Рабочая программа по предмету Лепка, рисование, ручное творчество . 6-9 классы
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа составлена для учащихся 8 вида с тяжелыми нарушениями дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_lepka_risovan_6-9kl_2016.docx | 106.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Москвы
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Телефон: (499) 248-44-17 Факс: (499) 248-46-62 E-mail: sk30@edu.mos.ru
(499) 248-42-42 (499) 248-50-51
ОКПО 45399347, ОГРН 1037739409960, ИНН/КПП 7704234760/770401001
Рабочая программа по предмету « Лепка,рисование, ручное творчество»
6-9 классы
Автор-составитель:
Четверткова Ирина Александровна
Москва, 2016
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по предмету « Лепка, рисование, ручное творчество» ( 6-9 класс)
Рабочая программа для 6-9 классов по учебному предмету « Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области « Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 28.08.16 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.16г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.16г.
Цели программы обучения: Ознакомление с элементарными практическими трудовыми умениями и навыками с целью успешной социализации обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта.
При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2016- 2017 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.
В реализации курса используются педагогические технологии:
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);
- элементы альтернативных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
-
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение находить ответы на картинке;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
Предполагаемые результаты освоения программы:
2уровень
Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:
Знать правила техники безопасности;
Знать инструменты и материалы, используемые в процессе рисования.
Узнавать изображенные предметы, называть их.
Учащиеся должны уметь:
Организовать своё рабочее место;
Уметь ориентироваться на листе бумаги,
Уметь выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов;
Уметь сравнивать работы с изображением.
Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину.
3 уровень:
Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:
Понимать правила техники безопасности;
Знать инструменты и материалы, применяемые на уроках, с помощью учителя;
Узнавать свои работы с помощью учителя.
Учащиеся должны уметь:
Владеть элементарными приёмами рисования, лепки с помощью учителя;
Ориентироваться на листе бумаги с помощью учителя;
Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину с помощью учителя;
Уметь выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя;
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Предметом текущей аттестации является выполнение контрольной работы (теста, практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения) по учебной дисциплине.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» направлена на развитие творческих способностей и имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Рисование, конструктивная и трудовая деятельность обладают большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное использование их как средства коррекции в процессе обучения учащихся с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения учащихся с ОВЗ на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в подобной деятельности.. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе учащиеся с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками ручного творчества. Они не проявляют желание рисовать, лепить, клеить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, пластилин, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с данными предметами, но, не могут самостоятельно ни рисовать красками, ни лепить из пластилина. Действия учащихся лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные работы не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы, явления. Недоразвитие психических процессов, которые составляют основу деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности учащихся с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.
Уроки ручного творчества, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности учащегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Для учащихся, входящих в слабую подгруппу, необходима большая помощь учителя. Она состоит не только в дополнительной демонстрации и объяснении, но и зачастую в регулярном совместном выполнении всей работы или ее отдельных элементов. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять и увеличивать темп прохождения материала. Положительное влияние на ход уроков оказывает введение игровых и сюрпризных моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того хорошо использовать художественное слово - стихи, потешки, загадки. Одним из важных элементов, для создания особого эмоционального настроя является использование музыки, на этих уроках – это формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой деятельности. Эти уроки способствуют развитию мелкой моторики, ручной умелости, пространственной ориентировки, целенаправленной деятельности, у учащихся развивается аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе, развиваются творческие способности. Уроки труда способствуют развитию восприятия, воображения, мышления и играют большую роль в воспитании учащихся. На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Труд в той или иной степени связан со всеми учебными предметами и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника. Труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталых учащихся.
Успешность обучения зависит от разнообразия методов и приёмов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития учащихся, уровня овладения ими изобразительной деятельности.
Цель:
Ознакомление с элементарными практическими трудовыми умениями и навыками с целью успешной социализации обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта.
Задачи :
-формирование элементарных умений и навыков, необходимых для успешной социализации учащихся;
- коррекция недостатков познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного развития у учащихся восприятия формы, цвета, величины предмета;
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
-развитие речи; интереса и любви к трудовой деятельности;
- развитие представлений о материалах и инструментах, используемых в процессе обучения и их свойствах;
- учить выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;
- учить ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- учить выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов;
- учить рассматривать свои работы и работы товарищей; узнавать изображенные предметы, называть их, сравнивать работы с изображением.
Основной формой образовательного процесса является урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. обучающиеся со сложной структурой нарушений не являются однородной группой.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (тематические) утренники.
Распределение учебного материала представлено концентрически, с учетом познавательных и возрастных и коммутативных возможностей учащихся. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой знаний. Программа предусматривает необходимость обязательного дифференцированного подхода к учащимся в обучении.
В программе предусмотрено разграничение материала на 2 уровня т.к. учитываются разные возможности учащихся по усвоению в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Если тема не усвоена, учащимися, предполагается выделение дополнительных часов для закрепления.
Требования к уровню подготовки также установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
6 класс
Задачи:
-продолжать формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации.
-закреплять умение пользоваться карандашами, красками, клеем.
-учить рисовать основные геометрические фигуры по точкам, шаблонам, трафаретам;
-продолжать формировать представления об основных цветах, о величине, о форме;
-продолжать формировать пространственные представления( ближе, дальше, выше, верх, низ, середина);
-продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;
-учить работать с клеем для выполнения аппликации из готовых форм, знакомить с приёмом рваной аппликации;
-учить передавать форму предметов в процессе лепки;
-формировать умение работать в коллективе
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание программы:
.№ | Наименование разделов программы | Кол-во часов |
1 | Рисование с натуры: Дерево осенью», цифры ( по шаблону), буквы ( по шаблону), геометрические фигуры ( по трафарету), | 6 |
2. | Рисование на темы: « Ветка рябины», «Снеговик», «Шары на ёлку», «Салют», « Букет маме». | 88 |
3 | Работа с пуговицами: Виды пуговиц; аппликация « Шары». | 4 |
4 | Работа с бумагой: Виды и свойства бумаги. Сгибание листа бумаги по намеченной линии , пополам. Т/б при работе с клеем. Аппликации из готовых форм: « Солнышко», « Салют», « Цветы» . Аппликация из салфеток: « Овечка», «Снеговик», « Ёлка», «Радуга». | 22 |
5 | Работа с ножницами: Т/Б при работе с ножницами .Разрезание листа бумаги по намеченной линии. Вырезание полосок. | 5 |
6 | Работа с пластилином: Свойства пластилина. Т/б при работе с пластилином. Лепка по образцу овощей и фруктов. Пластилинография « Радуга», « Зонтики», « Ёлка», « Открытка маме». | 23 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
2ой уровень сложности( обученности):
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Знать правила техники безопасности; Знать инструменты и материалы, используемые в процессе лепки, рисования. Узнавать изображённые предметы; называть их. | Организовать своё рабочее место; Уметь ориентироваться на листе бумаги, Уметь выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов; Уметь сравнивать работы с изображением. Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину. |
3 ий уровень сложности( обученности):
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Понимать правила т/б; Знать инструменты и материалы, применяемые на уроках, с помощью учителя; Узнавать свои работы с помощью учителя; | Владеть элементарными приёмами лепки и рисования с помощью учителя; Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину с помощью учителя; Уметь выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя; |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Лепка, рисование, ручное творчество, 1 четверть,
2ч в неделю, 17 ч
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 4ч | |||
1 | «Дерево осенью» ( краски). | 2ч | ||
2 | Круг. Квадрат. Треугольник. (По трафарету, карандаш). | 1ч | ||
3 | Работа с книгой-раскраской. «Овощи, фрукты». | 1ч | ||
IIРабота с бумагой | 4ч | |||
4 | Виды и свойства бумаги .Сгибание листа бумаги произвольно. | 1ч | ||
5 | Сгибание листа бумаги пополам. Выделение цветом. | 1ч | ||
6 | «Осенние узоры». Аппликация .Оформление работы. | 2ч | ||
III Работа с пластилином | 9ч | |||
7 | Правила работы с пластилином. Техника безопасности. Основные приёмы лепки. | 1ч | ||
8 | « Дары осени. Овощи». Лепка из пластилиновых шариков. | 2ч | ||
9 | « Ваза с яблоками». Пластилинография. | 2ч | ||
10 | « Ежик запасается на зиму».Пластилинография. | 2ч | ||
11 | « Дождь». Пластилинография. | 2ч |
Лепка, рисование, ручное творчество(2 четверть)
2 ч/н, 14 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 3ч | |||
1 | Цифра 13»(по трафарету, карандаш) | 1ч | ||
2 | Буква «Д » (по трафарету, карандаш) | 1ч | ||
3 | « Снег кружится» ( краски) | 1ч | ||
II Работа с бумагой | 8ч | |||
4 | Правила работы с клеем. Техника безопасности. «Домик». Аппликация из готовых форм. | 2ч | ||
6 | « Мишка». Аппликация из готовых фор | 1ч | ||
7 | « Весёлый хоровод» Коллективная аппликация. | 2ч | ||
8 | «Нарядная ёлка». Комбинированная аппликация(бумага, пластилин). | 3ч | ||
III Работа с пластилином | 4ч | |||
10 | « Снеговик» .Лепка. | 2ч | ||
11 | « Шары на ёлку». Пластилинография. | 2ч | ||
Лепка, рисование, ручное творчество(3 четверть)
2 ч/н, 20 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 4ч | |||
1 | «Деревья в снегу» (краски) | 2ч | ||
2 | « Ветка мимозы»( краски) | 2ч | ||
II Работа с бумагой | 6ч | |||
3 | Повторение. Виды и свойства бумаги. Правила работы с клеем. Техника безопасности. | 1ч | ||
4 | «Салют». Аппликация. | 1ч | ||
5 | « Букет для мамы». Аппликация из готовых форм. | 2ч | ||
6 | « Весенний ковёр». Коллективная аппликация. | 2ч | ||
III Работа с пластилином | 5ч | |||
7 | Лепка . Число14. | 1ч | ||
8 | Лепка. « Масленица. Блины.» | 2ч | ||
9 | ««Подснежники».Пластилинография. | 2ч | ||
IV Работа с ножницами | 5ч | |||
10 | Техника безопасности. Правила пользования ножницами. | 1ч | ||
11 | Резание листа бумаги на узкие полосы. | 2ч | ||
12 | Резание листа бумаги пополам. | 2ч |
Лепка, рисование, ручное творчество( 4 четверть)
2 ч/н, 14 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание | |||
I Рисование | 3ч | ||||||
1 | «Дерево весной» (краски) | 1ч | |||||
2 | «Тюльпаны в вазе»( краски) | 1ч | |||||
3 | Открытка к 1 Мая.( краски) | 1ч | |||||
II Работа с пуговицами | 4ч | ||||||
4 | Виды пуговиц. Назначение. Нанизывание на шнурок. | 2ч | |||||
5 | « Шары». Аппликация из пуговиц. | 2ч | |||||
III Работа с бумагой | 4ч | ||||||
6 | « Солнышко». Аппликация из готовых форм. | 2ч | |||||
7 | « Майский жук». Аппликация из готовых форм. | 2ч | |||||
III Работа с пластилином | 5ч | ||||||
8 | « Яблоко». Лепка по образцу. | 1ч | |||||
9 | « Пасхальное яйцо». Пластилинография. | 2ч | |||||
10 | « Такие разные зонтики». Пластилинография. | 2ч | |||||
7 класс
Задачи:
-продолжать формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации; развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности;
- продолжать развивать навыки рисования кистью( концом кисти, всей кистью);
-учить рисовать основные геометрические фигуры по точкам, шаблонам, трафаретам;
-продолжать формировать представления об основных цветах, о величине, о форме предметов;
-продолжать формировать пространственные представления( ближе, дальше, выше, верх, низ, середина);
-продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;
- продолжать учить передавать форму предметов с помощью пластилина;
- закреплять приёмы работы с пластилином путём подражания ;
-продолжать учить работать с клеем для выполнения аппликации из готовых форм, рваной аппликации;
-формировать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность, активность.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание программы:
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Рисование с натуры: «Дерево осенью», цифры ( по шаблону), буквы ( по шаблону), геометрические фигуры ( по трафарету) | 6 |
2. | Рисование на темы: « Ветка рябины», «Снеговик», «Шары на ёлку», «Салют», « Букет маме». | 8 8 |
3 | Работа с пуговицами: Виды пуговиц; бусы из пуговиц. Аппликация из пуговиц. | 4 |
4 | Работа с бумагой: Виды и свойства бумаги. Сгибание листа бумаги по намеченной линии, пополам. Т/б при работе с клеем. Аппликации из готовых форм: « Солнышко», « Салют», « Цветы» . Аппликация из салфеток: « Овечка», «Снеговик», « Ёлка», «Радуга». | 22 |
5 | Работа с ножницами: Т/Б при работе с ножницами. Разрезание листа бумаги по намеченной линии. Вырезание полосок. | 5 |
6 | Работа с пластилином: Свойства пластилина. Т/б при работе с пластилином. Лепка по образцу овощей и фруктов. Пластилинография « Радуга», « Зонтики», « Ёлка», « Открытка маме». | 23 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
2ой уровень сложности( обученности):
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Знать правила техники безопасности; Знать инструменты и материалы, используемые в процессе рисования. Узнавать изображённые предметы; называть их. | Организовать своё рабочее место; Уметь ориентироваться на листе бумаги, Уметь выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов; Уметь сравнивать работы с изображением. Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину. |
3ий уровень сложности( обученности):
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Понимать правила т/б; Знать инструменты и материалы, применяемые на уроках, с помощью учителя; Узнавать свои работы с помощью учителя; | Владеть элементарными приёмами рисования, лепки с помощью учителя; Ориентироваться на листе бумаги с помощью учителя; Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину с помощью учителя; Уметь выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя; |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Лепка, рисование, ручное творчество, 1 четверть,
2ч в неделю, 17 ч
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 4ч | |||
1 | «Дерево осенью» ( краски). | 2ч | ||
2 | Геометрические фигуры. Трафарет. Закрашивание. | 1ч | ||
3 | « Дождливый день». Краски. | 1ч | ||
II Работа с бумагой | 4ч | |||
4 | Виды и свойства бумаги.Сгибание листа бумаги произвольно. | 1ч | ||
5 | Сгибание листа бумаги пополам. Выделение цветом. | 1ч | ||
6 | «Осенние узоры». Аппликация.Оформление работы. | 2ч | ||
III Работа с пластилином | 9ч | |||
7 | Правила работы с пластилином. Техника безопасности. Основные приёмы лепки. | 1ч | ||
8 | « Весёлая гусеница». Лепка из пластилиновых шариков. | 2ч | ||
9 | « Ваза с яблоками». Пластилинография. | 2ч | ||
10 | Дары осени. Лепка | 2ч | ||
11 | « Такие разные зонтики». Пластилинография. | 2ч |
Лепка, рисование, ручное творчество(2 четверть)
2 ч/н, 14 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 3ч | |||
1 | Цифра 13»(по трафарету, карандаш) | 1ч | ||
2 | Буква «Д » (по трафарету, карандаш) | 1ч | ||
3 | « Снег кружится» (краски) | 1ч | ||
II Работа с бумагой | 8ч | |||
4 | Правила работы с клеем. Техника безопасности. «Мой дом». Аппликация из готовых форм. | 2ч | ||
6 | « Мишка». Аппликация из готовых фор | 1ч | ||
7 | « Весёлые снеговики» Коллективная аппликация. | 2ч | ||
8 | «Нарядная ёлка». Комбинированная аппликация (бумага, пластилин). | 3ч | ||
III Работа с пластилином | 4ч | |||
10 | « Снеговик» .Лепка. | 2ч | ||
11 | « Украсим ёлку шарами». Пластилинография. | 2ч | ||
Лепка, рисование, ручное творчество(3 четверть)
2 ч/н, 20 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 4ч | |||
1 | «Деревья в снегу» (краски) | 2ч | ||
2 | « Ветка мимозы»( краски) | 2ч | ||
II Работа с бумагой | 6ч | |||
3 | Повторение. Виды и свойства бумаги. Правила работы с клеем. Техника безопасности. | 1ч | ||
4 | «Ракета летит в космос». Аппликация. | 1ч | ||
5 | « Букет для мамы». Аппликация из готовых форм. | 2ч | ||
6 | « Весенний ковёр». Коллективная аппликация. | 2ч | ||
III Работа с пластилином | 5ч | |||
7 | Лепка . Число14. | 1ч | ||
8 | Лепка. « Масленица. Блины». | 2ч | ||
9 | ««Подснежники».Пластилинография. | 2ч | ||
IV Работа с ножницами | 5ч | |||
10 | Техника безопасности. Правила пользования ножницами. | 1ч | ||
11 | Резание листа бумаги на узкие полосы. | 2ч | ||
12 | Резание листа бумаги пополам. | 2ч |
Лепка, рисование, ручное творчество(4 четверть)
2 ч/н, 14 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
I Рисование | 3ч | ||||
1 | «Дерево весной» (краски) | 1ч | |||
2 | «Тюльпаны в вазе»( краски) | 1ч | |||
3 | Открытка к 1 Мая.( краски) | 1ч | |||
II Работа с пуговицами | 4ч | ||||
4 | Виды пуговиц. Назначение. Нанизывание на шнурок. | 2ч | |||
5 | « Шары». Аппликация из пуговиц. | 2ч | |||
III Работа с бумагой | 4ч | ||||
6 | « Солнышко». Аппликация из готовых форм. | 2ч | |||
7 | « Майский жук». Аппликация из готовых форм. | 2ч | |||
III Работа с пластилином | 5ч | ||||
8 | « Яблоко». Лепка по образцу. | 1ч | |||
9 | « Пасхальное яйцо». Пластилинография. | 2ч | |||
10 | « Такие разные зонтики». Пластилинография. | 2ч |
8 класс
Задачи:
-продолжать формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации, развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности;
-продолжать учить приёмам работы с карандашами, фломастерами, кистью;
- продолжать учить работать с клеем для выполнения аппликации;
-продолжать формировать знания об основных геометрических фигурах;
- продолжать формировать представления об основных цветах, о величине, о форме предметов;
-продолжать развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении работ;
-учить пользоваться ножницами ( индивидуально);
-учить планировать свою работу по этапам, подбирать необходимые орудия и материалы ;
-продолжать формировать пространственные представления( ближе, дальше, выше, верх, низ, середина);
- знакомить с народным декоративно- прикладным искусством;
- учить приёмам декоративного рисования с использованием основных геометрических фигур;
-формировать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность, активность.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание программы:
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Рисование с натуры: «Дерево осенью», цифры (по шаблону), буквы ( по шаблону), геометрические фигуры ( по трафарету) | 5 |
22. | Декоративное рисование. «Пушистые снежинки», « «Узор из геометрических фигур в квадрате», «Украсим шапочку», «Цветы маме» | 33 |
3 3 | Рисование на темы: « Ветка рябины», «Снеговик», «Шары на ёлку», «Салют», « Букет маме». | 7 |
4 | Работа с бумагой: Виды и свойства бумаги. Сгибание листа бумаги по намеченной линии, пополам. Т/б при работе с клеем. Аппликации из готовых форм: « Солнышко», « Салют», « Цветы» . Аппликация из салфеток: « Овечка», «Снеговик», « Ёлка». | 22 |
5 | Работа с ножницами: Т/Б при работе с ножницами. Разрезание листа бумаги по намеченной линии. Вырезание полосок. | 5 |
6 | Работа с пластилином: Свойства пластилина. Т/б при работе с пластилином. Лепка по образцу овощей и фруктов. Пластилинография: « Радуга», « Зонтики», « Ёлка», « Открытка маме». | 23 |
7 | Работа с пуговицами: Виды пуговиц; нанизывание. Аппликация из пуговиц. | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
2 ой уровень сложности ( обученности):
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Знать правила техники безопасности; Знать инструменты и материалы, используемые в процессе рисования. Узнавать изображённые предметы; называть их (показывать). | Организовать своё рабочее место; Уметь ориентироваться на листе бумаги, Уметь выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов; Уметь сравнивать работы с изображением. Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину. |
3 ий уровень сложности (обученности):
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Понимать правила т/б; Знать инструменты и материалы, применяемые на уроках, с помощью учителя; Узнавать свои работы с помощью учителя; | Владеть элементарными приёмами рисования, лепки, аппликации с помощью учителя; Ориентироваться на листе бумаги с помощью учителя; Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину с помощью учителя; Сравнивать работы с изображением с помощью учителя. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Лепка, рисование, ручное творчество, 1 четверть,
2ч в неделю, 17 ч
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 4ч | |||
1 | «Люблю берёзку русскую» ( краски). | 2ч | ||
2 | Геометрические фигуры. Трафарет. Закрашивание. | 1ч | ||
3 | « Дождливый день». Краски. | 1Ч | ||
II Работа с бумагой | 4ч | |||
4 | Виды и свойства бумаги.Сгибание листа бумаги произвольно. | 1ч | ||
5 | Сгибание листа бумаги пополам. Выделение цветом. | 1ч | ||
6 | «Осенний листопад». Аппликация .Оформление работы. | 2ч | ||
III Работа с пластилином | 9ч | |||
7 | Правила работы с пластилином. Техника безопасности. Основные приёмы лепки. | 1ч | ||
8 | « Весёлая гусеница». Лепка из пластилиновых шариков. | 1ч | ||
9 | « Дары осени». Пластилинография. | 2ч | ||
10 | « Грибное лукошко».Пластилинография. | 2ч | ||
11 | « Прогулка в дождливый день». Пластилинография. | 2ч |
Лепка, рисование, ручное творчество(2 четверть)
2 ч/н, 14 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 3ч | |||
1 | Цифра 13»(по трафарету, карандаш) | 1ч | ||
2 | Буква «Д » (по трафарету, карандаш) | 1ч | ||
3 | Элементы городецкой росписи. | 1ч | ||
II Работа с бумагой | 8ч | |||
4 | Правила работы с клеем. Техника безопасности. «Дом, в котором я живу». Аппликация из готовых форм. | 2ч | ||
6 | « Мишка». Аппликация из готовых фор | 1ч | ||
7 | « Весёлые снеговики» Коллективная аппликация. | 2ч | ||
8 | «Нарядная ёлка». Комбинированная аппликация (бумага, пластилин). | 3ч | ||
III Работа с пластилином | 4ч | |||
10 | « Снеговик» .Лепка. | 2ч | ||
11 | « Снегири на ветках». Пластилинография. | 2ч | ||
Лепка, рисование, ручное творчество(3 четверть)
2 ч/н, 20 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 4ч | |||
1 | «Деревья в снегу» (краски) | 2ч | ||
2 | « Ветка мимозы»( краски) | 2ч | ||
II Работа с бумагой | 6ч | |||
3 | Повторение. Виды и свойства бумаги. Правила работы с клеем. Техника безопасности. | 1ч | ||
4 | «Космос». Аппликация. | 1ч | ||
5 | « Букет для мамы». Аппликация из готовых форм. | 2ч | ||
6 | « Весенний ковёр». Коллективная аппликация. | 2ч | ||
III Работа с пластилином | 5ч | |||
7 | Лепка . Число14. | 1ч | ||
8 | Лепка. « Масленица. Блины.» | 2ч | ||
9 | ««Подснежники».Пластилинография. | 2ч | ||
IV Работа с ножницами | 5ч | |||
10 | Техника безопасности. Правила пользования ножницами. | 1ч | ||
11 | Резание листа бумаги на узкие полосы. | 2ч | ||
12 | Резание листа бумаги пополам. | 2ч |
Лепка, рисование, ручное творчество( 4 четверть)
2 ч/н, 14 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
I Рисование | 4ч | ||||
1 | «Дерево весной» (краски) | 1ч | |||
2 | «Тюльпаны в вазе»( краски) | 1ч | |||
3 | Элементы хохломской росписи. «Тарелочка.» | 2ч | |||
II Работа с пуговицами | 4ч | ||||
4 | Виды пуговиц. Назначение. Нанизывание на шнурок. | 2ч | |||
5 | « Шары». Аппликация из пуговиц. | 2ч | |||
III Работа с бумагой | 4ч | ||||
6 | « Солнышко». Аппликация из готовых форм. | 2ч | |||
7 | « Бабочки». Аппликация из готовых форм. | 2ч | |||
III Работа с пластилином | 5ч | ||||
8 | « Яблоко». Лепка по образцу. | 1ч | |||
9 | « Пасхальное яйцо». Пластилинография. | 2ч | |||
10 | « Такие разные зонтики». Пластилинография. | 2ч |
9 класс
Задачи:
-продолжать формировать интерес к рисованию,лепке, аппликации, развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности;
-продолжать учить приёмам работы с карандашами, фломастерами, кистью;
- закреплять правила работы с клеем для выполнения аппликации;
- продолжать учить приёмам работы с пластилином путем подражания и по образцу;
-закреплять представления об основных цветах, о величине, о форме предметов;
-продолжать учить пользоваться ножницами( индивидуально);
- продолжать учить планировать свою работу по этапам, подбирать необходимые орудия и материалы ;
-продолжать формировать знания о пространственных представлениях ( ближе, дальше, выше, верх, низ, середина);
-закреплять навыки закрашивания;
-продолжать знакомить с народным декоративно- прикладным искусством; учить выполнять узоры по мотивам народного творчества;
-учить приёмам декоративного рисования с использованием основных геометрических фигур;
-формировать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность, творческие способности.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание программы:
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Рисование с натуры: «Дерево осенью», цифры по шаблону), буквы (по шаблону), геометрические фигуры ( по трафарету). | 6 |
22 | Декоративное рисование. «Пушистые снежинки», « «Узор из геометрических фигур в квадрате», «Украсим шапочку», «Цветы маме». | 3 |
3 3 | Рисование на темы: « Ветка рябины», «Снеговик», «Шары на ёлку», «Салют», « Букет маме». | 6 |
4 | Работа с бумагой: Виды и свойства бумаги. Сгибание листа бумаги по намеченной линии, пополам. Т/б при работе с клеем. Аппликации из готовых форм: « Солнышко», « Салют», « Цветы» . Аппликация из салфеток: « Овечка», «Снеговик», « Ёлка», «Радуга». | 22 |
5 | Работа с ножницами: Т/Б при работе с ножницами. Разрезание листа бумаги по намеченной линии. Вырезание полосок. | 5 |
6 | Работа с пластилином: Свойства пластилина. Т/б при работе с пластилином. Лепка по образцу овощей и фруктов. Пластилинография: «Радуга», «Зонтики», «Елка». | 23 |
7 | Работа с пуговицами: Виды пуговиц; нанизывание на шнурок. Аппликация . | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
2ой уровень сложности(обученности):
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Знать правила техники безопасности; Знать инструменты и материалы используемые в процессе рисования. Узнавать изображённые предметы; называть их. | Организовать своё рабочее место; Уметь ориентироваться на листе бумаги, Уметь выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов; Уметь сравнивать работы с изображением. Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину. Давать оценку своим работам. |
3ий уровень сложности( обученности):
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Понимать правила т/б; Знать инструменты и материалы, применяемые на уроках, с помощью учителя; Узнавать свои работы с помощью учителя; | Владеть элементарными приёмами рисования с помощью учителя; Ориентироваться на листе бумаги; с помощью учителя; Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину с помощью учителя; Уметь выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя; Сравнивать работы с изображением с помощью учителя. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Лепка, рисование, ручное творчество, 1 четверть,
2ч в неделю, 17 ч
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 4ч | |||
1 | «Люблю берёзку русскую» ( краски). | 2ч | ||
2 | Геометрические фигуры. Трафарет. Закрашивание. | 1ч | ||
3 | « Дождливый день». Краски. | 1Ч | ||
II Работ с бумагой | 4ч | |||
4 | Виды и свойства бумаги. Сгибание листа бумаги произвольно. | 1ч | ||
5 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали. Выделение цветом. | 1ч | ||
6 | «В нашем саду листопад» Аппликация . Оформление работы. | 2ч | ||
III Работа с пластилином | 9ч | |||
7 | Правила работы с пластилином. Техника безопасности. Основные приёмы лепки. | 1ч | ||
8 | « Весёлая гусеница». Лепка из пластилиновых шариков. | 2ч | ||
9 | « Что нам осень принесла». Пластилинография. | 2ч | ||
10 | « Грибное лукошко».Пластилинография. | 2ч | ||
11 | « Прогулка в дождливый день». Пластилинография. | 2ч |
Лепка, рисование, ручное творчество(2 четверть)
2 ч/н, 14 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 3ч | |||
1 | Цифра 13»(по трафарету, карандаш) | 1ч | ||
2 | Буква «Д » (по трафарету, карандаш) | 1ч | ||
3 | Элементы городецкой росписи. | 1ч | ||
II Работа с бумагой | 8ч | |||
4 | Правила работы с клеем. Техника безопасности. «Дом, в котором я живу». Аппликация из готовых форм. | 2ч | ||
6 | « Мишка». Аппликация из готовых фор | 1ч | ||
7 | « Весёлые снеговики» Коллективная аппликация. | 2ч | ||
8 | «Нарядная ёлка». Комбинированная аппликация (бумага, пластилин). | 3ч | ||
III Работа с пластилином | 4ч | |||
10 | « Снеговик» .Лепка. | 2ч | ||
11 | « Снегири на ветках». Пластилинография. | 2ч | ||
Лепка, рисование, ручное творчество(3 четверть)
2 ч/н, 20 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I Рисование | 4ч | |||
1 | «Деревья в снегу» (краски) | 2ч | ||
2 | « Ветка мимозы»( краски) | 2ч | ||
II Работа с бумагой | 6ч | |||
3 | Повторение. Виды и свойства бумаги. Правила работы с клеем. Техника безопасности. | 1ч | ||
4 | «Космос». Аппликация. | 1ч | ||
5 | « Букет для мамы». Аппликация из готовых форм. | 2ч | ||
6 | « Весенний ковёр». Коллективная аппликация. | 2ч | ||
III Работа с пластилином | 5ч | |||
7 | Лепка . Число14. | 1ч | ||
8 | Лепка. « Масленица. Блины.» | 2ч | ||
9 | ««Подснежники».Пластилинография. | 2ч | ||
IV Работа с ножницами | 5ч | |||
10 | Техника безопасности. Правила пользования ножницами. | 1ч | ||
11 | Резание листа бумаги на узкие полосы. | 2ч | ||
12 | Резание листа бумаги пополам. | 2ч |
Лепка, рисование, ручное творчество(4 четверть)
2 ч/н, 14 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
I Рисование | 4ч | ||||
1 | «Дерево весной» (краски) | 1ч | |||
2 | «Тюльпаны в вазе»( краски) | 1ч | |||
3 | Элементы хохломской росписи. «Тарелочка.» | 2ч | |||
II Работа с пуговицами | 4ч | ||||
4 | Виды пуговиц. Назначение. Нанизывание на шнурок. | 2ч | |||
5 | « Шары». Аппликация из пуговиц. | 2ч | |||
III Работа с бумагой | 4ч | ||||
6 | « Цветочная поляна». Аппликация из готовых форм. | 2ч | |||
7 | « Бабочки». Аппликация из готовых форм. | 2ч | |||
III Работа с пластилином | 5ч | ||||
8 | « Яблоко». Лепка по образцу. | 1ч | |||
9 | « Пасхальное яйцо». Пластилинография. | 2ч | |||
10 | « Такие разные зонтики». Пластилинография. | 2ч |
Формы и средства контроля:
Учебные опросы проводятся по итогам окончания четверти с опорой на индивидуальные особенности ребёнка. Задания выполняются с помощью учителя.
Критерии оценивания элементарных знаний и умений:
Оценка 5 ставится, если ученик:
- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш под контролем учителя;
- имеет элементарные представления о материалах используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах(карандаши, краски, клей, пластилин,бумага);
- владеет элементарными приемами рисования цветными карандашами и красками: закрашивание контура предмета, примакивание, рисование толстой и тонкой линии, тонирование листа бумаги под контролем учителя;
-владеет элементарными приемами работы с пластилином (разминание, отщипывание, сплющивание,раскатывание) под контролем учителя;
-владеет правилами работы с клеем для выполнения аппликации из готовых форм и рваной аппликации под контролем учителя;
- умеет выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию с помощью учителя;
- умеет выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов с небольшой помощью учителя;
Оценка 4 ставится, если ученик:
- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш с помощью учителя;
- имеет элементарные представления о материалах используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах(карандаши, краски, кисти, пластилин, бумага) с помощью учителя;
- владеет элементарными приемами рисования цветными карандашами и красками: закрашивание контура предмета, примакивание, рисование толстой и тонкой линии, тонирование листа бумаги с помощью учителя;
-умеет выполнять аппликацию из готовых форм с помощью учителя;
-владеет элементарными приемами работы с пластилином с помощью учителя;
- умеет выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию с помощью учителя;
- умеет выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов с помощью учителя;
Оценка 3 ставится, если ученик:
- умеет держать кисть и карандаш с фиксацией кисти руки учителем;
- умеет пользоваться цветными карандашами и красками с фиксацией кисти руки ;
-умеет пользоваться клеем для выполнения аппликации с фиксацией кисти руки учителем;
- умеет работать с пластилином с фиксацией кисти руки учителем;
Список литературы:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой,-М.,Владос,2007.
-Программы специальных коррекционных учреждений 8 вида, 0-4 классы// под ред.И.М.Бгажноковой.- М.;Просвещение,2011.
- Е.А. Екжанова; Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.-М.; Просвещение,2011.
-Л.А.Кузнецова.Технология. Ручной труд. 2 класс.-М.;Просвещение,2011.
-Николкина Т.А. Изобразительная деятельность.Конспекты занятий в подготовительной группе. –Волгоград,Учитель,2013.
-Павлова О.Е. Художественное творчество: Комплексные занятия.Первая младшая группа.-Волгоград, Учитель, 2011.
Учебно- методические средства обучения:
- наборы цветных карандашей;
- краски;
- бумага
-фломастеры
-кисти
-картон
-ножницы
-клей
-пластилин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество. Аппликация "Ёлочка нарядная"
Урок по предмету Лепка, рисование, ручное творчество в специальной коррекционной школе для детей с тяжёлым нарушением интеллекта. На уроке используется дифференцированный подход к детям. Занятие ...
Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству, 7 класс.
Рабочая программа по лепке, рисованию, ручному творчеству, 7 класс....
Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образ...
Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 6 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области «Изод...
Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество " Тюльпаны маме". Аппликация.
Урок разработан для детей со сложной структурой дефекта....
Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество . Аппликация " Бабочка".
Конспект урока разработан для учащихся школы 8 вида для детей со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Лепка, рисование, ручное творчество" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...