Сенсорная интеграция или как ребенок познает мир
методическая разработка по теме
Методическая разработка по сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогающая понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya_ili_kak_rebenok_poznaet_mir.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция или как ребенок познает мир
Мы живем в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает к нам извне, которую сообщает его тело и органы чувств.
Сенсорная интеграция – бессознательный процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), преобразует их для выполнения каких-либо действий. Это адаптационная реакция организма для принятия какого-либо действия, положения тела и т.п. Происходит обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно.
То есть, наш мозг, интегрирует полученную информацию из разрозненных кусочков в единое целое (составление целого из частей). Так, например, когда мы смотрим на апельсин, наш мозг интегрирует ощущения, полученные от глаз, и мы воспринимаем его цвет и форму. Когда мы трогаем апельсин, ощущения, полученные от пальцев и кистей рук, интегрируются, и благодаря этому мы узнаем, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. Интеграция ощущений, полученных от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый запах.
Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения.
Центральная нервная система ребёнка не может нормально развиваться без определённых сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов. Все это влияет на:
- моторное развитие
- познавательное развитие
- поведение и эмоциональное состояние
В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Однако темп данного развития может отличаться, то есть одни дети развиваются быстрее, другие медленнее. Этот возрастной период играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В это время мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Поэтому этот период называют – периодом сенсомоторного развития. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки. Дети воспринимают окружающий мир, предметы и делают выводы о них согласно своим ощущениям, их адаптивные ответы имеют двигательную, мышечную природу, нежели ментальную.
Сенсорная интеграция начинает развиваться у младенца еще в утробе
матери, когда ребенок ощущает движения материнского тела. В дальнейшем
ребенок в первый год жизни овладевает такими умениями как – ползание,
вставание, только при условии, что в его мозге будет идти и развиваться
активнейшая сенсорная интеграция.
Ребенок развивает свою сенсорную интеграцию по-разному взаимодействуя с окружающим миром, приспосабливая свое тело и мозг для решения физических задач, с которымион сталкивается в детстве.
Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи так же свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.
Симптомы сенсорной интеграции:
- неспособность поддерживать и концентрировать внимание на определённой задаче;
- задержка речевого развития и трудности артикуляции;
- нарушение формирования схемы собственного тела и другие пространственные трудности;
- нарушение границ в общении и эмоциональные нарушения;
- моторная неловкость (нарушение крупной и мелкой моторики);
- гипер- и гипочувствительность к различным стимулам (свет, звук, вибрация) и другие.
Занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.
Развитие ребенка особенно важно в период дошкольного возраста, так как именно в этот период наблюдается активное накопление знаний и представлений об окружающем мире.
С 3-4 месяцев нужно давать в ручки детям постоянно разные предметы не только по фактуре, но и по запаху! Можно использовать различный материал для тактильного восприятия малышей. Это могут быть мешочки с различными наполнителями: гречка, фасоль, горох, пуговицы, песок. Деревянные дощечки с наклеенными на них кусочками бархата, кожи, замши, меха. Дощечки сделаны из липы, они пахнут лесом.
Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развивать нормальное тактильное восприятие. Это могут быть игры с пластилином, глиной, тестом, интерактивным песком, игры с водой. Все эти игры доставляют детям огромное удовольствие, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию.
Ароматерапия – прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Ароматерапия – отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).
Проприоцептивная деятельность - воздействие на мышцы, суставы, связки. Это контроль моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве. Если у ребенка имеются проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, заниматься спортом, держать карандаш и даже ползать.
Сенсорные комнаты. Не важно есть ли у ребенка нарушения в сенсорном восприятии или нет – всем полезно расслабиться и отдохнуть. Наполняемость сенсорной комнаты во многом зависит от того, для кого вы ее делаете. В ней можно разместить массажные кресла и маты, кресла-мешки, ночники, пузырьковые трубы, ароматические приспособления, расслабляющая музыка, сухой бассейн, машины для мыльных пузырей, прожекторы жидкого света, тактильные игрушки и т.д.
Работа по развитию и коррекции сенсорной интеграции является составной частью занятия с ребенком по любым иным методикам. Недооценивать значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даем ребенку механизм познания мира.
Список используемой литературы:
- Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем. – М.: Теревинф, 2009г.
- Коробкина Л.А. Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. [электронный ресурс] – Международный образовательный портал «Мир учителя».
- Ледлофф Ж. как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. – М.: Генезис, 2010г.
- Чупаха И.В., Пужаева И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорная интеграция
литература, ссылки Энн Джин Айрес "Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития: с практическими рекомендациями для родителей и специалистов.- М.:Теревинф, 2009...
Нарушение модуляции ощущений (гиперчувствительность) как одна из категорий нарушения сенсорной интеграции. Стратегия работы с детьми с гиперчувствительностью.
Выступление на семинаре....
Сенсорная интеграция и речь
Мы живем в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган во...
Учебно методический материал коррекционного курса "Сенсорная интеграция".
Центральной идеей коррекции, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (это особенно касается двигательной, вестибулярной, проприоцепт...
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СЕНСОРНАЯ ДИЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Сенсорные системы. Развитие сенсорной интеграции. Составление сенсорной диеты для детей школ VIII вида....
Су-Джок в сенсорной интеграции ребенка
информационное пособие для педагогов и родителей...
Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. Под редакцией Е.В. Клочковой
Книга немецкого эрготерапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвящаященные сенсорно-интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о сво...