Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.
методическая разработка на тему

Петрова Светлана Алексеевна

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_kontrolya_i_ocenki_v_1.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта  

в первом классе: безотметочное обучение.

На сегодняшний день коррекционная школа больше внимания уделяет учету психологических возможностей младших школьников, поэтому характер учебно-воспитательного процесса стал более личностным.

        Известно, что деятельность контроля и оценки особенно важна в коррекционной школе в начальных классах. В ходе ее  у учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывается самостоятельность и ответственность, формируются такие важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка.

        Мы считаем, что педагогически правильная организация этой деятельности особенно важна для первоклассников с выраженными нарушениями в развитии.

        В ходе обучения выяснилось, что более половины учащихся со сложной структурой дефекта (60%) не умеют адекватно оценить свою работу и работу своих одноклассников, не понимают значения отметки, а 40% детей – осуществляют эту деятельность только с помощью учителя.

        Поэтому по окончании 1 триместра мы решили отказаться от балльной оценки и полностью перешли на безотметочное обучение, объясняя это:

  • Во-первых, непониманием учащимися значения отметки как способа оценки их деятельности.
  • Во-вторых, разным темпом обучаемости первоклассников.
  • В-третьих, снижением положительного отношения школьников к учению отрицательной отметкой.

Эксперимент проводился в первом классе. В исследовании  принимали участие 5 учеников.

         

Цель нашего эксперимента определялась как формирование операций самоконтроля и критической оценки своей деятельности.

        Исследовательская деятельность осуществлялась на всех уроках на этапах «Оценка деятельности учащихся» и «Подведение итогов» в следующей последовательности:

  • Раскрытие перед учеником положительных результатов его деятельности («что у тебя получается», «чему ты научился»);

  • Проведение совместного анализа причин появления ошибок или недостатков в работе («что у тебя не получается и почему»);

  • Совместное обсуждение путей исправления ошибок («как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы в следующий раз этой ошибки не было»).

 

        Основываясь на положительной словесной оценке, в каждой выполненной учеником работе (на уроках труда и рисования) мы старались найти достоинства даже в тех случаях, когда они были невелики и не бросались в глаза. Мы искали крупицу хорошего, успешного в деятельности ученика и на этом строили свою оценку.

        Особое внимание уделялось оцениванию качеств личности школьника, проявившихся в процессе выполнения учебной задачи: настойчивость, терпение, самостоятельность, старание, внимательность.

        В своей речи мы стремились избегать жестких формулировок типа  «неправильно», «не знаешь», «не думал», «не стараешься» и пользоваться более демократичными: «Подумай еще раз», «Ты старался, но, пожалуйста, прояви терпение…».

Для формирования умений самоконтроля и самооценки первоклассников использовались следующие приемы:

  • Самостоятельное оценивание учеником своей работы;
  • Объяснение условий, при которых ставится оценка  «отлично»;
  • Коллективное оценивание работы каждого ученика.

В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика в развитии умений учащихся сравнивать достигнутые результаты с образцом и способности анализировать свою деятельность.

Результаты эксперимента отражены в диаграмме:

        Навыки самоконтроля и самооценки оценивались нами по трем критериям:

        Сформированы – ученику требуется незначительная помощь учителя или не требуется совсем.

        Частично сформированы – ученику требуется помощь учителя на протяжении всей контролирующей деятельности.

        Не сформированы – даже с помощью учителя ученик с трудом осуществляет контролирующую деятельность или не осуществляет совсем.

        В ходе экспериментального обучения у первоклассников создалось положительное отношение к учению, начала формироваться активная позиция и оптимистический взгляд на собственную деятельность.

        При оценивании своей работы и работ сверстников, школьники стали  терпимее.

        Но все же большинство учащихся не проявляют достаточной самостоятельности и активности при выполнении своих работ. Многие не могут осуществить анализ своей деятельности без помощи учителя. В классе продолжают оставаться ученики, которые неадекватно воспринимают оценку учителя, расценивая ее как личное отношение к себе.

        Формирование навыков самоконтроля и самоанализа   требует времени, упорства, терпения,  как со стороны педагога, так и со стороны учеников.

 Считаем, что педагогически правильная организация контролирующей деятельности, особенно важна для учащихся с первых классов со сложной структурой дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Система коррекционной работы с учащимися со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения. 30.11.2016.

В  материале из опыта работы учителя трудового обучения охарактеризованы основные направления коррекционной работы с данным контингентом учащихся, а также эффективные методы и приемы....

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Профильный труд. Программа для учащихся со сложной структурой дефекта 5-9 классы

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...

Обучение чтению учащихся со сложной структурой дефекта.

Некоторые аспекты теории и практики обучения чтению учащихся со сложной структурой дефекта....

Программа по предмету "Домоводство" для учащихся со сложной структурой дефекта, 5-11 классы.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения,...

Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта

Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта...