Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»
методическая разработка на тему
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир вокруг»
Содержание игровых занятий условно включает 6 блоков:
Солнечный круг (ритуал приветствия)
Игры , направленные на социальное и эмоциональное развитие
Пальчиковые игры
Имитационно-подражательные игры
Продуктивная деятельность
Хороводная или музыкальная игра (окончание занятия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная бюджетная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIIвида) № 18 Центрального района Санкт – Петербурга
Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»
Составители:
Велигодская Анна Константиновна;
Леонова Марина Алексеевна
Санкт-Петербург
2011-2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель работы со школьниками с интеллектуальной недостаточностью является максимально возможная социализация их в общество. На протяжении длительного периода обучения ведущим видом деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью является игра. Игра формирует личность ребенка, развивает оптимальные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок чувствует себя успешным и принятым другими людьми, что особенно важно для данной категории учащихся.
С целью коррекции и дальнейшего развития эмоционально-волевой сферы нами разработана, апробирована и внедрена система игровых занятий «Посмотрите, я какой!»
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир вокруг»
Содержание игровых занятий условно включает 6 блоков:
Солнечный круг (ритуал приветствия)
Игры , направленные на социальное и эмоциональное развитие
Пальчиковые игры
Имитационно-подражательные игры
Продуктивная деятельность
Хороводная или музыкальная игра (окончание занятия)
Основные задачи
-Создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению
- Формирование представления о себе и своем окружении
- Формирование опыт социального поведения, обеспечивающий эмоциональное благополучие
-Формирование первоначальных представлений о различных эмоциональных состояниях людей
-Формирование представлений об окружающем мире
- Развитие сенсомоторных способностей
- Формирование адекватного поведения в обществе
Первый раздел программы «Кто я такой» предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения.
Второй раздел «Я, ты, мы» формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, воспитание отношения к сверстнику как объекту взаимодействия
Третий раздел программы «Я и мир вокруг» призван знакомить с разнообразием окружающего мира, формировать представления о социальном. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствам которого являются позы, мимика, жесты; обучает их пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия могут вызывать различные эмоциональные состояния, выражать разное настроение.
Мы считаем, что не рекомендуется делать акцент на какой-либо определенный раздел, целесообразнее интегрировать содержание данных разделов, что способствует в свою очередь целостному восприятию детьми своих особенностей и способов социального взаимодействия.
Учащиеся на протяжении всего игрового занятия объединяются в общий круг. Круг – это особая форма работы, разработанная и внедренная М.Монтессори. Круг является символом единства, и целостности, поэтому настраивает на контакт и облегчает взаимодействие. Круг помогает детям сосредоточиться на лицах участников, подражать действиям взрослых и сверстников, позволяет объединить, т.к. в ограниченном пространстве круга легче удержаться.
Игровые занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
- различать свои индивидуальные особенности;
- правильно выражать свои эмоциональные реакции;
- свободно ориентироваться в собственном теле и в пространстве;
- устанавливать простейшие родственные отношения;
- выражать свои чувства, желания при помощи жеста, мимики, движений;
- относиться к сверстнику как объекту взаимодействия
Эффективность
Знания, полученные детьми в ходе игровых занятий, позволяют сформировать представления о себе, собственных возможностях и умениях, усвоить речевые и неречевые средства общения.
Планирование игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»
Тема |
Цель |
Материал |
Методы и приемы | ||
I четверть
| |||||
1.Кто я? | |||||
Знакомить детей с внешними особенностями (части тела, части лица) | Зеркало, фото, конструктор | Использование потешек, работа с пиктограммами | |||
2. Вот моя семья | Продолжать знакомить с членами семьи | Фотоматериалы, компьютерная презентация | Рассматривание фото, составление фамильного домика «Чтение» видеоизображений | ||
3. Где наши мальчики, где наши девочки? | Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах | Фотоматериалы, конструктор «мальчик-девочка» | Рассматривание фото, составление фигурок мальчика и девочки, д/и «Кто, что любит?» | ||
4. Предметы вокруг нас | Знакомить с предметами ближайшего окружения и их назначения | Школьные принадлежности предметы быта | Вовлечение в игровую ситуацию, показ действия с предметами, совместные действия с ребенком | ||
5.Моё и твоё имя | Способствовать осознанию ребёнком своего имени и мен сверстников | Фото, карточки с именами | Игра «Кого позвали?», упражнение в чтении имен | ||
6.Я и мои четвероногие друзья | Формировать представления о внешних особенностях и игрушек-животных (части тела, части лица) | Игрушки собака, кошка, картинки с изображением животных, человека | Рассматривание игрушек, вопросы: «Что есть у человека? собачки? кошки? Что есть у вас?», игра «Чей малыш?» | ||
7. Какой Я? | Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет волос, цвет глаз) | Портреты – картинки детей | Рассматривание портрета-картинки, вопросы «Какого цвета глаза, волосы?», разглядывание себя в зеркало | ||
8.Грустный и веселый гном
| Учить детей понимать эмоциональные состояния по выражению лица, позам, жестам | Картинки-пиктограммы с изображением эмоций радости, печали | Рассматривание и сравнение эмоциональных состояний | ||
9. Осенняя сказка
| Вызывать интерес к явлениям природы | Сюжетные картинки, разрезные картинки | Упражнения в совместных действиях со сверстниками | ||
II четверть
| |||||
1.В гости к радуге | Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете | Пособие « Цветной спектр» | Рассматривание го спектра: «Какая полоска понравилась по цвету», игры - упражнения с разноцветными шариками «Догони», «Прокати в ворота», «Собери по цвету» | ||
2. «Магазин игрушек» | Создавать условия для осознания детьми собственных предпочтений в игрушках | Игрушки | Рассматривание игрушек, вопрос: «Какая игрушка тебе нравится?», вовлечение в игру с выбранной игрушкой | ||
3.В гости кукла к нам пришла | Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы | Большая кукла | Рассматривание куклы, вопросы: «Что есть у куклы? Что она умеет делать? рассказывание стихов «Кукла Маринка» Л. Склярская, «Купаю куклу» Л. Герасимов, «Умываемся» Г.Лагздынь | ||
4. Чей портрет? | Формировать представления о внешних особенностях детей | Портреты – картинки детей | Рассматривание портретов – картинок | ||
5.Похожи – не похожи | Знакомить детей с отличительными особенностями внешнего вида детей группы | Фотоматериалы | Сравнение собственного портрета с портретами других | ||
6.В мире сказок | Учить детей выражать свое отношение к сказочным персонажам | Настольные кукольные театры по сказкам | Инсценировка сказок, вопросы: «Про кого сказка?», «Кто вам понравился?» | ||
7. В мире звуков | Развивать сенсорные способности, чувство ритма | Аудиозаписи, музыкальные инструменты | Слушание песен, рассматривание иллюстраций, музыкально-дидактические игры «Повтори за мной» | ||
III четверть | |||||
1. Это книжка про меня | Формировать представления о внешних особенностях сверстников, показать детям, что у людей бывают схожие и отличные предпочтения | Фото, книги, изоматериалы | Рассматривание фотографий сверстников, чтение книжек, изготовление книжек | ||
2.«В гостях у Зимушки-Зимы» | Формировать представления сезонных изменениях природы | Предметные картинки, разрезные картинки | Рассматривание картинок, совместная изобразительная деятельность взрослых и детей, имитационные игры | ||
3.Кто со мной живет? | Устанавливать простейшие родственные отношения между людьми | Фото, пиктограммы | Работа с пиктограммами, рассматривание фотографий | ||
4.Что такое Радость? | Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости | Картинки, пиктограммы, компьютерная презентация | Игры с пиктограммами, рассматривание картинок, просмотр кукольного спектакля «Как Гномик искал улыбку» «Чтение» мимических движений | ||
5. Приглашение на день рождения | Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета | Игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда | Создание игровой ситуации, показ приемов позитивного общения | ||
6. Мы – вместе! | Развивать навыки социального взаимодействия | Сенсорные дорожки, модули | Упражнения в совместных действиях со сверстниками | ||
7.«Угадай - ка» | Формировать представления о внешних особенностях сверстников | Портреты - картинки | Рассматривание портретов вопросы: «У кого черные волосы? и т. д. , составление портретов (аппликация) | ||
8. Мамы разные важны | Продолжать учить детей проявлять уважение и заботливое отношение к членам семьи | Фото, пиктограммы | Создание игровых ситуаций, работа с пиктограммами – соотнесение пиктограмм с фотографиями | ||
9.Весна пришла | Формировать представления о явлениях природы | Предметные и сюжетные картинки,аудио записи | «Чтение» изображений на картинках, слушание литературных произведений, упражнения с картинками, игры-имитации | ||
10 Веселый поезд | Развивать способность выражать свое настроение, развивать сенсорно-перцептивные способности | Пиктограммы, рамки-вкладыши, разрезные картинки, геометрическое лото | Упражнения в совместных действиях со сверстниками, упражнения» Слушай и показывай», жестово-образные игры, ритмические упражнения | ||
IV четверть | |||||
1. «Весело – грустно» | Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний: весело, грустно | Сюжетные картинки | «Чтение» сюжетных картинок | ||
2. Как Гном рассердился, а потом удивился. | Формировать представления о различных эмоциональных состояниях | Картинки-пиктограммы базовых эмоций | Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции | ||
3.Вижу, слышу, ощущаю | Развивать сенсорно-перцептивные способности | Музыкальные инструменты, тактильные дощечки | Игра «Чудесный мешочек», слушание и узнавание разнообразных звуков, лепка из теста, игры с музыкальными инструментами | ||
4. Что такое хорошо и что такое плохо | Продолжать знакомить детей с нормами и правилами поведения | Сюжетные картинки | «Чтение» сюжетных картинок, слушание литературных произведений, создание игровых ситуаций | ||
5. В гости кукла к нам пришла | Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы | Большая кукла | Рассматривание куклы, вопросы: «Что есть у куклы? Что она умеет делать? рассказывание стихов | ||
6. Сказка в двери к нам стучится | Развивать выразительные движения. Приобщать к словесному искусству | Настольный театр, перчаточные куклы, сюжетные картинки, музыкальные инструменты | Совместный показ кукольного спектакля «Теремок», слушание музыки, игры с музыкальными инструментами, графические упражнения | ||
7 Лесная прогулка | Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию) | Аудиозаписи, пиктограммы базовых эмоций | Упражнение в различении эмоциональных состояний по схематическим изображениям, различение звуков, игры «Посмотри и повтори», игры-имитации | ||
8.Скоро лето! | Формировать представления о сезонных изменениях в природе летом | Предметные и сюжетные картинки,аудио записи | «Чтение» изображений на картинках, слушание стихов, рисование «пальчиками и ладошками», игры на подражания «Повторяй за мной» |
Список используемой литературы
- Зарубина Ю.Г, Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе т развитие общения на игровом занятии КРУГ.М.,2009
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
- Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
- Полянская Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы. СПб, 2011
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под.ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб,2011
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.
Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"
Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты
Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...
Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....
Сенсорное развитие учащихся со сложной структурой дефекта.
Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными...

ДОКЛАД по теме «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»
Доклад к выступлению на меотдическом объединении службы коррекциооного сопровождения. Содержит сборник игр, направленных на формирование социально-речевыхнавыков у детей с нарушением интеллекта....