Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников
статья на тему

Дружинина Елена Васильевна

Учитель-логопед в коррекционной работе часто сталкивается с тем, что у детей не развит фонематический слух, что влечёт ряд проблем, как с постановкой звуков, так и в дальнейшем овладении детьми навыками чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников»

Подготовила:

Учитель – логопед

Дружинина Елена Васильевна

ГБДОУ ЦРР №66

Приморского района

Санкт-Петербурга

Дети, имеющие различные нарушения речи испытывают большие трудности на всех этапах коррекционной работы по формированию фонематического слуха. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают  и различают окончание слов, приставки , суффиксы ,выделяют предлоги в предложении и т.д. ,что очень важно при формировании навыков чтения и письма.

Часто при обследовании дошкольников выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном  лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, которое проявляется  в затруднениях дифференциации акустически близких звуков; неумении определять место , количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Главной задачей  является овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.  Использование игры, как основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяет эффективно преодолевать эти затруднения. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на  индивидуальных  и групповых занятиях.

Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем (звуков речи) родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Особенно актуальна эта проблема для детей с нарушениями речи на занятиях с учителем - логопедом.

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше, это  проявляется  в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в , а в письме наблюдается замена букв, обозначающих звонкие звуки, на глухие – оглушение и наоборот – озвончение (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том и др.), замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов и др.).

I. На подготовительном этапе развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках.

Развитие восприятия неречевых звуков:

  • реакция на звук, определение направления звука;
  • различение неречевых звуков;
  • различение характеристик неречевых звуков (темп, высота, громкость, длительность, ритм)

На протяжении этого этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.

II. На следующем этапе коррекционная работа по формированию фонематического слуха проводится на речевых звуках.

Основные образовательные задачи:

  •  формировать произносительные умения ,развивать мелкую и общую моторику;
  • сформировать у детей четкие представления о каждой фонеме  (звуке речи) родного языка; уметь давать им характеристику;
  •  развивать фонематическое восприятие, научить произносить слова различной слоговой структуры;
  • формировать лексико-грамматический строй речи;
  • Развивать связную речь.

Начинать работу по различению фонем родного языка следует с дифференциации гласных и согласных звуков

III. Задачей следующего  этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игры, предлагаемые на этом этапе, подбираются по принципу «от простого к сложному». Сначала учим детей определять наличие /отсутствие звука в слове, затем первый звук, последний и т.д.

Можно использовать такие игры как «Прочитай по первым буквам»,  «Поймай звук».

Затем дети должны научиться определять позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце. Обозначать можно хлопками, выкладывать бусинки, счетные палочки , природные материалы и т.д. Можно предложить такие игры, как «Где живет звук?», «Домики для звуков» и т.д.

  • Можно предложить детям такие игры, где нужно подобрать слова на определенный звук, игры на дифференциацию звуков.
  • В игре  “Подарки для друзей” ребёнок, четко проговаривая названия картинок, учится дифференцировать  близкие по звучанию звуки [с] - [з].

Дети учатся определять количество звуков в слове, анализируя звуко – буквенный состав (согласный – гласный; твердый согласный – мягкий согласный и т.д.)

На занятиях по автоматизации поставленных звуков дошкольники определяют позицию заданного звука в слове.

Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами): отхлопывание ладошками, контроль правой рукой за опускаемым подбородком и т.д.

Умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку; ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего.

Развитие фонематического восприятия продолжается на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Дети подготовительной к школе группы  учатся составлять предложения  различной сложности, анализируют их по словесному составу.

Фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах.
Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи при обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"

Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.

Данная методика развития фонематического восприятия посредством ассоциативных образов способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно-динамического образа фонем....

Конспекты занятий по авторской методике "Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия".

Каждое занятие-это либо сказочная история, либо увлекательное путешествие, представленные в стихотворной форме....

Развитие фонематического восприятия. Буклет. Старшая группа.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании»....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников

Информационный листок для родителей....

Консультация для родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников

Материал представляет собой просветительский буклет для родителей дошкольников, содержащий примеры игр для развития фонематического восприятия. Такие буклеты удобно иметь в кабинете или в раздевалке д...