Сенсорная интеграция и речь
методическая разработка
Мы живем в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает к нам извне, которую сообщает его тело и органы чувств.
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция и речь
Мы живем в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает к нам извне, которую сообщает его тело и органы чувств.
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения.
Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, то есть одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.
Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками.
Симптомы нарушений сенсорной интеграции
- Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности.
- Расстройства мышечного тонуса.
- Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики).
- Двигательная неуклюжесть.
- Трудности в концентрации, импульсивность.
- Быстрая утомляемость.
- Отказ от социальных контактов.
- Задержка развития речи, а также трудности в обучении.
- Слабая организация поведения, отсутствие планирования.
Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в коррекционных группах со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.
Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. А логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
В своей практической деятельности я использую элементы сенсорной интеграции, которые способствует обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.
Как известно, большая часть коррекционной логопедической работы отводится автоматизации поставленного звука. При автоматизации и дифференциации звуков в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я применяю в работе цветные столбики. Во время упражнений дети практикуются в многоразовом проговаривании слога.
Инструкции, которые даются ребенку:
- Прошагай по синим ступенькам, проговаривая слог …;
- построй ступеньки по данной схеме и прошагай с игрушкой по ступенькам, проговаривая слог …;
- попрыгай с обезьянкой по ступенькам по данной схеме, проговаривая слог …;
- постучи молоточком по оранжевым ступенькам, проговаривая слог…, а по синим, проговаривая слог... .
Параллельно с автоматизацией можно развивать графические навыки ребенка, используя специальные карточки.
Инструкции, которые выполняет ребенок:
- Найди самые бледные кружочки, обводя маркером эти кружочки, поговори звук …или слог …;
- найди слова, которые начинаются со звука …, назови их, обведи картинки, проговаривая это слово, посчитай картинки;
- назови предмет, соединяя раскрашенную картинку с нераскрашенной, и произнеси звук, с которого начинается это слово;
- обведи картинку, произнося звук, с которого начинается это слово, а затем произнеси слово;
- послушай предложение и соедини слова по порядку, а сейчас я нарисую тебе стрелки, а ты составь предложение.
Работая над автоматизацией можно использовать всевозможные пособия: дорожки, бусины, пояски, прищепки и т.д. …
Инструкции, выполняемые ребенком:
- Двигаясь с машинкой (змейкой и т.д.) по дорожкам, произнеси звук… долго, коротко и отрывисто;
- Рая должна выбрать только те картинки, в которых слышится звук [Р], назови картинки, которые выбрала Рая, определи, где слышится звук в слове, придумай предложение;
- дотрагиваясь до бусины, придумай и назови слово на данный звук;
- возьми картинку с кармашка, назови ее, если в слове слышится данный звук, поставь картинку в кармашек пояска, если нет, оставь ее в кармашке;
- назови цифры, которые отмечены кнопкой, затем назови картинку в пояске, которая расположена в соответствии с цифрой (первой…);
- отметь прищепкой картинку, которая расположена между картинками … и …, назови ее, теперь назови все картинки, которые расположены между картинками, отмеченными прищепками.
С целью коррекции дефектов речи у детей я также использую в своей работе занимательные планшеты.
Исполняемые инструкции:
- Назови картинки в левом столбике сверху вниз, в правом столбике снизу вверх, соедини пары резиночкой. Почему соединил пару слон - носорог?
- назови картинки, расположенные в середине. В каком слове слышится звук [С] ([Ш]). Соедини картинки, расположенные по краям с нужной картинкой в середине. Назови слова, которые, отдал кошке (собаке);
- по маршрутной карте назови слова;
- назови слова в таблице по названным координатам;
- открой картинки и назови их в соответствии с маршрутной картой;
- назови предметы с данным звуком, поставь фишку напротив нужного предмета, переверни карточку и проверь;
- нажимая на зеленую (мягкую) подушечку, произнеси слог…, а на синюю (твердую) произнеси слог…;
- послушай слоговые ряды и выложи подушечки, проговори слоговые ряды;
- послушай слоги (слова) и, нажимая на нужную подушечку, произнеси слоги (слова);
- прошагай с Петрушкой и проговори слоги, используя символы гласных звуков;
- бабочка летает с цветка на цветок, а ты произносишь звук … или слог …;
- назови картинку и ответь на вопрос, «Где нашел картинку?»;
- правой рукой захвати красный шнурок и проведи сверху вниз, произнося звук…, когда дойдешь до узелка произнеси слово с данным звуком;
- каждый шнурок обозначен буквой, прищепи прищепку и произнеси слог …(обратный слог).
Для развития связной речи и ориентировки в пространстве используются решетки.
Инструкции, которые даются ребенку:
- Покажи и произнеси картинки, расположенные близко – далеко – высоко – низко – слева – справа;
- составь рассказ о картинке, расположенной близко – далеко – высоко – низко – слева – справа;
- найди пару близко – далеко и составь предложение.
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала на логопедических занятиях имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорная интеграция
литература, ссылки Энн Джин Айрес "Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития: с практическими рекомендациями для родителей и специалистов.- М.:Теревинф, 2009...
Нарушение модуляции ощущений (гиперчувствительность) как одна из категорий нарушения сенсорной интеграции. Стратегия работы с детьми с гиперчувствительностью.
Выступление на семинаре....
Учебно методический материал коррекционного курса "Сенсорная интеграция".
Центральной идеей коррекции, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (это особенно касается двигательной, вестибулярной, проприоцепт...
роль сенсорной интеграции в адаптации детей с умственной отсталостью к школьному обучению
Материал содержит обобщение опыта работы с детьми, имеющими особые сенсорные потребности, в том числе, рекомендации по организации условий для развития сенсорной интеграции...
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СЕНСОРНАЯ ДИЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Сенсорные системы. Развитие сенсорной интеграции. Составление сенсорной диеты для детей школ VIII вида....
Сенсорная интеграция или как ребенок познает мир
Методическая разработка по сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогающая понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением реб...
Стратегия коррекционно-развивающей работы с использованием сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция и её функции.Процесс обработки сенсорной информации.Нарушение процесса обработки сенсорной информации (НПОСИ).Терапевтические аспекты сенсорной интеграции....