Доклад на тему: «Формирование фразовой речи как целостной смысловой единицы высказывания глухих учащихся со сложной структурой дефекта».
статья на тему

В докладе описаны виды и методы по формированию фразовой речи у детей с нарушениями слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

                                                                                                             1

Главной задачей для сурдопедагогов является формирование даже у полностью лишённых слуха детей словесной речи не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется исключительно важной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли.

        Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера её применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как интернет, сотовый телефон, радио, телевидение, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния.

        Поэтому, чтобы глухие дети тоже могли общаться и получать информацию из современных технических средств, необходимо обучение глухих речи.

        Насущная задача сурдопедагогики заключается в отыскании наиболее экономных и эффективных путей приобщения глухих детей к языку. Но эта задача усложняется в работе по формированию речи у глухих детей со сложной структурой дефекта. Глухие школьники с задержкой психического развития в нашей школе обучаются в отдельных классах с отставанием по программе на два года от просто глухих детей. Помимо задержки психического развития у этих ребят в медицинских картах записано нарушение эмоционально-волевой сферы. Нередко можно наблюдать неадекватное, и, бывает, агрессивное поведение таких детей. Но и эти ребята не должны быть выброшены за борт жизни. Поэтому детей со сложной структурой дефекта необходимо учить фразовой речи как целостной смысловой единице высказывания по мере их умственных и психических возможностей.

        В настоящее время в практике коммуникационная система обучения глухих школьников языку, в которой реализован её ведущий принцип – связь процесса овладения речью с деятельностью школьника. Особенно эта связь важна для детей с двумя или несколькими дефектами. Многие слова и фразы должны быть тесно связаны с практической деятельностью, жизнью ребёнка. На уроках развития речевого слуха и формирования произношения берутся темы для бесед, согласованные с темами по другим изучаемым предметам, где широко используются фразы разговорно-обиходного характера.

Хорошо активизирует уже накопленный пассивный словарь учащихся, работа с фразами разговорно-обиходного характера. Здесь уточняется смысл

                                                                                                                       2

уже известных слов и идёт накопление новых с последующим включением их в простые предложения. Фразы разговорно-обиходного характера безотрывно связаны с практической жизнью глухого ребёнка, поэтому здесь очень широкое поле деятельности для формирования фразовой речи. В разговоре о зиме уточняются и пополняются знания о свойствах снега. Снег белый, холодный, мягкий, пушистый. А весной говорим о том, что снег становится липким, сырым, серым, постепенно оседает и тает. Можно давать варианты ответов для выбора ребёнком правильного. На вопрос: «Какая сегодня погода?» даю варианты ответов:

 – Сегодня тепло или холодно, пасмурная или солнечная погода, дует сильный (слабый) ветер или без ветра, идёт снег (дождь) или без осадков.

Помимо вопросов даю задания: «прочитай», «повтори». Ученики читают и повторяют прочитанное. Например, предлагаю задание:

– Повтори: «Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края (на юг)» (из беседы об осени).

Можно давать детям увлекательные игры-упражнения для развития словаря и связной речи глухих школьников. Даю набор слов, которые связаны попарно родовидовыми отношениями: бабочка, ромашка, берёза, воробей, лето, дерево, насекомое, цветок, время года, птица (порядок слов произвольный). Ученики получают задание: из данных слов составить предложения типа: «Бабочка – это насекомое». Так в игровой форме уточняю и закрепляю обобщающие понятия.

        Глухие дети испытывают затруднения в усвоении обобщающих и специальных видовых терминов, в ходе своих уроков создаю условия для образования ассоциаций между словами разной степени общности. Для выполнения определённых действий, детям даю инструкции, которые содержат родовые обобщения. Чтобы выполнить данные инструкции, учащиеся соотносят с ними и соответствующие видовые понятия.

Предлагаю ученикам самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

  1. Гнездо – это дом для  …  .
  2. Супница – это посуда для  …  .
  3. Чайник – это посуда для  …  .
  4. Сахарница – это посуда для  …  .
  5. Существительное – это часть речи, которая  …  .

                                                                                                                   3

При изучении темы «Профессии» в игровой форме побуждаю детей самостоятельно по опорным словам составить предложения. Даю прямоугольник и под ним четыре пронумерованных круга. В прямоугольнике указано родовое понятие (человек), а в кругах – видовые отличия, характеризующие профессии, выраженные глаголами: лечит, учит, строит, водит. К этой модели глаголов даются названия профессий: водитель (шофёр), врач, учитель, строитель. Ученик должен заполнить пропуски в следующих предложениях:

  1. Водитель (шофёр) – это человек, который  …  .
  2. Врач – это человек, который  …  .

Так при изучении темы «Наша Армия» в младших классах даю задания:

  1. Послушай слова. Повтори. Покажи (по картинкам).

Лётчики, моряки, танкисты, пограничники.

                                                                                                         

  1. Послушай. Дополни предложение по картинке.

Защищает небо  …  .         Защищает море  …  .

Охраняет землю  …  .        Охраняет границу  …  .

В предложениях военные специальности нужно употребить в единственном числе.

Но при изучении этой же темы в 5-ом классе активное владение словарём, содержащим понятия об основных структурных частях нашей армии, выявлялось с помощью вопроса: «Какие рода войск ты знаешь?» Обучаю, чтобы в своих ответах учащиеся употребляли и специальные обозначения родов войск (артиллерия, авиация), конкретные наименования (пехота – это пулемётчики, автоматчики) и обобщённые (Флот – это морские суда).

На этом конкретном примере видно, как постепенно накапливается словарь глухого школьника по данной теме, развивается фразовая речь.

В начале работы над развитием связной речи детям даю понять, что предложение состоит из отдельных слов, что эти слова располагаются последовательно и стоят в нужной грамматической форме. Показываю ученикам сюжетную картинку и произношу предложение: «Оля гладит платье». Дети повторяют. Потом учу отвечать на вопросы одним словом:

Кто это? – Оля.

Что делает Оля? – Гладит.

Что гладит Оля? – Платье.

                                                                                                                        4

Дети повторяют слова и всё предложение. Такую же работу провожу и с другими предложениями. Путём анализа и синтеза учащиеся запоминают слова и ставят их в предложении в правильной последовательности. В дальнейшем развиваю у детей умение отвечать на вопрос полным предложением. Слова в предложениях могут включать в себя звуки, необходимые для автоматизации или дифференциации. На составленных детьми предложениях под моим руководством можно отрабатывать логическое ударение, правила орфоэпии, темп речи и т. д.  Потом учу правильно расставлять слова в предложениях: суп, мама, варит – Мама варит суп.

Постепенно усложняю задание и предлагаю детям составить предложение из слов, частично или полностью стоящих в начальной форме, например: книгу, Вова, читать – Вова читает книгу. В дальнейшем ввожу в предложения слова с предлогами, учу распространять при помощи вопросов «какой?», «где?», «как?». Руковожу процессом составления детьми грамматически правильных предложений, где согласуются прилагательные (некоторые числительные) с существительными, изменяются падежные формы существительных и глаголы по лицам и числам.  Таким образом, отрабатываю с детьми правильное произношение и даю начало для изучения школьниками грамматического строя речи.

Для стимуляции использования детьми фразовой речи в средних и старших классах на уроках вводятся такие предложения, связные тексты, которые позволяли бы учащимся правильно выражать в разговорно-обиходной речи свои коммуникативные потребности и содержали бы необходимую информацию о жизни природы, общества.

Для продуктивного обучения я использую методы конструирования предложений, видоизменения языкового материала, синонимических замен, анализа готового речевого материала, обобщения.

Чтобы добиться сознательного понимания содержания прочитанного  связного текста, мне необходимо, после ознакомления учащегося с рассказом, предложить другие виды работы со словами, фразами и предложениями из этого текста. Для того, чтобы ещё раз повторить новые слова из рассказа или встречающиеся учеником ранее, но так и не вошедшие в его активный словарь и уточнить их значения, можно использовать вид работы: «послушай и скажи по-другому» (найти синонимы). Например, в словарной работе к тексту «Перелётные птицы» беру слова и словосочетания: лютая (зима), печально (кричат), золотые (листья), багряные (листья). Затем детям предлагаю задание «скажи по-другому»:

                                                                                                                          5

  1. Птиц ждёт голод и холод (лютой)  …  зимой.
  2. Птицы (грустно)  …  кричат.
  3. С деревьев опадают (жёлтые)  …  и (красные)  …  листья.

Даю следующее задание  «из данных слов составь предложение»: Листья, с, опадать, золотые, и, деревья, багряные. Задание усложняется тем, что некоторые слова в нём употреблены в начальной форме. Здесь нужно подумать над порядком слов в предложении и над правильными грамматическими формами глагола и существительного.

        Можно дать это же задание, но не для нахождения синонимов, а для обобщений. Например, в тексте «Берегите лес» надо найти обобщающие слова. Даю задание «послушай и скажи по-другому»:

  1. Личинки, гусеницы, зайцы, мыши – это  …  (вредители) леса.
  2. Птицы, лисицы, кроты – это  …  (друзья) леса.

Кроме этих видов работ по содержанию текста предлагаю такое задание «дополни предложение»:

  1. Птицы  …  в тёплые края.
  2. Зимой на Родине птиц ждёт  …  и  …  (голод и холод).
  3. На юге много пищи:  …  ,  …  ,  …  ,  …  (рыбы, насекомых, лягушек, семян на деревьях).

Предлагаю к этому тексту задание «послушай и дополни предложение»:

  1. Часто гибнет лес от  …  (пожаров).
  2. Съедают побеги, объедают листья  …  ,  …  (личинки, гусеницы).
  3. Грызут корни деревьев  …  и  …  (зайцы и мыши).
  4. Нельзя бросать горящую спичку в лесу, потому что  …  …  (случится пожар).
  5. Нельзя в лесу оставлять без присмотра горящий костёр, потому что  …  …  (будет пожар).
  6. Помогают лесоводу сохранить лес  …  ,  …  ,  …  (птицы, лисицы, кроты).

Обязательным видом работы с текстом являются ответы на вопросы по содержанию. Сильные ученики отвечают самостоятельно. Не возбраняется подсматривать в текст. Слабым ученикам разрешаю вычитывать ответы из текста.

        Работу над планом к тексту можно составить по разному. Можно предложить ребёнку разделить текст на части, прочитать каждую часть и озаглавить. Можно дать готовый план и попросить ученика прочитать отрывок из текста к каждому пункту плана. Метод подстановки заключается

                                                                                                                        6

в выборе учащимся правильного названия к тексту. Например, кроме уже имеющегося названия – «Перелётные птицы», даются ещё несколько. Предлагаю задание: «подбери другое название к рассказу»:

  1. «Птицы прощаются с Родиной».
  2. «Лето».
  3. «Зимующие птицы».

Ученик читает каждое название, анализирует и даёт ответ. По данному ответу я могу судить о понимании или не понимании учеником текста.

И как заключительной работой к рассказу является его пересказ с опорой на вопросы по содержанию. Это задание предлагаю сильным ученикам.

        Работа над текстом помогает глухим учащимся со сложной структурой дефекта понять разные человеческие качества, жизненные ситуации, природные явления и т. п., но не только это. Работа над текстом помогает глухим развивать связную речь, грамматически правильно строить предложения, общаться в среде нормально слышащих людей при помощи устной речи. Вот поэтому так важно включать в ход каждого урока различные методы и приёмы работы над словом, фразой, предложением, что поможет глухим учащимся практически овладевать устной и письменной речью и применять полученные знания и умения в дальнейшей жизни.

        В докладе постаралась отразить методы и приёмы работы на уроках развития речевого слуха и формирования произношения с глухими учащимися со сложной структурой дефекта для развития фразовой речи как целостной смысловой единицы высказывания у детей. Каждый ребёнок имеет свои способности, особенности памяти, мыслительной деятельности, внимания. Поэтому очень правильно, что для уроков развития речи и формирования произношения введена индивидуализация обучения, что способствует активизации мыслительной и речевой деятельности каждого школьника, даёт возможность учителю подобрать посильный учебный материал для каждого ученика. Темы уроков рассчитаны на неделю обучения. За неделю ученик усваивает материал по какой то данной теме постепенно, от простого к сложному. Для каждого ученика индивидуально выбираю наглядность, речевой материал к наглядности, задания, посильные и понятные ребёнку.

        В практической деятельности я поняла, что пройденный языковой материал каждый ученик усваивает по-разному: часть речевого материала быстро входит активную речь детей, другая часть его усваивается гораздо труднее и довольно длительное время остаётся на уровне понимания, третья

                                                                                                                        7

– не «присваивается» учащимися совсем, хотя и узнаётся ими в тех или иных контекстах или речевых ситуациях.

По опыту работы понимаю, что не весь речевой материал, преподнесённый на уроке, ученик может запомнить и применить в самостоятельной устной речи. Какие-то слова и фразы входят в активный словарь школьника, а другие накапливаются в пассивном словаре. Но не стоит сбавлять темп и объём изучаемого материала. Моя задача – учить так, чтобы пассивный словарь учащихся постепенно переходил в активную устную речь. Процесс обучения подразумевает повторение и закрепление  ранее изученного на несколько усложняющихся заданиях из класса в класс, что позволяет школьникам освоить недопонятое чуть позже, перейти на более высокий уровень знаний и умений.  

 

   

   

Список использованной литературы:

  1. Боскис Р. М. «Основы специального обучения слабослышащих детей», М., «Просвещение», 1968 г.
  2. Красильникова О. А. «Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения» - СПб.: «Каро», 2006 г.
  3. Дьячков А. И. «Системы обучения глухих детей», М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961 г.
  4. Боскис Р. М. «Глухие и слабослышащие дети», М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения  «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»...

ДОКЛАД по теме «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»

Доклад к выступлению на меотдическом объединении службы коррекциооного сопровождения. Содержит сборник игр, направленных на формирование социально-речевыхнавыков у детей с нарушением интеллекта....

Видеоурок развития речи и социально-бытовой ориентировки в 5 классе со сложной структурой дефекта по теме "Посуда"

Интегрированный урок развития речи и социально-бытовой ориентировки в 5 классе со сложной структурой дефекта....

«Использование «Мобильного тренажера» при формировании знаний и представлений у учащихся со сложной структурой дефекта»

Конспект мастер-класса «Использование «Мобильного тренажера» при формировании знаний и представлений у учащихся со сложной структурой дефекта» для  педагогов образова...