Учебно методический материал коррекционного курса "Сенсорная интеграция".
учебно-методический материал на тему

Свечникова Надежда Анатольевна

Центральной идеей коррекции, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (это особенно касается двигательной, вестибулярной, проприоцептивной систем), направленных на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция и ее роль в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

     Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития и др. Данный термин обозначает  комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию , в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д.

     У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

     Центральной идеей коррекции, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений.    

     При более серьезных нарушениях, особенно при аутизме, ребенок нуждается во внешнем руководстве и структурировании жизни сильнее. Самоконтролю могут мешать страх, агрессия и другие эмоции. Нужно помогать ребенку управлять негативными ответами и эмоциями, пока тот осваивает необходимый ему сенсорный опыт и формирует адаптивные ответы, ведущие к организации импульсов.

     Стереотипные движения разного рода встречаются у людей с аутизмом довольно часто, но трудность работы состоит  в том, что такой ребенок не может объяснить, для чего он это делает. Стереотипии еще можно назвать аутостимуляцией, конечно, стереотипные движения позволяют удовлетворить те сенсорные потребности, которые ребенок с аутизмом не может получить иным способом. Кружения или вращения пугают родителей, так как кажутся странными.

     Наибольший эффект достигается, если ребенок сам направляет свои действия, а педагог лишь ненавязчиво меняет обстановку. Как правило, интеграция происходит, когда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг, как правило, способен организовать ощущения от этого занятия.

      Мы не пытаемся научить ребенка ни тому, что он делает сию минуту, ни любым другим специфическим двигательным навыкам. Наша цель – помочь ему эффективнее функционировать физически.

     У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприоцептивные, вестибулярные либо тактильные раздражители.

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

 Вестибулярная система (баланс).

Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ - потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.

ОВЧ- проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте; проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения; укачивание в машине, самолёте; проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле

Проприоцептивная система (ощущение собственного тела).

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ - чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства; проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий; «натыкается» на мебель, не может достаточно опустить голову, чтобы избежать удара; часто сталкивается с другими людьми.

ОВЧ - проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков); двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то, несодружественное движение руками при ходьбе.

Тактильная система.

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).

Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ - сильно сжимает других людей; очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль; практикует самоповреждения (аутоагрессия); получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

ОВЧ - прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми; не любит надевать что-либо на руки или стопы; проблемы с расчесыванием и мытьем головы; предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

- снижение самооценки,

- фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,

- чувство физической и психологической  небезопасности и др.

Цель программы: формирование адаптивных ответов на сенсорный опыт и насыщение сенсорных потребностей .

Задачи:

- формирование навыков самоконтроля, развитие волевых качеств

- развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия

- обучение регулированию мышечного напряжения, снижению излишней возбудимости, агрессивности

- развитие внимания, памяти, мышления, мелкой и общей моторики

- формирование навыков пространственной ориентации, координации движений.

- создание условий и повышение мотивации к взаимодействию,

- повышение мотивации к учебным задачам

- выполнение заданий с опорой на зрительное расписание,

- учить действовать по словесной инструкции,

- учить взаимодействовать с педагогом в учебной деятельности,

- использование карточек функциональной коммуникации,

- развитие коммуникации в ходе решения развивающих задач,

- стимуляция учебной, игровой, коммуникативной т активности. 

Принципы  коррекционной работы.

1. Принцип комплексности.

2. Личностный подход.

3. Деятельностный подход

4. Единство диагностики и коррекции.

5. Единство коррекционной работы с ребёнком и его окружением.

Форма организации обучения : индивидуальная.

Содержание коррекционной работы:

1. Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия с ребенком;

2. Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка;

3. Регулярное и систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

4. Смена видов деятельности в процессе одного занятия;

5. Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

6. Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

7. Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка;

8. Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях;

9. Использование мотивации ребенка для решения обучающих и развивающих задач.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование «Занятия по индивидуальной коррекции» 2015-16 уч. год.

Учитель Свечникова Н. А.

I четверть

Раздел программы

Тема

Методическое сопровождение

Дата

Кол-во часов

План: 9

Факт: 9

Сенсорная интеграция.

Ознакомление с сенсорным залом.

Техника безопасности, правила поведения.

03.09

1

1

Ориентировка в сенсорном зале.

Возможности использования инвентаря.

10.09

1

1

Ориентировка в сенсорном зале.

Возможности использования инвентаря.

17.09

1

1

Организация занятия по зрительному расписанию.

Карточки для составления зрительного расписания.

24.09

1

1

Организация занятия по зрительному расписанию.

Карточки для составления зрительного расписания.

01.10

1

1

Отработка взаимодействия с педагогом во время учебной деятельности.

Учебные пособия для совместного использования.

08.10

1

1

Отработка взаимодействия с педагогом во время учебной деятельности.

Учебные пособия для совместного использования.

15.10

1

1

Использование дидактических пособий.

Дидактические пособия.

22.10

1

1

Использование дидактических пособий.

Дидактические пособия.

29.10

1

1

II четверть

Раздел программы

Тема

Методическое сопровождение

Дата

Кол-во часов

План: 7

Факт:7

Сенсорная интеграция.

Отработка двигательных стереотипов во время использования инвентаря.

Объяснение и показ действий по использованию инвентаря.

12.11

1

1

Отработка двигательных стереотипов во время использования инвентаря.

Объяснение и показ действий по использованию инвентаря.

19.11

1

1

Использование карточки функциональной коммуникации: СТОП!

Коммуникативные карточки : СТОП и ЕЩЕ.

26.11

1

1

Использование карточки функциональной коммуникации: СТОП!

Коммуникативные карточки : СТОП и ЕЩЕ.

03.12

1

1

Использование дидактических пособий во время учебной деятельности.

Учебные дидактические пособия.

10.12

1

1

Использование дидактических пособий во время учебной деятельности.

Учебные дидактические пособия.

17.12

1

1

Самостоятельное составление расписания занятия.

Карточки для составления расписания.

24.12

1

1

III четверть

Раздел программы

Тема

Методическое сопровождение

Дата

Кол-во часов

План:10

Факт:10

Сенсорная интеграция.

Использование карточки функциональной коммуникации: ЕЩЕ!

Коммуникативные карточки : ЕЩЕ и СТОП.

14.01

1

1

Использование карточки функциональной коммуникации: ЕЩЕ!

Коммуникативные карточки : ЕЩЕ и СТОП.

21.01

1

1

Совместное составление полосы препятствий.

Совместный подбор инвентаря для полосы препятствий.

28.01

1

1

Совместное составление полосы препятствий.

Совместный подбор инвентаря для полосы препятствий.

04.01

1

1

Использование карточки функциональной коммуникации: ПОМОГИ!

Карточка функциональной коммуникации : ПОМОГИ!

11.01

1

1

Использование карточки функциональной коммуникации: ПОМОГИ!

Карточка функциональной коммуникации : ПОМОГИ!

18.01

1

1

Использование карточек коммуникации: ДА и НЕТ.

Карточки функциональной коммуникации: ДА и НЕТ.

25.01

1

1

Использование карточек коммуникации: ДА и НЕТ.

Карточки функциональной коммуникации: ДА и НЕТ.

03.03

1

1

Умение начинать действие по определенному сигналу.

Отрабатываем умение начинать действие на счет 3.

10.03

1

1

Умение начинать действие по определенному сигналу.

Отрабатываем умение начинать действие на счет 3.

17.03

1

1

IV четверть

Раздел программы

Тема

Методическое сопровождение

Дата

Кол-во часов

План: 8

Факт: 8

Сенсорная интеграция.

Преодоление полосы препятствий с целью выполнения учебного задания.

Учебные пособия: буквы для составления слова. Образцы слов.

31.03

1

1

Преодоление полосы препятствий с целью выполнения учебного задания.

Учебные пособия: буквы для составления слова. Образцы слов.

07.04

1

1

Преодоление полосы препятствий с целью выполнения учебного задания.

Учебные пособия: карточки с цифрами и разными количествами предметов.

14.04

1

1

Преодоление полосы препятствий с целью выполнения учебного задания.

Учебные пособия: карточки с цифрами и разными количествами предметов.

21.04

1

1

Закрепление навыка использования карточек функциональной коммуникации

Карточки функциональной коммуникации.

28.04

1

1

Закрепление навыка использования карточек функциональной коммуникации

Карточки функциональной коммуникации.

05.04

1

1

Закрепление навыка самостоятельного составления расписания.

Карточки расписания.

12.04

1

1

Закрепление навыка самостоятельного составления расписания.

Карточки расписания.

19.04

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы

Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореогра...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

теоретический материал и примерное планирование по коррекционному курсу "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...

Учебно-методический материал "Использование игровых технологий на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе

Представленные задания по биологии предназначены для воспитанников коррекционной школы VIII вида. Они так же могут быть использованы во внеклассной работе по предмету. Различные задания такого характе...