного обучения в школе.
Для успешной социализации детей – инвалидов в обществе необходимо уделять отдельное внимание их социально - речевому развитию. Работа по формированию у учащихся коммуникативных навыков, необходимых для социализации, ведётся и на уроках учителя, и на занятиях логопеда посредством разнообразных игр. Благодаря игровой технологии на таких уроках и занятиях решаются коррекционные задачи:
- Закреплять речевые навыки через игру на индивидуальных и групповых занятиях и уроках.
- Проводить уроки и занятия по развитию речи на основе материалов для социального развития.
- Пополнять, уточнять ми активизировать словарный запас во время режимных моментов.
- Осуществлять систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи.
- Развивать внимание, память как психических процессов, тесно связанных с речью.
- Совершенствовать словесно-логическое мышление как одной из функций речи.
- Развивать артикуляционную моторику и формировать навыки быстрого переключения от одного артикуляционного уклада к другому.
- Воспитывать точные движения мелкой моторики рук.
Содержание педагогической деятельности должно проводиться на материале, максимально приближенном к социальному опыту детей, отражающему разные аспекты общения детей друг с другом.
Речевое развитие детей должно проводиться в разных видах деятельности, организации детского общения и взаимоотношений в диалоге, активизации эмоционально-чувственной сферы личностного развития. Ведущим видом деятельности у детей со сложной структурой дефекта – учебно - игровой. Учебный вид деятельности отражается в форме организации учебного процесса – занятие (урок), игровой вид деятельности – построение и включение в занятие игрового метода обучения.
Согласно традиционной классификации игр разработана их систематизация с целью эффективного, эмоционально насыщенного, коммуникативно – содержательного речевого развития детей с CНР.
В опыте работы использовались разнообразные игры, представленные в тематическом сборнике.
Дидактическое сопровождение для реализации социально-речевого направления в работе учителя и логопеда: картотеки «Детский фольклор» (чистоговорки), пословицы, картинки о людях разных профессий, дидактические игры и упражнения по разделу «Я - человек», «Человек среди людей; игрушки и атрибуты для сюжетно – ролевых игр (почта, магазин, парикмахерская, доктор, семья, пожарные, строители, воители, пограничники и др.); предметы домашнего обихода; различные виды театра; трафареты и силуэты предметов (транспорт, динозавры, цветы, птицы, куклы, игрушки, одежда).
Социальные игры направлены на восприятие себя как индивидуума с целью дифференцировать представления о своей групповой принадлежности в соответствии со своей половой принадлежности. Способствуют проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности.
СБОРНИК ИГР
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО – РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НА ФОНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Для успешной социализации детей – инвалидов в обществе необходимо уделять отдельное внимание их социально - речевому развитию. Работа по формированию у учащихся коммуникативных навыков, необходимых для социализации, ведётся и на уроках учителями, и на занятиях логопедами посредством разнообразных игр.
Содержание педагогической деятельности должно проводиться на материале, максимально приближенном к социальному опыту детей, отражающему разные аспекты общения детей друг с другом.
Речевое развитие детей должно проводиться в разных видах деятельности, организации детского общения и взаимоотношений в диалоге, активизации эмоционально-чувственной сферы личностного развития. Ведущим видом деятельности у детей со сложной структурой дефекта является учебно - игровой. Учебный вид деятельности отражается в форме организации учебного процесса – занятие (урок), игровой вид деятельности – построение или включение в занятие игрового метода обучения.
Согласно традиционной классификации игр разработана систематизация их с целью эффективного, эмоционально насыщенного, коммуникативно – содержательного речевого развития детей с системным недоразвитием речи.
Дидактическое сопровождение для реализации социально-речевого направления в работе учителя и логопеда: картотеки «Детский фольклор» (чистоговорки), пословицы, картинки о людях разных профессий, дидактические игры и упражнения по разделу «Я - человек», «Человек среди людей; игрушки и атрибуты для сюжетно – ролевых игр (почта,
магазин, парикмахерская, доктор, семья, пожарные, строители, воители, пограничники и др.); предметы домашнего обихода; различные виды театра; трафареты и силуэты предметов (транспорт, динозавры, цветы, птицы, куклы, игрушки, одежда), пособия для игр с печком и водой.
Виды игр
1. Социальные игры.
Цели: уточнить знания о возрастном развитии человека от рождения до старости; развивать речь, обогащая новыми понятиями (младенец, дошкольник, юноша, девушка, старость и др.); изучение профессий людей, знакомство с бытом, условиями жизни и труда людей, знакомство с понятиями «родина, родной край, страна, город).
Примеры:
«Возрастная линия», тематические сюжетно – ролевые игры, «Край, в котором я живу», «Я – человек».
2. Математические игры.
Цели: учить согласовывать количественные числительные с существительными.
Примеры:
«Счёт», «Назови, какой по счёту», «По порядку назови», «1 – 2 – 5 – 9», «Расположи в порядке убывания (возрастания)».
3. Настольные игры.
Цели: закрепление лексического материала, отработка чёткого произношения, развитие лексико – грамматического строя речи, коррекция высших психических функций.
Примеры:
«Помоги найти маму», «У кого кто?», «Накорми животных», «Подбери орудие труда («Что кому нужно»), «Угадай, чья тень», «На что похож предмет» и многие другие.
4. Игры с пением.
Цели: развивать артикуляционный аппарат; формировать слуховое восприятие, одновременно вырабатывая длительный речевой выдох и умение менять громкость голоса.
Примеры:
«Баюканье куклы», «Попевки», «Голоса животных», «Звукоподражания предметам неживой природы».
5. Дидактические игры.
Цели: развивать звуковой анализ, закреплять звуки в словах, предложениях, в связном тексте; совершенствовать словарь и фразовую речь; коррекция высших психических функций.
Примеры:
«Чудесный мешочек», игра с фланелеграфом, «Что забыл нарисовать художник?», «Путаница (нелепицы)», «Чей предмет?» и многие др.
6. Речевые подвижные игры с импровизацией движений.
Цели: развитие общей моторики, зрительно – пространственной ориентировки и координации, снятие мышечного напряжения, релаксация; развивать фразовую речь, дыхание, голос; нормализовать темп и ритм речи.
Примеры:
«Строим дом», «Сапожки», «У медведя во бору», «Игра в снежки», «Логопедическая тропинка», «Листики», «Точильщики», «Маша и кукла», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».
7. Народные игры.
Цели: развитие речи, кругозора, словаря, мелкой и общей моторики, отработка правильного звукопроизношения.
Примеры:
«Ладушки», «За малиной в лес», «Гори, гори ясно!», «Веснянка».
8. Творческие игры.
Цели: активизация словаря; автоматизация звуков.
Примеры:
«Кто больше придумает слов?», «Скажи иначе», «Как всё началось...» или «Чем закончилась история?» (придумывание конца или начала сказки), «Почему случилось так...» (придумывание середины рассказа).
9. Игры – драматизации.
Цели: развитие творческих способностей; развитие просодической стороны речи; коррекция эмоционально – волевой сферы.
Примеры:
инсценировка сказок, «Сказка с вопросами и ответами».
Тематические игры, способствующие социально-речевому развитию
детей с интеллектуальной недостаточностью
Реализация социально – речевого направления в работе педагогов возможна по следующим тематическим разделам:
1. Больница: «Я заболел. Скорая помощь – 03. Больница. Профессия врача (доктора). На приёме у врача. Поликлиника. Правила поведения в поликлинике».
2. Аптека: « Я заболел. Лекарства. Работа фармацевта. Правила поведения в аптеке».
3. Школа: « Здание школы. Адрес школы. Помещения в школы. Уроки. Школьные принадлежности. Профессии в школе. Я – ученик. Правила поведения в школе».
4. Магазин: «Продукты питания. Овощи – фрукты. Откуда хлеб пришёл. Польза молока. Молочные продукты. Выбор продуктов. Обувь, одежда, головные уборы. Выбор одежды. Размер. Игрушки. Материал, из которого сделаны игрушки. Посуда. Материал, из которого сделана посуда. Мебель. Материал, из которого сделана мебель. Назначение мебели. Бытовая техника, электротовары. Правило безопасности. Профессия продавца. Деньги».
5. Парикмахерская: «Поход в парикмахерскую. Правила поведения в парикмахерской. Профессия парикмахера».
6. Транспорт: «Путь в школу. Автобус. Маршрут. ПДД. Правила поведения на улице.
Остановка. Профессия кондуктора и водителя. Правила поведения в автобусе».
7. На улице: «Во дворе. Играем на улице. Детская площадка. Правила поведения. На дороге. ПДД. Я потерялся».
8. Почта: «Письмо и посылки. Адрес друга. Профессия почтальона».
9. В кафе: «Правила поведения в общественных местах. Меню. Профессия официанта».
10. Моя семья: «Состав семья. Родственные отношения. Традиции семьи».
11. Вокзал: «В поезде. Покупка билетов. Багаж. Профессия машиниста, проводника. Правила поведения в поезде».
12. Аэропорт: «Самолёт. Покупка билетов. Багаж. Профессия пилота, стюардесс. Правила поведения в самолёте».
13. Я и спорт: «Виды спорта. Спортивный инвентарь. Спортивные профессии. Здоровый образ жизни».
14. Я и природа: «Поход. Поведение человека в природе».
15. Мой дом: «Дом. Адрес. Квартира. Комнаты. Назначение помещений в квартире. Мебель, назначение её. Электробытовые приборы. Интерьер. Соседи. Правила поведения в вечернее время в квартире. Один дома – техника безопасности. Экстренные вызовы: 01,02,03, 112».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...
Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.
Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....
Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"
Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты
Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...
Сенсорное развитие учащихся со сложной структурой дефекта.
Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными...
Доклад на тему: «Формирование фразовой речи как целостной смысловой единицы высказывания глухих учащихся со сложной структурой дефекта».
В докладе описаны виды и методы по формированию фразовой речи у детей с нарушениями слуха...
Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир в...