рабочая программа по истории Отечества
рабочая программа (9 класс) на тему

Хисматулина Зайтуна Мухаматуловна

Рабочая программа по истории Отечества , 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass_istoriya_2.docx536.98 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

по истории Отечества

для учащихся 7-9 классов

           Рабочая программа по истории Отечества для 7-9 классов разработана на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл /Под редакцией В.В.Воронковой, - М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС-2011 и авторской программы по истории Отечества   О.И.Бородиной, В.М. Мозговой для 7-9 классов. Опирается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Образовательную программу КОУ «Тарская школа - интернат» 2013 – 2016 год.

         Цель рабочей программы - на основе изучения исторического материала формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.

         История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

          Настоящая программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Срок реализации настоящей программы рассчитан на 3 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 204 академических часа или 68 часов в год или 2 часа в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.

Структура рабочей программы

I. Пояснительная записка.

1. Цель и задачи рабочей программы.

2.  Коррекционная направленность уроков Истории Отечества.

3.  Формы, методы и типы организации обучения и требования, предъявляемые к уроку истории Отечества.

4.  Использование ТСО на уроках истории.

5. Краеведческая работа с использованием местного исторического материала на уроках.

6. Межпредметная интеграция уроков истории.

II. Тематический план.

1.Примерное распределение часов на изучение тем по разделам программы.

2.Календарно-тематический план.

III. Содержание программы.

IV. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

1. Контрольно-измерительные материалы.

2. Требования к знаниям, умениям и формированию жизненной компетенции на уроках истории Отечества.

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1. Учебная литература.

2. Научно-методическая литература.

3. Литература для учащихся.

Приложения.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Отечества для 7-9 классов разработана на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл /Под редакцией В.В.Воронковой, - М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС-2011 и авторской программы по истории Отечества   О.И.Бородиной, В.М. Мозговой  для 7-9 классов. Опирается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Образовательную программу КОУ «Тарская школа - интернат» 2013 – 2016 год.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

1.       Цель рабочей программы:

- на основе изучения исторического материала формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.

Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи:

-  усвоить важнейшие факты истории,

- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,

- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,

- овладеть умением применять знания по истории в жизни,

- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи;

- гражданское воспитание учащихся,

- патриотическое воспитание,

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,

- нравственное воспитание,

- эстетическое воспитание,

- правовое воспитание.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

- формирование мировоззрения учащихся.

2. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

3.  Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни; быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Методы:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. Наглядные - наблюдение, демонстрация.

Практические – упражнения. Методы изложения новых знаний. Методы повторения, закрепления знаний. Методы применения знаний. Методы контроля.

Занятия проводятся в классно - урочной форме.

Типы уроков:

- урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

- урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

- урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно- проверочный урок);

- комбинированный урок.

Для контроля ЗУН воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы.  На тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.

       Настоящая программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Срок реализации настоящей программы рассчитан на 3 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 204 академических часа или 68 часов в год или 2 часа в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане,

которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15- 20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

      4. Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

 

     5.Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

 


II. Тематический план

Примерное распределение часов на изучение тем по разделам программы

9 класс

Раздел программы

Количество часов

1

Россия в начале XX в

7

2

Россия в 1917 – 1920 гг.

9

3.

Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы

9

4.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

15

5.

Советский Союз в 1945 – 1991 гг.

14

6.

Новая Россия в 1991 – 2011 гг.

6

7.

Краеведческий материал

8

Итого

68


Календарно-тематический план

Первая четверть.

Тема урока.

Дидактическая цель.

Знания и умения

Речевой материал.

Кол-во часов.

Дата.

1.

Раздел программы

«Россия в начале XX  века».

Начало правления Николая II .

Дать общую характеристику России во время правления Николая II Романова.

Давать характеристику России во время правления Николая II.

Развивать умения анализировать     исторические факты, работать с текстом учебника (нахождение ответа на вопросы, выделение главной мысли) с опорой на план.

Формировать умения работать с опорным текстом.

Продолжать работу по формированию умений составлять рассказ по вопросам.

Привлекать учащихся к диалогу.

Способствовать формированию у учащихся умений давать собственную оценку историческим событиям; развивать умения решать познавательные задачи в ходе коллективной деятельности.

Уметь работать с иллюстративным материалом учебника.

Продолжать работу по формированию умений ориентироваться в тексте учебника, самостоятельно находить ответы; приучать к оценке сообщений учеников.

Развивать навыки самостоятельной работы.

Учить использовать при выполнении заданий приёмы анализа, сравнения, обобщения.

Закреплять навыки работы с заданиями.

Продолжать развивать умения поддерживать беседу по обсуждению исторических фактов.

Закреплять навыки и умения работы с тестами.

Учить выражать свои мысли, суждения на уроке.

Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность; закреплять навыки подготовки сообщений по теме.

Закреплять навыки работы с заданиями.

Гвардия, полковник, забастовка, стачка.

1.

03.09

2.

Экономический кризис в начале XX   века.

Формировать у уч-ся представление об экономическом кризисе в начале XX века.

Стачка, промышленная буржуазия, кризис.

1.

05.09

3.

Появление первых политических партий.

Формировать представления об антиправительственных движениях, политических партиях и движениях.

Митинг, партия, съезд, лидер, демонстрация, либеральные партии, гимназия.

1.

10.09

4.

Первая русская революция.

Дать общее представление о революционных событиях 1905-1907 гг.

Демократия, социализм, петиция, холостой залп, баррикады.

1.

12.09

5.

Реформы государственного управления.

Формировать представление об изменениях в политической системе Российской империи.

Манифест, Конституция, депутат, курия.

1.

17.09

6.

Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

Формировать представление о реформах П. А. Столыпина.

Кризис.

1.

19.09

7.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Дать представление о русско-японской войне 1904-1905 гг.

Эскадра, крейсер, прицельный огонь.

1.

24.09

8.

«Серебряный» век русской культуры.

Познакомить уч-ся с выдающимися деятелями русской культуры начала XX века

«Серебряный» век.

1

26.09

9.

Наш край в начале  xx века.

Дать представление о положении в Тарском районе в начале xx  века.

Поселение, ссыльные политические.

1.

01.10

10.

I Мировая война и участие в ней России.

Формировать представление о I      мировой войне и об участии в ней России.

Военный союз, претензии, фронт, дезертировать, таран.

1.

03.10

II.

11.

Раздел программы

«Россия в 1917 – 1920 гг.».

Февральская революция и  отречение царя от престола.

Рассказать о революционных событиях в России и отречении царя.

Отречение, карточная система.

1.

08.10

12.

Захват власти большевиками в Петрограде.

Показать, что захват власти большевиками осуществлялся в ходе Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде.

Штаб, Красная Армия, декрет.

1.

10.10

13.

Установление Советской власти в стране.

Дать уч-ся представление об установлении Советской власти, о формировании советской государственности.

Рабочие комитеты, комитеты бедности, продовольственные отряды, репарация, мятеж.

1.

15.10

14

Начало Гражданской войны и интервенции.

Формировать у уч-ся представление о Гражданской войне как о битве двух противоборствующих сил в России, о борьбе между «красными» и «белыми».

Гражданская война, красноармеец, комиссар.

1.

17.10

15.

Борьба между «красными» и «белыми».

Интервенция, обмундирование, шинель, кобура, эмигрант.

1.

22.10

16.

«Зелёные» и повстанческая армия Махно.

Формировать у уч-ся представление о «третьей силе», противостоящей «белому» и «красному» движению.

Тачанка, коммунизм.

1.

24.10

17.

Омская область в первый период Советской власти.

Познакомить уч-ся с положением в Омском регионе в первый период Советской власти.

Декрет о земле.

1.

29.10

18.

Повторение за четверть. Контрольное тестирование за четверть.

1

31.10

 

Приложение по НРК.

Раздел программы, где вводится НРК.

Тема урока по НРК.

Литература.

Кол-во часов.

Дата.

I

Россия в начале  XX  века.

Наш край в начале XX века.

Омская область в первый период Советской власти.

Людмила Огородникова «Тара и Тарский уезд в начале   века».  Стр. 152-157.

«История Омской области (с начала XX  века до наших дней)».

1.

1.

01.10

29.10

Вторая четверть.

Тема урока.

Дидактическая цель.

Знания и умения

Речевой материал.

Кол-во часов.

Дата.

I.

1.

Раздел программы

«Россия в начале XX века»

Экономическая политика Советской власти.

Дать уч-ся представление об экономической политике Советской власти.

Способствовать  умению запоминать и воспроизводить  новый материал

Продразвёрстка, коммунизм, совхозы.

1.

12.11

2.

Жизнь и быт людей в годы революции.

Дать уч-ся общее представление о жизни и быте населения в годы Гражданской войны.

 Закреплять умения устанавливать последовательность событий, обобщать исторические факты, делать выводы.

Коммунальные квартиры, беспризорники, безработные, ликбезы, комсомольцы.

1.

14.11

3.

Отношение Советской власти к Русской церкви.

Комсомольцы и пионеры.

Рассказать о политике Советской власти по отношению к религии.

Продолжать развивать навыки работы с заданиями, текстом учебника.

Комсомольцы, пионеры.

1.

21.11

4.

Раздел программы

«Советская Россия – СССР в 20 – 30_е годы XXвека».

Новая экономическая политика (НЭП).

Объяснить сущность новой экономической политики.

Способствовать  умению запоминать и воспроизводить  новый материал.

Батрак, концессия.

1.

19.11

5.

Образование СССР.

Разъяснить причины, предпосылки и принципы построения СССР.

Продолжать развивать навыки работы с заданиями, текстом учебника.

СССР, пионер, комсомолец, союз, наркоматы, делегации.

1.

26.11

6.

Смерть В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти.

Разъяснить суть создания однопартийной системы власти.

Продолжать формировать навыки самостоятельной работы с учебником.

ВКП(б), Генеральный секретарь.

1.

28.11

7.

Начало индустриализации.

Дать уч-ся представление о проведении индустриализации в стране.

Развивать умения анализировать, обобщать исторический материал.

Индустриализация, заём, пятилетка, комсомольская путёвка, шахтёр.

1.

03.12

8.

Годы  первых пятилеток в Омской области. НРК.

Рассказать о годах первых пятилеток в Омской области.

Закреплять умения и навыки работы с заданиями.

Пятилетка, индустриализация.

1.

05.12

9.

Рабочий класс, его роль. Стахановское движение. Ударничество.

Раскрыть роль рабочего класса.

Продолжать развивать умения поддерживать  беседу по обсуждению исторических фактов и явлений.

Стахановец, ударничество.

1.

10.12

10.

Коллективизация сельского хозяйства. Голод на селе.

Дать представление о проведении коллективизации крестьянского хозяйства в СССР.

Формировать умения высказывать своё отношение к негативным явлениям в обществе.

Коллективизация, колхоз, кулак, трудодни.

1.

12.12

11.

Укрепление колхозного строя в Омской области. НРК.

Рассказать о коллективизации в Тарском районе.

Закреплять умения и навыки работы с заданиями.

Колхоз, кулак, зажиточный крестьянин.

1.

17.12

12.

Конституция страны 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е годы.

Познакомить уч-ся с основными положениями Конституции 1936 г.

Развивать самостоятельность  при выполнении заданий.

Сессия, социализм, СССР.

1.

19.12

13.

Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.

Познакомить уч-ся с личностью И. В. Сталина, показать роль Сталина во внутрипартийной борьбе.

Формировать у уч-ся оценочные суждения о политике правительства.

Культ личности, духовная семинария, Генеральный секретарь, ВКП(б).

1.

24.12

14.

Развитие науки и культуры.

Контрольное тестирование по разделу программы.

Дать представление о развитии науки и культуры в СССР в 20-30

Развивать внимание, память в процессе работы с текстом учебника; умение составлять простые, аргументированные  и развёрнутые ответы.

Синтетический каучук, звуковое кино.

1.

26.12

Приложение по НРК.

Раздел программы, где вводится НРК.

Тема урока по НРК.

Литература.

Кол-во часов.

Дата.

I.

1

2.

«Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы XX века».

Годы первых пятилеток в Омской области.

Укрепление колхозного строя в Омской области.

А.К. Касьян, И. И. Новиков. «История Омской области (с начала 20 века до наших дней)». Западно-сибирское книжное изд-во.

1

1

05.12

17.12

Третья четверть.

Тема урока.

Дидактическая цель.

Знания и умения

Речевой материал.

Кол-во часов.

Дата.

I.

1.

Раздел программы

«СССР во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

СССР накануне Второй Мировой войны.

Показать положение СССР в мире, в системе международных отношений.

Развивать умения анализировать  изучаемый материал.

Конфликт, международная  изоляция.

1

14.01

2

Советско-финская кампания, её итоги.

Рассказать о целях и задачах Советско-финской военной кампании.

Развивать умения делать выводы из беседы.

Военная кампания, договор, дипломатические отношения.

1.

16.01

3.

Нападение   Японии на СССР.

Дать уч-ся представление о причинах и итогах столкновения с Японией.

Развивать умения пользоваться картой при изложении исторического материала.

Конфликт.

1.

21.01

4.

Приход фашистов к власти в Германии. Начало II Мировой войны.

Дать уч-ся общее представление о ходе политических событий в мире, о причинах и начале II Мировой войны.

Закреплять умения и навыки работы с заданиями.

Мировая война, внешняя политика, фашизм, нацизм, расизм.

1.

23.01

 5.

Начало Великой Отечественной войны.

Формировать у уч-ся представление о начале военных действий на территории СССР.

Развивать умения слушать, приводить в качестве примера   сведения из текста учебника, художественной литературы.

Оккупировать, дивизия, снайперы, план «Барбаросса».

1.

28.01

6.

Героическая оборона Брестской крепости.

Рассказать о героических защитниках Брестской крепости.

Закреплять умения составлять полные и развёрнутые ответы.

Оборона, фотодокументы.

1.

30.01

7.

Битва за Москву, её значение.

Дать уч-ся представление о битве за Москву и её значении.

Развивать умения объяснять события на основе нескольких источников.

Генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, Генштаб.

1.

04.02

8.

 «Всё для фронта! Всё для победы!»

Формировать у уч-ся представление о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.

Развивать умения слушать, приводить в качестве примера   сведения из текста учебника, художественной литературы.

Тыл, броня, автоматы, конструкторское бюро.

1.

06.02

9.

Блокада Ленинграда.

Дать представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Развивать умение поддерживать беседу, используя дополнительный материал при изучении темы.

Блокада, дорога жизни.

1.

11.02

10.

Сталинградская битва.

Дать представление о Сталинградской битве, как о коренном переломном периоде в ходе Великой Отечественной войны.

Продолжать развивать умения устанавливать последовательность событий, показывать на карте места исторических событий, территорию, линию фронта.

Эскадрилья.

1.

13.02

11.

Подвиг генерала Д. М. Карбышева. НРК.

Рассказать о подвиге нашего земляка, Героя Советского Союза Д. М. Карбышева.

Закреплять умения составлять связный и развёрнутый ответ (сообщение).

Концлагерь, оккупировать.

1.

18.02

12

Борьба советских людей на оккупированной территории.

Дать учащимся общее представление о борьбе советских людей в тылу врага.

Закреплять умения составлять связный и развёрнутый ответ (сообщение).

Концлагерь, рейды.

1

20.02

13.

Битва на Курской дуге.

Рассказать о битве на Курской дуге.

Продолжать развивать умения устанавливать последовательность событий, показывать на карте места исторических событий, территорию, линию фронта

Генштаб, контрнаступление, тактика «котлов».

1.

25.02

14

Героизм тружеников тыла.

Дать учащимся сведения о сплочённом совместном труде советских людей в тылу.

Уметь пользоваться дополнительными сведениями.

Патруль, пенициллин, комендантский час.

1

27.02

15.

Создание антигитлеровской коалиции.

Дать представление о создании антигитлеровской коалиции.

Развивать умение поддерживать беседу по оценке исторического события.

Коалиция.

1.

04.03

16.

Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.

Дать представление о окончании В.О. войны, о сражении за Берлин.

Развивать умения выражать своё отношение к событиям, историческим действиям.

Рейхстаг, Нюрнбергский процесс, капитуляция.

1.

06.03

17.

Вступление СССР в войну с Японией. Конец II  Мировой войны.

Дать общее представление о войне с Японией и окончании II Мировой войны.

Формировать умения слушать учителя и одноклассников.

Акт о безоговорочной капитуляции, цена Победы.

1.

11.03

18.

Тарчане в боях за Родину. НРК.

Дать представление о героизме наших земляков в годы войны.

Продолжать развивать умения связно и развёрнуто излагать факты по плану.

Окружение, подвиг, музей, битва.

1.

13.03

19.

Вклад тарчан, тружеников тыла в победу Советской Армии. НРК.

Формировать представление о вкладе тарчан, тружеников тыла, в Победу.

Закреплять навыки самостоятельной работы.

Тыл, блокада.

1.

18.03

20.

Повторительно – обобщающий урок по теме «СССР во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

Контрольное тестирование.

Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.

Развивать навыки и умения обобщения исторического материала.

По всей теме.

1.

20.03

Приложение по НРК.

Раздел программы, где вводится НРК.

Тема урока по НРК.

Литература.

Кол-во часов.

Дата.

I.1.

2.

3.

«СССР во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

Подвиг генерала Д.М. Карбышева.

Тарчане в боях за Родину.

Вклад тарчан, тружеников тыла, в Победу Советской Армии.

В.С. Познанский «Д.М.Карбышев (историко-биографический очерк)» - Новосибирск, 1980, З.-С. Книжное изд-во.

Газета «Тарское Прииртышье».

(Сборник статей, посвящённых Победе, номера газеты за 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы.)

1.

1.

1.

18.02

13.03

18.03

Четвёртая четверть.

№.

Тема урока.

Дидактическая цель.

Знания и умения

Речевой материал.

Кол-во часов.

Дата.

I.

1.

Раздел программы «Советский Союз в 1945 – 1991 годах».

Возрождение Советской страны после войны.

Дать представление о победах СССР в войне, подвигах советского народа, сумевшего в кратчайшие сроки возродить экономику страны.

Развивать умения выражать личное отношение к изучаемым событиям.

Возрождение, трудовой подвиг, трудодни.

1.

01.04

2.

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.

Дать общее представление о развернувшейся борьбе за власть после смерти И. Сталина.

Продолжать развивать умения связно и развёрнуто излагать факты по плану; закреплять навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

Культ личности, лидер партии и страны.

1.

03.04

3.

Реформы Н.С.  Хрущёва.

Рассказать о осуждении культа личности и первых реабилитациях.

Развивать умение слушать учителя и использовать изученный материал в работе.

Репрессированные, реабилитация.

1.

08.04

4.

Освоение космоса. Ю. Гагарин.

Дать уч-ся сведения  об освоении космоса советскими людьми.

Развивать умение слушать учителя и использовать изученный материал в работе.

Космодром, ракетостроение, космонавт.

1.

10.04

5.

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы.

Рассказать о первых исследованиях и достижениях советской науки после войны.

Развивать умения выражать личное отношение к различным явлениям в обществе.

Лайнеры.

1.

15.04

6.

Хрущёвская «оттепель».

Дать представление о духовной жизни советских людей в период «оттепели».

НКВД, «Архипелаг ГУЛАГ», хрущёвская «оттепель».

7.

Экономическая и социальная политика Л. Брежнева. Эпоха «застоя».

Дать общее представление об экономической и социальной политике Л.Брежнева.

Закреплять умения объяснять понятия на основе текста учебника, навыки работы с учебником.

Период «застоя».

1.

17.04

8.

Внешняя политика СССР в 70-е годы.

Война в Афганистане.

Раскрыть причины и сущность войны в ДРА.

Развивать познавательные способности, умение выражать личное отношение к изучаемому событию.

Ядерное оружие, НАТО, страны Варшавского договора.

1.

9.

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». Правозащитники.

Проследить динамику развития духовной сферы жизни советского общества в годы «застоя».

Закреплять навыки работы с учебником.

Инакомыслящие, диссиденты, «самиздат», барды.

1.

10.

Жизнь и быт советских людей в 70-е – 80-е годы XX в.

Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских людей в 70-е – 80-е годы.

Продолжать работу над развитием умений давать сравнительную характеристику событий, явлений, фактов.

Магнитола, проигрыватель, транспарант.

1

 11.  

Реформы Горбачёва в политической, социальной и экономической сферах.

Дать уч-ся общее представление  о начале перестройки в политической, социальной и экономической сферах.

Закреплять навыки работы с планом.

Перестройка, фермер, гласность, частные кооперативы.

1.

12.

Распад СССР.

Суверенная Россия.

Дать уч-ся общее представление о политическом развитии страны в 1991 году.

Продолжать развивать умения связно и развёрнуто излагать факты по плану.

Беловежское соглашение, СНГ, ГКЧП.

1.

Раздел программы

«Новая Россия в 1991 – 2003 годах».

13.

Экономические реформы Б.Н.Ельцина Война в Чечне.

Дать общее представление об экономических реформах в РФ, о причинах и ходе войны в Чеченской республике.

Закреплять навыки самостоятельной работы.

Приватизация, ваучер, частная собственность.

1.

14.

Президентские выборы 2000 года. В.В. Путин.

Дать уч-ся общее представление о реформах В.В.Путина.

Закреплять умения и навыки работы с заданиями.

Округ, налоговая реформа.

1.

15.

Современное состояние науки, культуры и образования в стране.

Дать уч-ся общее представление о развитии науки и культуры в нашей стране.

Продолжать развивать умения поддерживать  беседу по обсуждению исторических фактов и явлений.

Интернет, меценатство.

1.

16.

Тара на пороге XXI века.

Рассказать о развитии Тары в современное время.

Способствовать  умению запоминать и воспроизводить  новый материал.

Экономика, материальное состояние.

1.

17.

Повторительно-обобщающий урок по теме.

Контрольное тестирование за год.

Повторить и закрепить учебный материал об истории развития новой России в 1991-2000 гг.

Развивать познавательные способности, внимание, воображение, память; развивать умения анализировать, обобщать, делать логические выводы.

Пол всей теме.

1.

22.05

20.05

                                                                                   Приложение по НРК.

Раздел программы, где вводится НРК.

Тема урока по НРК.

Литература.

Кол-во часов.

Дата.

I

«Новая Россия в 1991 – 2003 годах».

Тара на пороге XXI века.

Подборка статей «Тарское Прииртышье»

2.


III. Содержание программы.

Повторение

Россия в начале XX в.

Правление Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками.

Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).

Гражданская война и интервенция

«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.

Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.

Переход Советской страны к нэпу

Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики

Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.

Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.

Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.

Индустриализация, коллективизация и их результаты

Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализация. Стахановское движение. Ударничество.

Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.

С Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.

Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).

Советская страна накануне суровых испытаний

Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Халхин-Гол).

Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Великая Отечественная война Советского Союза

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Роль Г. К. Жукова в войне.

Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.

Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.

Отечественная история 1945—2000 гг.

Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.

Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.

Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев).

Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.

Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.

Краеведческий материал


IV. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  1. Контрольно – измерительные материалы.

         

          Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

  • Тестов
  • Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
  • Перфокарт
  • Перфоконвертов
  • Практических работ по контурным картам

         Для проверки усвоения основных знаний и  умений учащихся используется такая форма исследования подготовленности учащихся, как тестирование. Ученику предлагается ряд тестовых заданий по каждому изученному разделу программы и по всей учебной программе в конце года. Использование тестовых заданий, представленных различными вариантами ответов, соответствует конкретно-операционному мышлению ученика, но, в то же время при решении этих заданий он может применить своё умение логически мыслить.

Применение тестовых заданий позволяет:

  • За небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у всех учащихся;
  • Оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);
  • Закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);
  • Обеспечить индивидуальное развитие ученика (развивающая функция).

Тестирование проводится в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная.

 Учащимся предлагаются примерные задания нескольких видов:

  • Выбор одного или нескольких правильных ответов («да», «нет»);
  • Установление правильной последовательности действий (проставление нужных цифр у каждой из предложенных позиций);
  • Установление соответствия.

Основным критерием эффективности усвоения содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала КУ. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в тесте к общему количеству заданий (по В.П. Беспалько). 50% правильно выполненных заданий позволяет поставить ученику оценку «зачтено», что означает усвоение им программы обучения. Оценка знаний учащихся проводится по пятибалльной системе. При выполнении теста ставится отметка:

«5» - при выполнении 80-100% всех заданий;

«4» - при выполнении 60-80% заданий;

«3» - за 50-60% правильно выполненных заданий.

Применение тестов в учебном процессе позволяет определить уровень усвоения учащимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на учащихся коррекционной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика.

Все материалы по итогам проверки знаний и умений учащихся анализируются учителем истории, обсуждаются на заседаниях МО естественно-гуманитарного цикла, систематизируются в тематическую папку «Диагностика  обучения на уроках истории Отечества», которая хранится в кабинете истории.


2.К концу обучения истории Отечества в IX классе учащиеся должны:

знать

уметь

Результаты формирования жизненной компетенции

- основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

- пользоваться «лентой времени»;

- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.

- создать представление о наиболее важных сторонах жизни общества в которое интегрируется воспитанник школы-интерната;

- уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации или поддержать беседу в новой обстановке;

                     


V.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Учебная литература.

Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2012 г.

Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  8 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2012 г.

Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  9 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2012 г.

Научно-методическая литература.

Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2011 г.

Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2012 г.

Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2013.

Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2011 г.

Литература для учащихся.

 Шолохов М.А. Они сражались за Родину: главы из романа. (Выпуск I).

– М.: Современник, 1910

 Щеглов И.В. Хронология истории Сибири. Новосибирск: издательский

дом «Сибирская горница», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс

Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов  второго поколения. Базовый уровень 35 часов....

рабочая программа по истории отечества 7 класс

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...

рабочая программа по истории отечества 9 класс

        Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...

Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом

.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида...

Рабочая программа по истории отечества для умственно отсталых учащихся (7 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII...

Рабочая программа по истории отечества 8 класс

Рабочая программа  по истории в 8  «б» кл.   разработана     в соответствии·      с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 2...