Конспекты занятий по авторской методике "Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия".
план-конспект занятия по теме
Каждое занятие-это либо сказочная история, либо увлекательное путешествие, представленные в стихотворной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий по авторской методике «Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия».
Автор: Смирнова Светлана Викторовна-учитель-логопед ГСКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Астраханская обл., Икрянинский р-н.
Занятия 1-2
Тема: Сказка «Школа ветров».
Цели: - обучение приемам сравнения речевых звуков с эстетическими образами природы и искусства;
развитие фонематического восприятия {навыка дифференциации звуков с и сь с, слогах, словах, во фразовой речи), творческого воображения, образного мышления; воспитание эстетических чувств.
Оборудование: настольные зеркала, цветные карандаши и бумага для рисования, твердые и мягкие предметы для тактильных дифференцировок, емкость с водой. бумажные кораблики, репродукции картин с пейзажной живописью.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по сказочному лесу.
Звучит стремительная музыка, под которую влетает сорока.
Сорока: « Новости, новости, свежие новости!»
Логопед: « Какие новости, сорока-тараторка?»
Сорока: « По лесу летала, все видела, все слышала, обо всем расскажу !»
Логопед: « Ну, что же случилось?»
Сорока: « В нашем лесу открывается необычная, удивительная школа!»
Логопед: « Что же в ней необычного?»
Сорока: « Принимают в эту школу только тех, кто по лесу пройдет, больше всех лесных песен соберет. А еще тех, кто любит играть, танцевать, рисовать.
Все видела, все слышала, обо всем расскажу». (Улетает).
Логопед: « Ребята, как интересно! Хотите учиться в лесной школе?
Ну, играть, рисовать, танцевать вы любите.... А вот как быть с лесными песнями? Попробуем выполнить и это условие: соберем в лукошко песни леса?
Логопед: «В сказочном лесу множество песен. Будьте внимательны. В путь!» Звучит музыка.
- Тише, тише, не спеши! Ты постой, послушай:
Листья на ветру шумят,
Шум ласкает уши: ш-ш-ш. Положили звук в окошко.
Вот вечнозеленые великаны сосны и красавицы ели.
Ветер в кронах их запутал
Край могучей бороды.
Словно жалуясь кому-то,
Он выводит: ф-ф-ф.
Дети имитируют руками движение « тяни бороду». Кладут звук в лукошко.
-Все стало тихо, голосов не слышно.
Не слышно птиц, не зашумят листы.
И только ветер с еле слышным свистом
Слегка качает сонные кусты: с-с-с.
Положили звук в лукошко.
- Как много песен мы собрали! А кто пел их в лесу?
Дети: «Ветер».
- А школа, в которой вы будете учиться в награду за свой труд, называется школой ветров.
В нашей сказочной школе, как и в любой другой, есть свои правила. Запомните их:
Тот хороший ученик, кто лениться не привык: учится старательно, слушает внимательно.
В школе правила, друзья: здесь выкрикивать нельзя. Если знаешь ты ответ, руку подними – ответь
Звучит звонок.
II. 1.- Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Наш первый урок - язык ветров.
Ну, ребята, кто готов выучить язык ветров?
Так ветер осенью свистит, стучась в стекло с разбега.
И свистом словно говорит: « Нас-с-сыплю с-с-скоро с-снега!»
Кто желает ответить, как нужно поставить язычок, в каком положении оставить губы, зубы, включить или отключить голосок, чтобы зазвучала песня ветра «с-с-с»?
Дети в стихотворной форме рассказывают об артикуляции звука с, выполняют
артикуляционный уклад:
-Язычок расслабим, вниз к зубам приставим.
Дверцу прикрываем, щелку оставляем.
Нам свистеть так нравится,
Губы улыбаются.
Ветер выпускаем, голос не включаем: с-с-с.
Логопед:
-Есть у ветра С братишка –
Очень маленький ветришко:
Языком упремся в зубы
И сильней растянем губы: сь-сь-сь.
Дети выполняют артик. уклад и произносят звук сь.
Логопед:
-С на братца посмотрел. Присмиреть ему велел:
-Язычок не напрягай,
Наш заборчик не ломай: с-с-с!
Дети: -С-с-с!
Логопед:
-Младший брат не унимался,
Язычок вновь напрягался: сь-сь-сь.
Дети: -Сь-сь-сь.
Логопед:
Снова ветер буйный свищет: с-с-с.
Дети: -С-с-с.
Логопед:
Ветерок защиту ищет: сь-сь-сь.
Дети:
Сь-сь-сь.
Логопед произносит поочередно звуки с и сь. Дети угадывают, когда звучит песня ветра, а когда песенка ветерка.
-Вновь звонок, и непременно
Наступает перемена.
2.-Можно ли поймать в ладошки ветер или ветерок? Попробуем это сделать.
Дети держат ладошки « лодочкой» перед губами и произносят поочередно звуки с и сь в ладошки: ловят ветер. Затем поворачивают голову в сторону: ветер «убегает».
-Ветры и ветерки летают и живут там, где хотят. Их трудно поймать.
А можно ли их увидеть?
Ответы детей.
-Оказывается, можно. Художники поймали ветер и ветерок с помощью кисти и красок и поселили их на своих картинах.
IIоказ репродукции картин художников-пейзажистов и беседа по сюжету картин. _Звенит звонок.
3. Логопед:
А теперь, ребята, внимание!
У нас урок рисования.
Ветры бывают разные:
Бывают сильные - синие, красные.
А бывают ветришки-малышки, (Слабенькие такие, розовые и голубые.)
Показ карточек с изображением сказочных персонажей - суровых ветров, выполненных с помощью основных цветов, и ласковых ветерков, раскрашенных с помощью оттеночных цветов. Воспринимая на слух звуки с и сь, дети рисуют « танец ветров и ветерков»: используя соответственно основные и оттеночные цвета красок, изображают последовательно разноцветные круги.
Звенит звонок.
4. Логопед:
-Перемена наступает,
Все ребята отдыхают.
Только мы не будем спать...
Вы хотитe танцевать?
Засвистело все у нас над головой.
Заплясали ветры в пляске ветреной.
Звучит шум ветра.
-Ветерочки любят музыку такую:
Нежную, спокойную, волшебную.
Звучит плавная, спокойная музыка, под которую дети выполняют движения, характерные для нее, и сопровождают свой танец «песенкой ветерка»: сь-сь-съ.
-Ветры любят музыку раздольную:
Громкую, сердитую, разбойную.
Под музыку, изображающую разбушевавшийся ветер, дети выполняют резкие, быстрые движения, произнося звук с.
Проводится беседа о том, какая музыка подходит для « танца ветра» и «танца ветерка»; какие движения хочется выполнять при ее звучании. 3венит звонок.
5. Логопед:
- На этой переменке я хочу показать вам что-то интересное. Посмотрите, на зеленых еловых шапках что-то белое. Это, конечно же, не снег. Ведь сейчас лето. Помните, как сердитый ветер запутал свою седую бороду в ветвях ели? Это, наверное, клочья его бороды. Но они разные на ощупь, потрогайте. Одни жесткие, другие мягкие, нежные. Наверное, и ветришка - малышка оставил свои нежные волосы на колючих ветках, когда прятался от своего сердитого брата. Давайте попробуем догадаться, где бушевал грозный ветер, где прятался от него непоседа ветерок.
Тактильное восприятие грубого синтетического и мягкого хлопкового материала, воспроизведение при этом речевых ассоциаций: звуков с и сь . Звенит звонок.
6. Логопед:
А развить вокальные умения
Сможете вы на уроке пения.
Под тихую ритмичную музыку дети распевают слоги со звуками с и сь, повторяя их за логопедом:
Са-са-са-ся-ся-ся
Со-со-со-се-се-се
С у-с у-су-сю-сю-сю
Сы-сы-сы-си-си-си
-А теперь внимание:
Посложней задание:
-Са-ся-са
-Ся-ca-ca
-Си-сы-си
-Сэ -сэ-се
Звенит звонок.
7. Логопед:
-Перемена коротка,
Нe устали мы пока.
Повернулись, повернулись.
Потянулись, потянулись...
Вот уже звонок звенит,
И учитель говорит:
А сейчас у нас урок грамматики
В сочетании с уроком математики.
Там, где мы сегодня с вами,
Все наполнено ветрами.
Хотели б, не хотели б вы,
Здесь дни и ночи ветреные.
Здесь от ветра вертится
Ветряная мельница.
Этот ряд цифровой
Необычный - ветряной.
Детям предлагается провести позиционный фонемный анализ слов сани, силач, астра, лоси, определив, в каком из слов звучит « песня ветра», а в каком «песенка ветерка. При этом используется цифровой ряд из воздушных шариков, на которых написаны цифры. Звенит звонок.
8. Экзамен в школе ветров.
Логопед:
-Вы учились, не лепились,
Славно в школе потрудились.
А теперь, друзья, пора
Вам достигнуть мастерства.
Ветры северные, засвистите.
Ветерков вы в ветры превратите!
Дети силой воздушной струи, выдыхаемой при произнесении звука с, гоняют по воде (в емкости) бумажные кораблики, а затем отраженно произносят:
- Плывут суда туда-сюда,
Туда-сюда плывут суда.
III. Подведение итогов занятия.
Ну, друзья, просто нет слов...
Вы с успехом окончили школу ветров.
Вы можете звуки видеть.
Вы можете звуки слышать.
Вы можете звуки чувствовать
И даже их рисовать.
И в музыке ветры услышать,
И даже их станцевать.
Занятие 3.
Тема: Необычная экскурсия.
Цели: - закрепление навыка сравнения речевых звуков с эстетическими образами;
развитие фонематического восприятия (навыка дифференциации звуков л и ль в слогах, словах, во фразовой речи), образного мышления; воспитание эстетических чувств.
Оборудование: магнитная доска, изображения больших и маленьких самолетов, цветные карандаши и бумага для рисования, настольные зеркала.
Ход занятия.
Логопед:
I .- Сегодняшняя экскурсия необычная:
Нac приглашают на аэродром.
Погода для полетов пока отличная.
Но ожидаются ливень и гром.
II. Чтоб проследить за полетом
И понять язык самолетов,
Мы навык должны усвоить простой:
Научиться узнавать,
Когда летит маленький самолет,
А когда большой.
I. Ну-ка вспомним елочку:
Язычок-иголочка.
Чтобы к нам пришел успех,
Язычок направим вверх.
За зубами "кочки"-
Твердые комочки.
Губы улыбнулись,
Сладко потянулись.
Зубки появляются
И почти смыкаются.
Мы подуем и посмотрим,
Где же выход здесь найти.
Ветерок не видит выход:
Дверь закрыта впереди.
Ветерок разделим срочно
Пополам на две струи.
Интересно это очень.
Что же вышло, посмотри?
Между щечками твоими
И щеками язычка
Загудели, заструились
Два волшебных ручейка: л-л-л. Дети выполняют арт. уклад и произносят звук л.
2. -Спокойные, догнать никого не спешили,
Летели самолеты большие: л-л-л. Дети изображают полет самолета и поют его "песенку ."
-Часто в воздухе слышны
Самолеты-малыши: ль-ль-ль.
Маленькому самолету
Большим не стать,
Но очень хочется
Старшего брата догнать.
Напрягая мотор (язычок)
Из последних сил,
Младший брат
К старшему поспешил: ль-ль-ль. Дети поют "песенку" самолетика.
-Петь моторы перестати.
Язычки уже устали.
3. А сейчас, друзья, для рук работа:
Нарисуем песни самолета.
Не забудем и про малышей.
Песни их приятней для ушей.
Вот вам краски яркие, насыщенные.
Вот бледней цвета, они не лишние.
Пропоем же песню самолета,
И возьмемся дружно за работу: л-л-л.
Песня эта громкая и сильная.
В красках она яркая, красивая.
Дети рисуют "песню " самолета.
-Голос самолетика слабее.
Значит, его песенка бледнее.
Она будет мягче и нежнее: ль-ль-ль.
Дети рисуют песенку самолетика.
-Есть у нас умение чудесное:
Можем мы рукой потрогать песни все.
В небе самолет поет красиво
Песню твердую, как камень,
Очень сильную: л-л-л.
Самолетики всегда в полете
Песню мягкую и слабую выводят: ль-ль-ль.
Тактильные дифференцировки и подбор ассоциативных тактильных образов.
4. -А сейчас попробуем представить:
Самолеты в небе танец ставят.
Самолетикам лениться не престало,
Хоть звучат моторчики услало.
И опять работы час настал: Подберем для всех репертуар.
Выбираются музыкальные отрывки, подходящие для "танца самолета" и "танца самолетика», имитируются их полеты под музыкальное сопровождение.
5. -Есть у воздушных машин и такое умение:
Владеют они навыками хорового пения.
Из-под большого крыла слышится: ла-ла-ла-ла.
И, напрягая ротики, нежно поют самолетики: ля-ля-ля-ля.
Дети отраженно распевают:
-Ла-ля-ла ла-ля-ля лэ-ле-лэ ли-ли-лы.
-А над морем грозным пролетая,
Самолеты и самолетики передавали:
-Волна, волна, волна
Вольна, вольна, вольна;
Плавна, плавна, плавна;
Сильна, сильна, сильна.
Волна вольна, волна плавна, волна сильна.
Дети делятся на две группы: "самолеты " и "самолетики", поочередно произнося слова со звуком л и ль, соответственно роли. Затем стихотворный текст npouзносится хором.
6. -Тучи на небо надвинулись, молнии в небе и гром,
Ливень на землю ринулся. Возвращаемся на аэродром!
-Самолеты устали и крепко
Спят. И их самолетные сны
Мы не станем тревожить, ведь редко
Здесь бывают часы тишины.
Мы уйдем на носочках, запомнив
Песни этих воздушных машин.
Ведь знакомые звуки так часто
В нашей речи бывают слышны..
III. Подведение итогов занятия.
-Ну что, ребята, понравилась вам наша экскурсия? Назовите слова, в которых слышна "песня" самолета и "песенка" самолетика: звуки л и ль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.
Данная методика развития фонематического восприятия посредством ассоциативных образов способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно-динамического образа фонем....
Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ЗПР,
Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ЗПР проводится на всех этапах логопедической работы, в том числе и в процессе постановки и автоматизации нарушенных звуков, а также в работе на...
Нетипичные нарушения фонематического восприятия у детей
Фонематическое восприятие...
Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития.
Теория и практика дефектологической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы ребенка с особыми возможностям...
Конспект индивидуального занятия с использованием ИТК в работе со старшими дошкольниками с ОНР.
Использование мультимедийной образовательной системы «EduPlay» в работе по коррекции речи детей с ОНР....
Консультация для родителей. "Формированию основ инженерного мышления у старших дошкольников с помощью конструктора «Знаток»
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), просто обычная лампочка, которую можн...
Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.
Современные требования ФГОС ДО к развивающему обучению диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, в которых сочетались бы элементы игрового и познавательного общения. Таким требов...