Развитие фонематического восприятия у дошкольников
консультация на тему

Охотникова Вита Вячеславовна

Информационный листок для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskoe_vospriyatie.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки. Смысл слов, фраз и целых сообщений передаётся в устной речи с помощью комбинаций звуков. Восприятие и понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха. У детей с нарушенным фонематическим слухом эти процессы искажаются, что находит отражение в их самостоятельной речи. Неправильно услышанная речь порождает искажённое произнесение слов, пропуски звуков, перестановки и уподобление слогов. Поэтому развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач в системе коррекции речи. Вы можете способствовать этому дома, выделяя для игр хотя бы несколько минут в день.

1. Игра «Угадай, что звучит?». Сначала вместе с ребёнком послушать, как шумит вода, как шуршит газета, как звенит при соприкосновении со стеклянным стаканом чайная, столовая ложка и т.д. Затем ребёнок закрывает глаза и угадывает, что звучит.

2. Игра «Прятки». Завязать ребёнку глаза. В это время взрослый стоит в стороне от ребёнка и звенит колокольчиком. Ребёнок должен определить, в какой стороне звенит колокольчик и пойти на звук.

3. Игра «Шифровальщики». Взрослый прохлопывает ритмический рисунок, ребёнок должен его повторить. Сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми. Примерные схемы ритмических рисунков: /-/-/, //-/, /-//, //-// (/-хлопок, - пауза) и т.д.

4. Игра «Громко - тихо». Вместе с ребёнком придумать определённые действия, которые он будет выполнять, услышав громкий или тихий звук. Например, если он услышит громкий звук, то хлопнет в ладошки, а если тихий – топнет ножкой.

5. Игра «Послушай и подбери». Подобрать картинки, названия которых звучат похоже (дом, ком, сом, лом). Взрослый произносит слово, а ребёнок должен подобрать подходящую картинку.

6. Игра «Верно- неверно». У взрослого в руках картинка, он называет слово, заменяя первый звук. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит «правильное» слово. Слова могут быть самые разные (БАНКА – панка, канка, ранка).

7. Игра «Прохлопай слова». Рассказать ребёнку, что слова бывают длинные и короткие. Показать, как можно прохлопать слова ладошками (по слогам). Потом предложить ребёнку самому прохлопать. Как вариант, можно простучать кулачком по столу.

8. Игра «Запомни, повтори». Взрослый произносит цепочку слогов, ребёнок должен повторить. Для начала берутся цепочки из 2-х слогов, затем усложняются. Например: БА-ДА, СА-СА-ЗА, КА-ГА-КА и т.д. Идеально было бы проговаривать их перед зеркалом, привлекая внимание ребёнка к образцовой артикуляции взрослого и сопровождая отхлопыванием ладонью по столу.

9. Игра «Поймай звук в ладошки». Взрослый объясняет ребёнку, что как только он услышит заданный звук, он должен хлопнуть в ладошки. Например: хлопни, если услышишь звук [с]: т, л, с, г, ш, з, ош, ус, ком, суп, нос, душ и т.д.

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"

Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

Онтогенетические развитие и этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников

По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно ч...

Консультация для родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников

Материал представляет собой просветительский буклет для родителей дошкольников, содержащий примеры игр для развития фонематического восприятия. Такие буклеты удобно иметь в кабинете или в раздевалке д...

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников

Учитель-логопед в коррекционной работе часто сталкивается с тем, что у детей не развит фонематический слух, что влечёт ряд проблем, как с постановкой звуков, так и в дальнейшем овладении детьми навыка...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие фонематического восприятия у дошкольников",

Консультация «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки детей с задержкой психического развития к овладению грамотой...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников на I этапе-узнавание неречевых звуков.

Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не ф...