Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта
календарно-тематическое планирование по теме
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с проблемами в развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ С(К)ОУ (VIIIвида) № 18 Центрального района Санкт – Петербурга
Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»
Санкт-Петербург
2011-2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель работы со школьниками с интеллектуальной недостаточностью является максимально возможная социализация их в общество. На протяжении длительного периода обучения ведущим видом деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью является игра. Игра формирует личность ребенка, развивает оптимальные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок чувствует себя успешным и принятым другими людьми, что особенно важно для данной категории учащихся.
С целью коррекции и дальнейшего развития эмоционально-волевой сферы нами разработана, апробирована и внедрена система игровых занятий «Посмотрите, я какой!»
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир вокруг»
Содержание игровых занятий условно включает 6 блоков:
Солнечный круг (ритуал приветствия)
Игры, направленные на социальное и эмоциональное развитие
Пальчиковые игры
Имитационно-подражательные игры
Продуктивная деятельность
Хороводная или музыкальная игра (окончание занятия)
Основные задачи
-Создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению
- Формирование представлений о себе и своем окружении
- Формирование опыта социального поведения, обеспечивающего эмоциональное благополучие
-Формирование первоначальных представлений о различных эмоциональных состояниях людей
-Формирование представлений об окружающем мире
- Развитие сенсомоторных способностей
- Формирование адекватного поведения в обществе
Первый раздел программы «Кто я такой» состоит из серии игровых занятий, которые призваны помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения.
Второй раздел программы «Я, ты, мы». Занятия данного раздела способствуют формированию у учащихся коммуникативных навыков; развитию умений устанавливать и поддерживать контакты, а также направлены на воспитание отношения к сверстнику как объекту взаимодействия
Третий раздел программы «Я и мир вокруг», включающий занятия, которые знакомят учащихся с разнообразием окружающего мира, формируют у них представления о социуме. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствам которого являются позы, мимика, жесты; обучает их пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Мы считаем, что не рекомендуется делать акцент на какой-либо определенный раздел, целесообразнее интегрировать содержание данных разделов, что способствует в свою очередь целостному восприятию детьми своих особенностей и способов социального взаимодействия.
Учащиеся на протяжении всего игрового занятия объединяются в общий круг. Круг – это особая форма работы, разработанная и внедренная М.Монтессори. Круг является символом единства, и целостности, поэтому настраивает на контакт и облегчает взаимодействие. Круг помогает детям сосредоточиться на лицах участников, подражать действиям взрослых и сверстников, позволяет объединить, т.к. в ограниченном пространстве круга легче удержаться.
Игровые занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
различать свои индивидуальные особенности;
правильно выражать свои эмоциональные реакции;
свободно ориентироваться в собственном теле и в пространстве;
устанавливать простейшие родственные отношения;
выражать свои чувства, желания при помощи жеста, мимики, движений;
относиться к сверстнику как объекту взаимодействия
Эффективность
Знания, полученные детьми в ходе игровых занятий, позволяют сформировать представления о себе, собственных возможностях и умениях, усвоить речевые и неречевые средства общения.
Планирование игровых занятий по социальному и эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»
Тема | Цель | Материал | Методы и приемы |
I четверть
|
1.Кто я? |
Знакомить детей с внешними особенностями (части тела, части лица) | Зеркало, фото, конструктор | Использование потешек, работа с пиктограммами |
2. Вот моя семья | Продолжать знакомить с членами семьи | Фотоматериалы, компьютерная презентация | Рассматривание фото, составление фамильного домика «Чтение» видеоизображений |
3. Где наши мальчики, где наши девочки? | Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах | Фотоматериалы, конструктор «мальчик-девочка» | Рассматривание фото, составление фигурок мальчика и девочки, д/и «Кто, что любит?» |
4. Предметы вокруг нас | Знакомить с предметами ближайшего окружения и их назначения | Школьные принадлежности предметы быта | Вовлечение в игровую ситуацию, показ действия с предметами, совместные действия с ребенком |
5.Моё и твоё имя | Способствовать осознанию ребёнком своего имени и мен сверстников | Фото, карточки с именами | Игра «Кого позвали?», упражнение в чтении имен |
6.Я и мои четвероногие друзья | Формировать представления о внешних особенностях и игрушек-животных (части тела, части лица) | Игрушки собака, кошка, картинки с изображением животных, человека | Рассматривание игрушек, вопросы: «Что есть у человека? собачки? кошки? Что есть у вас?», игра «Чей малыш?» |
7. Какой Я? | Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет волос, цвет глаз) | Портреты – картинки детей | Рассматривание портрета-картинки, вопросы «Какого цвета глаза, волосы?», разглядывание себя в зеркало |
8.Грустный и веселый гном
| Учить детей понимать эмоциональные состояния по выражению лица, позам, жестам | Картинки-пиктограммы с изображением эмоций радости, печали | Рассматривание и сравнение эмоциональных состояний |
9. Осенняя сказка
| Вызывать интерес к явлениям природы | Сюжетные картинки, разрезные картинки | Упражнения в совместных действиях со сверстниками |
II четверть
|
1.В гости к радуге | Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете | Пособие « Цветной спектр» | Рассматривание го спектра: «Какая полоска понравилась по цвету», игры - упражнения с разноцветными шариками «Догони», «Прокати в ворота», «Собери по цвету» |
2. «Магазин игрушек» | Создавать условия для осознания детьми собственных предпочтений в игрушках | Игрушки | Рассматривание игрушек, вопрос: «Какая игрушка тебе нравится?», вовлечение в игру с выбранной игрушкой |
3.В гости кукла к нам пришла | Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы | Большая кукла | Рассматривание куклы, вопросы: «Что есть у куклы? Что она умеет делать? рассказывание стихов «Кукла Маринка» Л. Склярская, «Купаю куклу» Л. Герасимов, «Умываемся» Г.Лагздынь |
4. Чей портрет? | Формировать представления о внешних особенностях детей | Портреты – картинки детей | Рассматривание портретов – картинок |
5.Похожи – не похожи | Знакомить детей с отличительными особенностями внешнего вида детей группы | Фотоматериалы | Сравнение собственного портрета с портретами других |
6.В мире сказок | Учить детей выражать свое отношение к сказочным персонажам | Настольные кукольные театры по сказкам | Инсценировка сказок, вопросы: «Про кого сказка?», «Кто вам понравился?» |
7. В мире звуков | Развивать сенсорные способности, чувство ритма | Аудиозаписи, музыкальные инструменты | Слушание песен, рассматривание иллюстраций, музыкально-дидактические игры «Повтори за мной» |
III четверть |
1. Это книжка про меня | Формировать представления о внешних особенностях сверстников, показать детям, что у людей бывают схожие и отличные предпочтения | Фото, книги, изоматериалы | Рассматривание фотографий сверстников, чтение книжек, изготовление книжек |
2.«В гостях у Зимушки-Зимы» | Формировать представления сезонных изменениях природы | Предметные картинки, разрезные картинки | Рассматривание картинок, совместная изобразительная деятельность взрослых и детей, имитационные игры |
3.Кто со мной живет? | Устанавливать простейшие родственные отношения между людьми | Фото, пиктограммы | Работа с пиктограммами, рассматривание фотографий |
4.Что такое Радость? | Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости | Картинки, пиктограммы, компьютерная презентация | Игры с пиктограммами, рассматривание картинок, просмотр кукольного спектакля «Как Гномик искал улыбку» «Чтение» мимических движений |
5. Приглашение на день рождения | Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета | Игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда | Создание игровой ситуации, показ приемов позитивного общения |
6. Мы – вместе! | Развивать навыки социального взаимодействия | Сенсорные дорожки, модули | Упражнения в совместных действиях со сверстниками |
7.«Угадай - ка» | Формировать представления о внешних особенностях сверстников | Портреты - картинки | Рассматривание портретов вопросы: «У кого черные волосы? и т. д. , составление портретов (аппликация) |
8. Мамы разные важны | Продолжать учить детей проявлять уважение и заботливое отношение к членам семьи | Фото, пиктограммы | Создание игровых ситуаций, работа с пиктограммами – соотнесение пиктограмм с фотографиями |
9.Весна пришла | Формировать представления о явлениях природы | Предметные и сюжетные картинки,аудио записи | «Чтение» изображений на картинках, слушание литературных произведений, упражнения с картинками, игры-имитации |
10 Веселый поезд | Развивать способность выражать свое настроение, развивать сенсорно-перцептивные способности | Пиктограммы, рамки-вкладыши, разрезные картинки, геометрическое лото | Упражнения в совместных действиях со сверстниками, упражнения» Слушай и показывай», жестово-образные игры, ритмические упражнения |
IV четверть |
1. «Весело – грустно» | Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний: весело, грустно | Сюжетные картинки | «Чтение» сюжетных картинок |
2. Как Гном рассердился, а потом удивился. | Формировать представления о различных эмоциональных состояниях | Картинки-пиктограммы базовых эмоций | Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции |
3.Вижу, слышу, ощущаю | Развивать сенсорно-перцептивные способности | Музыкальные инструменты, тактильные дощечки | Игра «Чудесный мешочек», слушание и узнавание разнообразных звуков, лепка из теста, игры с музыкальными инструментами |
4. Что такое хорошо и что такое плохо | Продолжать знакомить детей с нормами и правилами поведения | Сюжетные картинки | «Чтение» сюжетных картинок, слушание литературных произведений, создание игровых ситуаций |
5. В гости кукла к нам пришла | Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы | Большая кукла | Рассматривание куклы, вопросы: «Что есть у куклы? Что она умеет делать? рассказывание стихов |
6. Сказка в двери к нам стучится | Развивать выразительные движения Приобщать к словесному искусству | Настольный театр, перчаточные куклы, сюжетные картинки, музыкальные инструменты | Совместный показ кукольного спектакля «Теремок», слушание музыки, игры с музыкальными инструментами, графические упражнения |
7 Лесная прогулка | Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию) | Аудиозаписи, пиктограммы базовых эмоций | Упражнение в различении эмоциональных состояний по схематическим изображениям, различение звуков, игры «Посмотри и повтори», игры-имитации |
8.Скоро лето! | Формировать представления о сезонных изменениях в природе летом | Предметные и сюжетные картинки,аудио записи | «Чтение» изображений на картинках, слушание стихов, рисование «пальчиками и ладошками», игры на подражания «Повторяй за мной» |
Список используемой литературы
Зарубина Ю.Г, Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе т развитие общения на игровом занятии КРУГ.М.,2009
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
Полянская Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы. СПб, 2011
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под.ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб,2011
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-164942-1553773491.jpg)
Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.
Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-92311-1475773731.jpg)
Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"
Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты
Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-639509-1433228476.jpg)
Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711537-1447844003.jpg)
Выступление на методическом объединении. Тема: " Игровые технологии в развитии познавательной функции у детей со сложной структурой дефекта"
Развивающие игры с песком в жизни детей с особыми образовательными потребностями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/01/picture-937592-1501585846.jpg)
План-конспект игрового занятия с учащимися начальной школы
Здесь представлен план-конспект игрового занятия с учащимися начальной школы.Использовано такое оборудование и материалы, как песочница и типсы.За более подробной информацией, пишите мне в сообщения, ...