Специфические особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группах компенсирующей направленности
статья на тему

Турчина Ольга Анатольевна

Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т.е. среда. Эффективность коррекционно-воспитательно-образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Лев Семенович Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т.е. среда. Эффективность коррекционно-воспитательно-образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Лев Семенович Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т.к именно слаженная работа приводит к положительным результатам.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.

 При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель и учитель-логопед, должны учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее

развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса).

Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.

Требования к предметно-пространственной развивающей среде в группах компенсирующей направленности, включают в себя:

1. Соблюдение принципов:

Информативности, этот принцип предусматривает  разнообразие тематики материалов и оборудования

Доступности, где материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация логопеда – на верхних полках

Вариативности, наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны

Мобильности, это принцип использования различных составляющих предметно-развивающей среды

Педагогической целесообразности, принцип, который позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечивает  возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка

Трансформируемости, это принцип который обеспечивает  возможность изменения предметно-развивающей среды

Далее одним из основных требований к предметно-пространственной развивающей среде в группах компенсирующей направленности является –

2. Учет  полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

3. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции.

 Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра.

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «Сегодня» (это тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми);  

«Вчера» (это материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний);

«Завтра» (содержание, с которым предстоит  познакомиться в недалеком будущем).

Речевая развивающая среда в группах представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи. При создании развивающей речевой среды учитываются возрастные особенности и возможности развития высших психических функций и  всех сторон речи детей.

Ещё раз хочу отметить, что на развитие речи дошкольников большое влияние оказывает развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

В соответствии с ФГОС ДО она должна представлять собой хорошо оборудованное пространство.

В условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи такой средой является - Логопедический кабинет.

Организация развивающего пространства в самом логопедическом кабинете, как правило, имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок  идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для успешной работы с детьми.

Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение площадью не менее 15-20 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения.

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. первые дыхательные упражнения рекомендуется проводить в положении лежа. Кроме того, на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Для занятий с подгруппой детей логопедический кабинет должен быть оборудован детскими столиками и стульчиками.

Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем, чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета.

Одним из условий успешной коррекционной работы в логопедической группе является «оречевление» всего педагогического процесса. Это в особой степени касается работы по схемам и алгоритмам. Педагоги обязательно должны подробно объяснять детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ. При обсуждении работы по схемам необходимо поощрять речевую активность детей.

Как правило, предметно-пространственная организация кабинета

состоит из трех зон:

              Зона для проведения индивидуальной работы с ребенком;

              Зона для проведения подгрупповых занятий;

              Рабочая зона специалиста

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда правильно разделить на три центра: центр речевого и креативного развития, центр сенсорного развития, центр моторного и конструктивного развития. Какое же оборудование входит в каждый из этих центров можно ознакомиться в (Приложении №1)

        Таким образом разделив все помещение группового блока на центры развития т.е (зоны), далее в этих центрах подбирается и размещается материал в соответствии с лексической темой, что позволяет воспитателю закреплять лексико-грамматические понятия, развивать связную речь и следить за звукопроизношением.

В предметно-пространственной развивающей среде логопедической группы, необходимо создать все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

    В результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным  занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, развивает лексико-грамматический строй и связную речь, психические функции.

(Приложение №1)

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды

в кабинете учителя-логопеда

   

Центр речевого и креативного развития:

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Индивидуальные  зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.

4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые и бумажные салфетки.

5. Спирт.

6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов

7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения

9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

11. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картины, серии демонстрационных картин, небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

12. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков.

13. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях.

14. Картотека словесных игр, картотека коммуникативных игр.

15. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Волшебный телевизор», «Лишняя картинка», «Живой уголок», «Мой, моя, мое, мои», «Два и пять»

16. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза

(«Звуковая полянка», «АБВГДЕйка», «Подбери схему», «Волшебные дорожки» и т.п.)

17. Разные виды алфавита.

18. Слоговые таблицы.

19. «Мой букварь»

20. Наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок

Центр сенсорного развития:

1. Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).

2. Звучащие игрушки-заместители

3. Маленькая настольная ширма.

4. Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы».

5. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибки художника», «Ералаш», «Распутай буквы».

6. Палочки Кюизенера.

7. Блоки Дьенеша.

8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

9. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.

Центр моторного и конструктивного развития:

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.

2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (2-12 частей).

3. Кубики с изображениями по всем изучаемым темам (4—12 частей).

4. Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

5. Массажные мячики разных цветов и размеров и массажные пальчиковые дорожки.

6. Мяч среднего размера.

7. Малые мячи разных цветов (10 шт.).

8. Флажки разных цветов (10 шт.)

9. Игрушки-шнуровки, и игрушки-застежки.

10. Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.

11. Мелкий конструктор типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек.

12. Мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания

13. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

14. Атрибуты для проведения игры (платочки, гимнастические палки, обручи и т.п.).

     Заключение:

   Среда, окружающая детей в кабинете:

- обеспечивает чувство психологической защищенности

- является средством полноценного развития

- сочетает привычные и инновационные методы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР

В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО

В данной статье  рассматривается возможность трансформации предметно-пространственной среды школьного кабинета музыки в условиях реализации ФГОС ООО. На актуальность данной темы указывают возросш...

Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи

Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической  ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций  присуще ...

Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР), 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи)  старшего дошкольного ...

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Адаптированная программа составлена с учетом особненностей речевого развития детей группы. Запланировны предполагаемые результаты освоения АОП....

Календарно – тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет

Календарно-тематическое планирование для детей с ТНР старшей группы. Разработано в соотвествии с тематическим планированием в старшей группе. Содержит: темы занятий, перечень дидактических игры и зада...