Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи
материал на тему
Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД КОРОГОДИНА Е.Н.
Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Затруднения вызывают такие задания, как например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Кроме этого у детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук (например, при расстёгивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляются путём общепринятых способов физического воспитания и специальных упражнений. Эта работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитие статистической выносливости, упорядочения темпа движения, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций .
Поэтому, свои занятия я стараюсь планировать так, чтобы было возможно решать не только коррекционные и образовательно –воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей. В занятиях присутствует рациональное сочетание статистических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. На занятиях обязательно используются физкультминутки. Это могут быть специальные упражнения на координацию речи с движением, как правило, они подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой или изучаемым звуком. Они решают сразу несколько задач:
- формирование умений и навыков правильного выполнения основных движений;
- способствуют развитию внимания, координации речи с движениями;
- воспитывают у детей организованность и дисциплинированность;
- развивают положительные эмоции.
Это может быть подвижная или хороводная игра в соответствии с лексической темой («Здравствуй осень», «Уточка», «Кабачок», «Дует, дует ветер, «Солнышко» и другие). Кроме того на занятиях часто использую игры, которые решают коррекционные задачи и расширяют двигательную активность. Например, дидактическая игра « Живые слова». Основная цель этой игры: упражнять детей в составлении предложений. Но организуется она с передвижением детей, каждый ребёнок изображает слово. Аналогично проводится игра «Живые звуки». Такие игры, как «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот» проводятся с мячом. Ребёнку бросается мяч и называется слово, он должен бросить мяч взрослому и назвать слово в изменённом виде. Особое внимание на занятиях я уделяю развитию мелкой моторики. Для этого использую пальчиковую гимнастику. Упражнения могут быть самые разнообразные:
- разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака и в кулак;
- чередовать движения руки: ладонь-ребро;
- поочерёдно каждым пальцем отстукивать по поверхности стола;
- вырабатывать переключение движений левой и правой руки (ладонь-кулак, ладонь-ребро );
- воспроизводить различные движения руки, пальцев.
Всё это способствует развитию двигательной активности детей. Но для коррекции особенностей моторного развития детей необходимо тесное сотрудничество с инструктором по физическому воспитанию и воспитателями группы. Поэтому еженедельно инструктору по физическому воспитанию я рекомендую подвижные игры, которые не только развивают двигательную активность, но и способствуют повторению и закреплению пройденного материала. Кроме того я рекомендую спортивные игры направленные на нормализацию мышечного тонуса, развитие статистической выносливости, упорядочения темпа движений синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитания быстроты реакции на словесную инструкцию («Не теряй равновесия», «Кому достанется кегля», «Совушка , «Передача мяча по кругу», «Не перепутай», «Найди себе пару», «Узнай по голосу», «Передай –садись», «Быстрей шагай», «Найди флажок» и т.д.).
Воспитателям группы также еженедельно рекомендуются не только дидактические игры, но и упражнения на развитие координации речи с движением, пальчиковые гимнастики, которые можно проводить, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. На прогулках воспитатели группы планируют и проводят подвижные игры в соответствии с изучаемыми лексическими темами. У нас в группе имеется много игр и пособий на развитие мелкой моторики. В свободное от занятий время дети могут поиграть с этими играми. Под руководством воспитателей дети также используют спортивное оборудование, находящееся в спортивном центре группы. Таким образом, организация двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи зависит от тесного сотрудничества логопеда, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей группы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Перспективно-тематический план НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Перспективно-тематический план непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с речевыми нарушениями «Котёнок Том и его друзья». ________________________________________
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с речевыми нарушениями «Котёнок Том и его друзья».Цель: - актуализация словаря детей подготовитель...
Интегрированное занятие по лексической теме «Посуда» (средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении (словарь: чашка, чайник, ложка, нож, ваза, сахарница, молочник, чашка, блюдце). Развитие координации речи с движением, тонкой моторики....
Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)
Комплексо - тематическое планирование коррекционной и образовательнойдеятельностти в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи( с 6 до 7 лет) составлено на основе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...