Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
статья (9 класс)
Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира»
Е.И. Тихеева
При обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует учитывать, что они могут воспринимать и помнить окружающий мир, однако не в состоянии делать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием. В образовании таких детей в значительной степени оказывает влияние среда.
Согласно токовому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки. Именно среда может тормозить (враждебная в эмоциональном и физическом планах) или стимулировать развитие ребенка (благоприятная развивающая среда). Возможен и третий вариант влияния среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка.
Специальным образом организованная среда, способна оказывать положительное влияние на формирование способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в учебном учреждении, каждый учитель создает детям условия пребывания в классе. Но развивающая предметно – пространственная среда не окончательна, так как необходимо поэтапно изменять, дополнять и реорганизовывать ее. Созданию и оснащению предметно – пространственной среды в классе необходимо уделять значительное внимание.
Система начального образования в школах для детей с ОВЗ основана на личностно-ориентированной модели обучения. На данном этапе это по-настоящему эффективная система, отвечающая проблемам современного школьника, которая сможет обеспечить учебную деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Мы считаем, что личностно-ориентированная модель имеет следующие плюсы в обучении детей:
1. Содействует становлению ребенка как личности.
2. Формирует базис личностной культуры.
3. Развивает индивидуальности ребенка, развивает доверия ребенка к миру, чувства радости существования.
4. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
5. Большое значение придается предметно-практической, игровой деятельности, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
В центре развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение должно помочь развить самобытность, уникальность и индивидуальность каждой личности. Сразу же хочется обратить внимание на деление класса в коррекционной школе, которое заключает в себе три зоны:
-зона для спокойной деятельности
-зона для активной деятельности
-учебная зона
Здесь мы видим возможность свободного выбора учащимся той или иной зоны в зависимости он состояния, настроения или же образовательной необходимости. Все части пространства обладают возможностью изменяться по объему, имеют подвижные, трансформируемые границы, что позволяет детям и учителям строить и менять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами детской деятельности, ее содержанием и перспективами развития. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к депривации личности, ограниченности ее возможностей, чего необходимо избегать, организуя богатую среду для занятий по интересам.
Классификация материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности представляет собой следующее:
Игровая зона: для сюжетной игры (предметы оперирования, игрушки-персонажи, маркеры игрового пространства); для игры с правилами (на физическое развитие, на удачу, на умственное развитие).
Продуктивная зона: оборудование для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения.
Познавательно-исследовательская зона: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал.
Двигательная зона: оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
Каждая зона располагает детей к нескольким видам деятельности (продуктивная тяготеет к рабочей зоне и к зоне активной деятельности; чтение и рассматривание книг к спокойной и рабочей зоне; игра-все зоны; познавательно-исследовательская - все зоны).
Развивающее образование сложное многоаспектное понятие. На современном этапе перед учебными учреждениями стоит важная задача наряду с когнитивным развитием ребенка-школьника целенаправленно осуществлять развитие эмоциональной сферы.
Среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства класса, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей с ОВЗ, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Пространство класса является содержательно насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным, чему и соответствует система обучения в школах для детей с ОВЗ.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (музыки, движений, красок и т. п.)
Грамотно организованная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.
Необходимо отметить требования к предметно – пространственной среде, способствующей гармоничному развитию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:
содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов обучающей деятельности;
- предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей;
- гибкость игрового пространства;
- полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей);
- ариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала;
- доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Для достижения эффекта в работе с детьми следует опираться на внутреннюю активность ребенка, интересы детей, стремление к познанию нового, желание постоянного праздника, на подражание как врожденного механизма развития и на желание быть единственным и неповторимым.
Мощный обогащающий фактор детского развития, как мы уже указывали, -социокультурное окружение и предметная среда. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, содержания семейных досугов.
Логика организации современного образования заключается в том, что в процессе взаимодействия с учителем дети должны располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже сложившихся у них духовно-практических потенций, так и в освоении новых возможностей и горизонтов развития. Это убеждает нас в том, что развитие детей необходимо рассматривать не как фон или фактор образовательной работы, а в качестве главной задачи и интегративной характеристики результатов образования.
Коррекционная школа для детей с ОВЗ, как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной среды (село, город, микрорайон). Все это может стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Вместе с тем, нельзя забывать, что каждый возраст берет извне для себя то, что нужно именно ему в его развитии, чему в полной мере отвечает образовательный стандарт. Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: игра, общение, труд, конструирование, учебная, художественная, двигательная и др. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих. Общеизвестно, что беспредметной деятельности не существует, и что предмет может быть реальным или умозрительным, именно это должно обязательно учитываться при организации пространства. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Предметная среда, отвечая закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, в диапазоне от рождения представляет собой систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации процесса обучения и самостоятельной творческой деятельности детей. Комплексное научно обоснованное проектирование, наличие образовательного стандарта, обеспечит необходимые условия для обогащения всех сторон развития ребенка и образовательного процесса, обеспечивающего это развитие.
Таким образом, организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Список используемой литературы:
1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности: Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4
2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.2.
3. Министерство Образования РФ, Постановление от 16 июня 1989 года N 7/1 Программно-методическое обеспечение дошкольного образования/ Концепция дошкольного воспитания
4. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника: Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
5. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
6. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро», - Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помощи детям с выраженными интеллектуальными нарушениями. Эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...
Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение ...
Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.
Конспект классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим для детей, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения
Материал для детей старшего дошкольного возраста, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения....
Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В данных методических материалах представлены направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлениюуказаны дидактические игры и задания, позволяющие п...
Статья "История воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России".
Статья посвящена проблеме изучения, воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в различные исторические периоды в России.Ключевые понятия: обучающиеся с умственной отстал...