Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.
методическая разработка на тему
Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_kontrolya_i_ocenki_v_1.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта
в первом классе: безотметочное обучение.
На сегодняшний день коррекционная школа больше внимания уделяет учету психологических возможностей младших школьников, поэтому характер учебно-воспитательного процесса стал более личностным.
Известно, что деятельность контроля и оценки особенно важна в коррекционной школе в начальных классах. В ходе ее у учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывается самостоятельность и ответственность, формируются такие важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка.
Мы считаем, что педагогически правильная организация этой деятельности особенно важна для первоклассников с выраженными нарушениями в развитии.
В ходе обучения выяснилось, что более половины учащихся со сложной структурой дефекта (60%) не умеют адекватно оценить свою работу и работу своих одноклассников, не понимают значения отметки, а 40% детей – осуществляют эту деятельность только с помощью учителя.
Поэтому по окончании 1 триместра мы решили отказаться от балльной оценки и полностью перешли на безотметочное обучение, объясняя это:
- Во-первых, непониманием учащимися значения отметки как способа оценки их деятельности.
- Во-вторых, разным темпом обучаемости первоклассников.
- В-третьих, снижением положительного отношения школьников к учению отрицательной отметкой.
Эксперимент проводился в первом классе. В исследовании принимали участие 5 учеников.
Цель нашего эксперимента определялась как формирование операций самоконтроля и критической оценки своей деятельности.
Исследовательская деятельность осуществлялась на всех уроках на этапах «Оценка деятельности учащихся» и «Подведение итогов» в следующей последовательности:
- Раскрытие перед учеником положительных результатов его деятельности («что у тебя получается», «чему ты научился»);
- Проведение совместного анализа причин появления ошибок или недостатков в работе («что у тебя не получается и почему»);
- Совместное обсуждение путей исправления ошибок («как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы в следующий раз этой ошибки не было»).
Основываясь на положительной словесной оценке, в каждой выполненной учеником работе (на уроках труда и рисования) мы старались найти достоинства даже в тех случаях, когда они были невелики и не бросались в глаза. Мы искали крупицу хорошего, успешного в деятельности ученика и на этом строили свою оценку.
Особое внимание уделялось оцениванию качеств личности школьника, проявившихся в процессе выполнения учебной задачи: настойчивость, терпение, самостоятельность, старание, внимательность.
В своей речи мы стремились избегать жестких формулировок типа «неправильно», «не знаешь», «не думал», «не стараешься» и пользоваться более демократичными: «Подумай еще раз», «Ты старался, но, пожалуйста, прояви терпение…».
Для формирования умений самоконтроля и самооценки первоклассников использовались следующие приемы:
- Самостоятельное оценивание учеником своей работы;
- Объяснение условий, при которых ставится оценка «отлично»;
- Коллективное оценивание работы каждого ученика.
В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика в развитии умений учащихся сравнивать достигнутые результаты с образцом и способности анализировать свою деятельность.
Результаты эксперимента отражены в диаграмме:
Навыки самоконтроля и самооценки оценивались нами по трем критериям:
Сформированы – ученику требуется незначительная помощь учителя или не требуется совсем.
Частично сформированы – ученику требуется помощь учителя на протяжении всей контролирующей деятельности.
Не сформированы – даже с помощью учителя ученик с трудом осуществляет контролирующую деятельность или не осуществляет совсем.
В ходе экспериментального обучения у первоклассников создалось положительное отношение к учению, начала формироваться активная позиция и оптимистический взгляд на собственную деятельность.
При оценивании своей работы и работ сверстников, школьники стали терпимее.
Но все же большинство учащихся не проявляют достаточной самостоятельности и активности при выполнении своих работ. Многие не могут осуществить анализ своей деятельности без помощи учителя. В классе продолжают оставаться ученики, которые неадекватно воспринимают оценку учителя, расценивая ее как личное отношение к себе.
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа требует времени, упорства, терпения, как со стороны педагога, так и со стороны учеников.
Считаем, что педагогически правильная организация контролирующей деятельности, особенно важна для учащихся с первых классов со сложной структурой дефекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....
Система коррекционной работы с учащимися со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения. 30.11.2016.
В материале из опыта работы учителя трудового обучения охарактеризованы основные направления коррекционной работы с данным контингентом учащихся, а также эффективные методы и приемы....
Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.
В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана необходимость проектной деятельности д...
Профильный труд. Программа для учащихся со сложной структурой дефекта 5-9 классы
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...
Обучение чтению учащихся со сложной структурой дефекта.
Некоторые аспекты теории и практики обучения чтению учащихся со сложной структурой дефекта....
Программа по предмету "Домоводство" для учащихся со сложной структурой дефекта, 5-11 классы.
Задачи предмета – научить детей правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения,...
Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта
Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта...