СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СЕНСОРНАЯ ДИЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
методическая разработка на тему
Сенсорные системы. Развитие сенсорной интеграции. Составление сенсорной диеты для детей школ VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорная интеграция | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СЕНСОРНАЯ ДИЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, обеспечивающий организацию всех сенсорных ощущений, которые получает человек. Ощущения является элементарным ответом нервной системы на раздражитель. Мы получаем их от взаимодействия с окружающей средой и от собственного тела. Интеграция необходима для обеспечения целостного восприятия объектов окружающего мира и себя в нем. Благодаря ей несколько ощущений объединяются в единое восприятие, в образ, в представление. Какие сенсорные системы участвует в создании нашей картины мира.
Тактильная. Обеспечивает ощущениями осязания, давления, фактуры, холода, боли.
Активности и стимулы, для тактильной системы: тесная, прилегающая к телу одежда; пуховое одеяло; антистрессовые игрушки; прикосновение к холодному или теплому; рисование на песке; сенсорные дорожки; тактильные коробки; объемные рисунки; игры с водой.
Вестибулярная. Обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направлении движения), а также о движущихся вокруг нас объектах.
Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте; кувыркаться; висеть вниз готовой; заниматься на терапевтическом надувном мяче; качаться на качелях; вращаться на каруселях, диске.
Проприоцептивная. Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении.
Активности и стимулы для проприоцептивной системы: выполнение физических упражнений; перенос тяжестей; ходьба, бег; хождение на руках (положение "тачка"); утяжелители на руки или ноги; отжимание (от стены, от пола, от стола); обонятельная. Обеспечивает информацией о видах запаха приятный, съедобный или неприятный, (затхлый, резкий, гнилой, цветочный, едкий).
Стимулы для обонятельной системы: пахнущие ручки или маркеры; продукты с выраженным запахом (цитрусовые, хлеб, шоколад и др.); ароматические масла; пахнущие крема и масла для тела.
Слуховая. Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие).
Активности и стимулы для слуховой системы: наушники; музыка; звон колоколов; говорящие игрушки; аудиозаписи и т.п..
Зрительная. Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения.
Активности и стимулы для зрительной системы: очки (в том числе солнцезащитные); лазерная ручка; темное помещение; ограничение обзора; индивидуальное рабочее место.
Вкусовая. Обеспечивает информацией о вкусовых качествах объекта (сладкий, горький, кислый, острый, соленый).
Активности и стимулы для вкусовой системы: разные вкусы; разная консистенция пищи; хрустящая пища; газированная вода; надувание пузырей из жевательной резинки.
Информация от всех этих анализаторов должна быть успешна интегрирована. Что происходит, если это будет не так? Если какой-то стимул не достигает порогового значения - информация не регистрируется, если значительно превосходит порог - информация интерпретируется, как опасная для организма. Нарушение сенсорной интеграции может происходить на любом этапе обработки информации. Если нервная система не может отфильтровать необходимые для деятельности ощущения - возникает:
- перегрузка нервной системы;
- наступает запредельное торможение или перевозбуждение нервной системы.
В результате ребенок не может вычленить значимую информацию из общего потока стимулов, не способен игнорировать ненужные для него в данный момент времени раздражители, испытывает значительные трудности в освоении правильной двигательной реакции или двигательного акта.
Признаки сенсорной перегрузки:
- Проблемы с координацией движений и балансом;
- Бледность или покраснение кожи;
- Ребенок просит остановиться;
- Ребенок отказывается от любых занятий;
- Учащенный пульс;
- Истерика. Неудержимый плач;
- Боли в животе. Тошнота, рвота;
- Повышенная потливость;
- Раздражительность. Злость. Агрессия;
- Нехарактерное для ребенка повторение одних и тех же слов или фраз;
- Трудности речи. Временная утрата речи;
- Сильное увеличение самостимуляций (стереотипных движений).
Сенсорная диета – это спланированные строго по расписанию активности, которые разрабатывает специалист с учетом запросов нервной системы ребёнка.
Для того, чтобы ее разработать, проводится диагностика потребностей сенсорной сферы, совместно с родителями заполняется сенсорный профиль.
После диагностики происходит подбор ежедневных активностей для ребенка, а так же средств осуществления этой деятельности.
Сенсорная диета включает комбинацию возбуждающих, организующих и успокаивающих упражнений. Вначале могут быть возбуждающие или успокаивающие активности в зависимости от нужд ребенка.
Виды сенсорной деятельности детей в нашей школе и оборудование:
- сенсорный зал. Занятия здесь способствуют насыщению и развитию проприоцептивной и вестибулярной систем.
- тёмная сенсорная комната. Занятия здесь способствуют насыщению развитию зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной сфер.
- светлая сенсорная комната. Занятия здесь способствуют развитию зрительной, тактильной, проприоцептивной сфер.
Сочетание данных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы
Кроме этого, составляющие сенсорной диеты находятся в классе и рекреации, где ребенок проводит перемену. Для удовлетворения особых сенсорных потребностей индивидуально подбираем сенсорную защиту, утяжелители, стимуляторы и тренажеры.
Все эти мероприятия позволяют избежать нежелательного поведения детей с РАС, снизить их тревожность, повысить учебную мотивацию.
Литература.
- Э. Д. Айрес. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
2. Росс В. Грин Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей.-М.:Теревинф, 2016 г. -264 с.
3. С.К.Крановиц. Разбалансированный ребенок. - СПб: Редактор,2012 г. - 167 с.
4. У. Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. - М.:Теревинф, 2016 г. -240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...
Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...
Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать об уровне с...
Занятие в темной сенсорной комнате для детей средней группы с ограниченными возможностями "Путешествие воздушных шариков"
Данная разработка будет интересна психологам, педагогам-психологам и всем педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и умственно-отсталыми....
Статья на тему "Сенсорная диета"
Статья на тему "Сенсорная диета" больше актуальна для педагогов класса "особый ребёнок"....
Методические рекомендации по созданию сенсорной диеты для учащихся с особыми сенсорными потребностями
Методическая разработка является обобщением опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению обучения и развития учащихся с особыми сенсорными потребностями....