Развитие фонематического восприятия. Буклет. Старшая группа.
консультация по теме

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_6_let.docx206.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Доскажи словечко»

Цель: развивать навыки фонематического слуха.

 Пушистый и зеленый хвост

 На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко: —

Вылезай на свет...(морковка).

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять А из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: О, А, И, О, А, Ы, Э, А, УМ, АП, ОН, АРКА, УШИ, АИСТ, АНГЕЛ, АЛЯ и т.д.

Описание: Ребенку предлагаем хлопнуть в ладоши, когда он услышит А.

Игра «Разноцветные корзинки»

Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков А, У  в словах.

Материал: картинки с изображением АИСТА, АСТРЫ, АРКИ, УТКИ, УЛЬЯ, УШЕК (ЗАЙЦА), ЩУКИ, ОБЛАКА, КАРТОФЕЛЯ, ГЛАЗА, ЛОЖКИ.

Описание. На наборном полотне – красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой – У. Отдельно стоят предметные картинки. Предлагаем детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки А, У. Детям предлагаем молча разложить по корзинкам соответствующие картинки. Взрослый прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того, как она исправлена, игра продолжается.

На 5 году жизни у детей:

- увеличивается подвижность артикуляционного аппарата.

- большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – Л, Р, РЬ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, наблюдаются замены звуков в малознакомых словах.

Фонематические процессы детей 5 лет совершенствуются:

- узнают звук в общем речевом потоке,

-могут подобрать слово на заданный звук,

- различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

- запас слов составляет 2500 – 3000, уточняется и обогащается их значение, но могут неверно понимать или использовать слова по аналогии с назначением предметов («поливать из лейки» - леять, вместо лопатка – «копатка»). 

- усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.

В норме к 6 годам дети способны:

-  правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.

- в речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.

Исключения составляют отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 66 «Забавушка»

Учитель-логопед Даминова О. И.

Упражнение «Слушай и складывай»

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, и чтения слияний гласных.

Описание. У ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. логопед произносит слияние гласных:

АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а  ребёнок выкладывает эти сочетания из букв и читает. Называет,  какой звук он произнесли первым, какой - вторым.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить выделять звук  Б из ряда звуков, слогов слов (начала и середины).

Речевой материал: Б, Т, К, Б, М, Н, П, Б, К, Б, П, Т, Б; ПА, МУ, БА, НУ, БО, ТА, ПО; БУЛКА, ПАЛКА, БОЧКА, ТОК, МУКА, РЫБА, КОЛОБОК, ПУМА.

Описание. Предлагаем поднять букву Б, когда ребёнок услышит соответствующий звук.

Упражнение «Разноцветные мостики».

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить работать с раздаточным материалом (квадратами красного и синего цветов).

Речевой материал: слова: РОТ, СОК, ДЫМ, ЛАК, РАК.

Описание. Показываем картинки, просим назвать изображение и предлагаем выполнить звуковой анализ этих слов. Ребёнок выполняет анализ и выкладывает схемы слов.

Игра с мячом «Поймай и сосчитай»

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Речевой и дидактический материал: ИВА, ТОПОЛЬ, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЕЛЬ, КЛЕН, ДУБ, ОСИНА, БЕРЕЗА; мяч небольшого диаметра.

Описание. Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его взрослому, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.

Упражнение «Раздели и забери».

Цель: развивать навык слогового анализа слов.

Описание: картиноки с изображением СТОЛА, СТУЛА, ШКАФА, ДИВАНА, КРОВАТИ, КРЕСЛА, БУФЕТА, ТУМБЫ, КОМОДА. Предлагаем   рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Ребёнок получит картинку, если правильно разделит слово на слоги.

Игра «Баскетбол»

Цель: учить определять место звука в слове, дифференцировать звуки по твердости-мягкости, определять количество слогов в слове.

Описание: 1.Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину.

2.Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч «забрасываем» в одну из них, в зависимости от положения звука в слове.

3.Если в слове звук С «бросаем» мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую.

4.Выложить столько мячей, сколько слогов в слове.

S:\ФОТОШОП\Картинки\Спорт\Баскетбольная корзина.jpg

S:\ФОТОШОП\Картинки\Спорт\Баскетбольная корзина Зеленая.jpgS:\ФОТОШОП\Картинки\Спорт\Баскетбольная корзина Синяя.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по развитию связной речи в старшей группе

В данном занятии активизируются знания детей о весне, перелетных птицах  через умение составлять рассказ описание с помощью мнемокарточек, в игровой форме отрабатываются предложно-падежные констр...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР

Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».

Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в старшей группе

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в старшей группе «Цветы»....

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников

Учитель-логопед в коррекционной работе часто сталкивается с тем, что у детей не развит фонематический слух, что влечёт ряд проблем, как с постановкой звуков, так и в дальнейшем овладении детьми навыка...