Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР), 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
рабочая программа
Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya-logopeda_dlya_detey_s_onr_vosstanovlen.doc | 522 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка......................................................................................................3
Актуальность ……………………………………………………………………………….3
Цель программы ……………………………………………………………………………3
Задачи программы ………………………………………………………………………….4
Основные принципы программы…………………………………………………………..5
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)………………………… 6-9
Формы и средства организации образовательной деятельности………………………..
Характеристика основных компонентов речи детей 5-6-го года жизни с ОНР
III уровня……………………………………………………………………………………
Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни с ОНР
III уровня……………………………………………………………………………………
Психофизические особенности детей группы …..……………………………………...
Проектирование образовательного процесса …………………………………………….9-17
Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей…………………………………..9
Интегрированные занятия в системе работы в логопедической группе……………….10
Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………………………10
Инклюзивное образование дошкольников с ТНР ( ОНР)……………………………….11
Двуязычные дети в логопедической группе……………………………………………...12
Организация коррекционно – развивающей среды………………………………………13-17
Старшая логопедическая группа…………………………………………………………..13-15
Примерный режим дня в старшей логопедической группе………………………………
Расписание работы учителя – логопеда в старшей логопедической группе …………..
Подготовительная к школе логопедическая группа………………………………………15-16
Примерный режим дня в подготовительной к школе логопедической группе………
Расписание работы учителя – логопеда в подготовительной к школе
логопедической группе…………………………………………………………………….
Приложения...............................................................................................................................17-29
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи……………………...............................17
Циклограмма деятельности учителя-логопеда……………………………………………..18
Тематическое планирование работы в старшей логопедической группе……………… 19-20
Перспективное планирование коррекционной работы в старшей логопедической гр…21-22
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе…… .22-24
Перспективное планирование коррекционной работы в подготовительной группе…… 24-26
Перспективный план по взаимодействию с родителями…………………………………....27
Перспективный план методической работы с педагогами………………………………….28
Рекомендуемая литература…………………………………………………………………….29
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста для детей с тяжёлыми нарушениями речи является программным документом для МОУ Красносельской СШ дошкольной ступени образования. Данная программа составлена
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребёнка», «Декларацией прав ребёнка», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», «Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида».
Основной базой рабочей программы являются:
- нормативно-правовые документы и локальные акты МОУ Красносельской СШ
дошкольной ступени образования; - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, «Мозаика-Синтез», 2014г.;
- Н.В. Нищева ««Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»». – Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2015 г.;
- Г.В.Чиркина, Филичева Т.Б. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», - М., «Мозаика - Синтез», - 2014 г.
Основной целью представленной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольных групп и родителей дошкольников.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
Ведущей задачей, представленной рабочей программы, является овладение детьми самостоятельной ,связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Речевая группа осуществляет образовательный процесс по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Организация логопедического направления работы осуществляется по программе Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)». Некоторые разделы данных программ по содержанию не дают возможность в полной мере скорректировать ту структуру дефекта, которая наблюдается у детей, посещающих логопедическую группу,
поэтому эти разделы дополнены.
Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что даёт возможность ребёнку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной, подгрупповой и совместной деятельности, чередование специально организованной образовательной деятельности, свободное время для игр и отдыха детей.
Одним из основных принципов программы является принцип природосообразности, заключающийся в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка;
- принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели и учитель-логопед. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные участники образовательного процесса подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий по логопедической ритмике.
Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанников.
В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Учебный год начинается с комплексного обследования речи детей, поступивших в логопедическую группу.
При изучении детей старшего дошкольного возраста учитываются следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учёт симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учёт ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего развития.
В процессе обследования логопед выявляет объём речевых навыков у ребёнка с речевой аномалией, сопоставляет его с возрастными нормативами, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, коммуникативной активности и других видов деятельности.
При выявлении речевых дефектов логопед анализирует взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя, определяет соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребёнка, выявляет компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставляет уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.
Вся коррекционно-развивающая работа в старшей и подготовительной логопедической группе делится по форме проведения на подгрупповую и индивидуальную. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную работу.
Планирование разделено на два периода обучения. Первый с сентября по декабрь,
второй – с января по май. Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности составляет 20-25 минут для старшего и 25-30 минут для подготовительного возраста. Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с двумя подгруппами планируется три раза в неделю, из них: 2 занятия по развитию лексико-грамматического строя и обучению связной речи и 1 занятие по развитию фонетико-фонематического строя речи и обучению начальным элементам звуко-слогового анализа, синтеза и грамоты. На индивидуальные логопедические занятия с каждым ребёнком отводится 15 минут 2-3 раза в неделю. Работа проводится с одним воспитанником или малыми подгруппами (по 2-3 человека), в соответствии с речевым дефектом и этапом работы.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.
У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития.
Р. Е. Левина в зависимости от степени тяжести речевого дефекта различает три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.
I уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые “безречевые дети”). У детей этого уровня общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей I уровня ОНР, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:
- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);
- церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость);
- синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей I уровня выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.
Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, которые часто сопровождаются жестами, мимикой. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же словом ребенок обозначает несколько понятий. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов. Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова-предложения. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможность произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова.
II уровень ОНР характеризуется начатками общеупотребительной речи.
Общение осуществляется не только с помощью жестов, мимики и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни, однако рассказ ребенка строится примитивно и чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов, поскольку дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.
В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогом в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.
Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.), названия животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т. д.), различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер), предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья) и т. д.
Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.
Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже, возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных. Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава, перестановка и добавление слогов.
При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных, недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим — неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Группой ученых – В. П. Глуховым, Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. Н. Шаховской, проводившими специальные исследования независимо друг от друга, установлено, что у детей 3 уровня развития имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.
В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса.
III уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразовой речью, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.
Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
Вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей. В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются «стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи». Автором было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как IV уровень речевого развития.
Этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется автором как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.
Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в следующих формах:
- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех областях;
- оснащение развивающего пространства в групповом помещении;
- взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
- еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям (логопедические пятиминутки).
Интегрированные занятия в системе работы в логопедической группе
Интегрированные коррекционно-развивающие занятия позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родителей дошкольников. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры и игры-драматизации и др.
После интегрированного занятия организуется свободная деятельность детей в групповом помещении. Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов.
Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Коррекционная работа логопеда на интегрированных занятиях разнообразна и охватывает все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая осуществляется на индивидуальных занятиях.
Взаимодействие с семьями воспитанников
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно по пятницам в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей – как в речевом, так и в общем развитии.
Существует множество уже готовых логопедических тетрадей для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы логопед нацеливает родителей на своих консультативных приёмах, в материалах на стендах «Речевой уголок», «Советы логопеда» и «Развитие речи».
Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.
Учитель-логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, принимая участие в интегрированных занятиях. Так они могут проследить систему и динамику обучения.
Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.
С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.
Инклюзивное образование дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования.
В соответствии с СаНПиНом 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности – не более 15, в том числе – не более 4 детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Для каждого воспитанника с ОНР учителем-логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребёнка.
Основной формой работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим тяжёлое нарушении речи (ОНР), являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю.
Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая их к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребёнком.
Двуязычные дети в логопедической группе
Двуязычные дети поступают в логопедическую группу для детей с ОНР на общих основаниях по направлению психолого-медико-педагогической комиссии.
Для каждого воспитанника-билингва, поступившего в логопедическую группу, учителем-логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы этноориентированной деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребёнка. Обязательно разрабатывается комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-билингва, организуется сотрудничество педагогов с семьёй двуязычного ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка.
Ребёнок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребёнок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребёнок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребёнок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятие и партнёров по совместной деятельности.
Ребёнок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребёнка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим к различным видам деятельности.
Ребёнок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребёнок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребёнок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Организация коррекционно-развивающей среды
Старшая группа (с 5 до 6 лет)
В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями, для каждого ребёнка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.
Расписание НОД
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) | 1 |
«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) и «художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность) | 2 |
«Познавательное развитие» (развитие математических представлений) | 2 |
«Художественно-эстетическое развитие» (рисование) | 1 |
«Художественно-эстетическое развитие» (лепка, аппликация) | 1 |
«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) | 2 |
«Физическое развитие» (физическая культура) | 3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | 4 |
Индивидуальные занятия с логопедом | 3 |
Индивидуальные занятия с воспитателем | 3 |
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
Примерный режим дня в старшей логопедической группе
Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика, индивидуальная работа логопеда | 7.00—8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30—8.55 |
Подготовка к занятиям | 8.55—9.00 |
Первое занятие воспитателя и первое подгрупповое логопедическое занятие | 9.00—9.20 |
Второе занятие воспитателя и второе подгрупповое логопедическое занятие | 9.30—9.50 |
Третье занятие воспитателя | 10.00—10.20 |
Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, Прогулка | 10.20—12.25 |
Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, чтение художественной литературы | 12.25—12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40—13.10 |
Подготовка ко сну, сон | 13.10—15.00 |
Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры | 15.00—15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15—15.30 |
Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда (либо занятия с логопедом во 2 пол .дня согласно сетке занятий) игры, свободная деятельность детей | 15.30—17.00 |
Уход домой | 17.00-17.30 |
Примерное расписание работы учителя-логопеда ( 1 пол. дня)
Индивидуальная работа с детьми________________________________ 8.00 - 8.30
Первое подгрупповое занятие __________________________________ 9.00—9.20
Второе подгрупповое занятие ___________________________________9.30—9.50
Индивидуальная работа с детьми,
участие логопеда в режимных моментах___________________________10.00-12.00
Подготовительная к школе группа (с 6 до7лет)
В подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в неделю 16 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребёнка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом. Индивидуальные занятия
с учителем-логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются.
Расписание НОД
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) | 1 |
«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) и «художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность) | 2 |
«Познавательное развитие» (развитие математических представлений) | 2 |
«Художественно-эстетическое развитие» (рисование) | 1 |
«Художественно-эстетическое развитие» (лепка, аппликация) | 1 |
«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) | 2 |
«Физическое развитие» (физическая культура) | 3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | 4 |
Индивидуальные занятия с логопедом | 3 |
Индивидуальные занятия с воспитателем | 3 |
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
Примерный режим дня в подготовительной к школе
логопедической группе
Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика, индивидуальная работа логопеда | 7.00—8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30—8.50 |
Игры | 8.50—9.00 |
Организованная образовательная деятельность, подгрупповая работа логопеда | 9.00—10.35 |
Первое занятие воспитателя и первое подгрупповое логопедическое занятие | 9.00—9.25 |
Второе занятие воспитателя и второе подгрупповое логопедическое занятие | 9.35—10.00 |
Третье занятие воспитателя | 10.10—10.35 |
Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка | 10.35—12.35 |
Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы | 12.35—12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 12.45—13.15 |
Подготовка ко сну, сон | 13.15—15.00 |
Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры | 15.00—15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15—15.30 |
Вечерние занятия, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей | 15.30—17.00 |
Уход домой | 17.00-17.30 |
Примерное расписание работы учителя-логопеда (1 пол. дня)
Индивидуальная работа с детьми________________________________ 8.00 - 8.30
Первое подгрупповое занятие __________________________________ 9.00—9.20
Второе подгрупповое занятие ___________________________________9.30—9.50
Индивидуальная работа с детьми,
участие логопеда в режимных моментах___________________________10.00-12.00
Приложения
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи.
Циклограмма деятельности учителя-логопеда
День недели Время | НОД |
Понедельник 8.00 – 12.00 |
|
Вторник 13.00 – 15.00 15.30 - 16.30 16.30 – 17.00 | Работа с документацией. Индивидуальная работа с детьми |
Среда 8.00 – 12.00 | Коррекционно-развивающее занятие (фронтальное) Индивидуальная работа с детьми. |
Четверг 13.00 – 15.00 15.30 - 16.30 16.30 – 17.00 | Работа с документацией. Индивидуальная работа с детьми |
Пятница 8.00 – 12.00 | Коррекционно-развивающие занятия с детьми (по подгруппам) Индивидуальная работа с детьми |
Примерное тематическое планирование работы в старшей логопедической группе
Месяц, неделя | Лексическая тема | Итоговое мероприятие, праздничные даты |
Сентябрь | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом и воспитателями. Заполнение речевых карт учителем-логопедом. | 1.Праздник «День знаний» |
Октябрь, 1-я неделя | «Осень. Признаки осени. Деревья осенью». | 1.Презентация « Путешествие в осенний лес» |
Октябрь, 2-я неделя | «Огород. Овощи» | Коллективная аппликация «Вот так урожай!». |
Октябрь, 3-я неделя | «Сад. Фрукты» | 1. Выставка рисунков «Мои любимые фрукты» 2. Праздник « Золотая осень». |
Октябрь, 4-я неделя | «Лес. Грибы. Ягоды». | Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом». |
Ноябрь, 1-я неделя | «Одежда» | День народного единства. |
Ноябрь, 2-я неделя | «Обувь» | Спортивный праздник. |
Ноябрь, 3-я неделя | «Игрушки» | Изготовление игрушек из природного материала для младшей группы. |
Ноябрь, 4-я неделя | «Посуда» | 1. Выставка поделок из пластилина, глины, солёного теста «моя любимая чашка» (совместное с родителями творчество). 2. День матери. |
Декабрь, 1-я неделя | «Зима. Зимующие птицы» | 1. Презентация « Птицы зимой» 2. День воинской славы России. |
Декабрь, 2-я неделя | «Домашние животные зимой» | Фотовыставка « Наши домашние питомцы» |
Декабрь, 3-я неделя | «Дикие животные зимой» | 1. Интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес» 2. День ракетных войск. |
Декабрь, 4-я неделя | «Новый год» | Новогодний утренник. |
Январь, 1-я неделя | У детей зимние каникулы | Народный календарь - Рождество |
Январь, 2-я неделя | «Мебель» | 1. Конструирование кукольной мебели из деталей деревянного конструктора по схемам и описанию. 2. День Российской печати. |
Январь, 3-я неделя | «Грузовой и пассажирский транспорт» | 1. Экскурсия «На нашей улице». 2. День инженерных войск. |
Январь, 4-я неделя | «Профессии на транспорте» | Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск». |
Февраль, 1-я неделя | «Детский сад. Профессии» | Экскурсия на пищеблок, в прачечный комплекс, в кабинет старшего воспитателя. |
Февраль, 2-я неделя | «Профессии. Швея» | 1. Коллективный коллаж «Нарядные куклы». 2. День гражданской авиации. |
Февраль, 3-я неделя | «Стройка. Профессии строителей» | Презентация « На стройке» |
Февраль, 4-я неделя | « Наша Армия» | День защитника Отечества |
Март, 1-я неделя | «Весна. Приметы весны. Мамин праздник» | 1. Праздничный утренник. 2. Международный женский день. |
Март, 2-я неделя | «Комнатные растения» | Экскурсия в Зимний сад. |
Март, 3-я неделя | «Пресноводные и аквариумные рыбки» | 1. Интегрированное занятие 2. День работника торговли. |
Март, 4-я неделя | «Наш огород» | Презентация « Труд взрослых на полях и огородах» |
Апрель, 1-я неделя | «Весенние работы на селе» | 1. Презентация « Труд людей весной» 2. День смеха. |
Апрель, 2-я неделя | «Космос» | 1. Просмотр мультфильмов. 2. День космонавтики. |
Апрель, 3-я неделя | «Откуда хлеб пришёл?» | Интегрированное занятие « Хлеб всему голова» |
Апрель, 4-я неделя | «Почта» | 1. Экскурсия на почту. 2. День пожарной охраны. |
Май, 1-я неделя | У детей весенние каникулы | День весны и труда |
Май, 2-я неделя | «Правила дорожного движения» | 1. Сюжетно-ролевая игра «Дядя Стёпа – постовой». 2. День Победы. |
Май, 3-я неделя | «Лето. Насекомые» | Интегрированное занятие «Приключение кузнечика» |
Май, 4-я неделя | «Лето. Цветы на лугу» | 1. . Высаживание рассады цветов на клумбу 2. Всероссийский день библиотек. |
Перспективное планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе (1-й год обучения)
Период обучения | Разделы работы |
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) | 1. Звукопроизношение. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. |
2. Развитие навыков фонематического анализа. Определение количества звуков в слове. | |
3. Развитие общих речевых навыков. Работа над интонированием речи. | |
4. Лексика. Лексические темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда». | |
5. Развитие грамматического строя речи. Согласование слов в предложении в роде, числе и падеже по всем лексическим темам. Образование относительных прилагательных. | |
6. Развитие связной речи. Пересказ текста по плану. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |
7. Грамота. Знакомство с буквами а С, З, Ч, Щ, Л, Р. | |
II квартал (декабрь, январь, февраль) | 1.Звукопроизношение. Постановка и автоматизация звука Р в слогах и словах. |
2. Развитие навыков фонематического анализа. Понятия о твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Звуковой анализ четырехзвуковых слов типа мост. | |
3. Развитие общих речевых навыков. Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания. | |
4. Лексика. Лексические темы: «Зима», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год», «Мебель», «Транспорт», «Профессии». | |
5. Развитие грамматического строя речи. Использование в речи предлогов: «перед», «за», «около», «возле». Образование притяжательных прилагательных и слов, обозначающих названия детёнышей животных. | |
6. Развитие связной речи. Составление рассказа из 2-3 предложений по картинке. | |
7. Грамота. Знакомство с буквами: В, Ф, Ш, Ж, Э. | |
III квартал (март, апрель, май) | 1. Звукопроизношение. Дифференциация звуков Р-Рь-Л-Ль |
2. Развитие навыков фонематического анализа. Анализ пятизвуковых слов типа кошка. Подбор слов на заданный звук в определённой позиции в слове. | |
3. Развитие общих речевых навыков. Совершенствование чёткости дикции. | |
4. Лексика. Лексические темы: «Весна», «Комнатные растения», «Рыбы», «Наш город», «Весенние работы на селе», «Космос», «Почта», «Правила дорожного движения», «Насекомые», «Лето», «Полевые цветы». | |
5. Развитие грамматического строя речи. Использование единственного и множественного числа существительных и глаголов. | |
6. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии из 4-5 картинок. | |
7. Грамота. Знакомство со всеми буквами русского алфавита. |
Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе
Месяц, неделя | Лексическая тема | Итоговое мероприятие, праздничные даты |
Сентябрь | Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Диагностика индивидуального развития детей воспитателями. Заполнение диагностических альбомов. |
|
Сентябрь, 4-я неделя | «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью» | 1.Интегрированное занятие с использованием из цикла «Четыре времени года». 2.Праздник « День дошкольного работника» |
Октябрь, 1-я неделя | «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» | 1. Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры». 2. День учителя |
Октябрь, 2-я неделя | «Фрукты. Труд взрослых в садах» | 1. Фольклорный праздник с участием родителей «Осенняя ярмарка». 2. Субботник с участием родителей на прогулочном участке. Уборка листьев. |
Октябрь, 3-я неделя | «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» | Инсценировка басни И.Крылова «Стрекоза и муравей» |
Октябрь, 4-я неделя | «Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту» | Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за птицами. |
Ноябрь, 1-я неделя | «Поздняя осень. Грибы, ягоды» | 1. Интегрированное занятие с использованием репродукции картины М.Башкирцевой « Поздняя осень» из цикла «Четыре времени года». 2. День народного единства. |
Ноябрь, 2-я неделя | «Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных» | Презентация «Наши питомцы» (совместное с родителями творчество). |
Ноябрь, 3-я неделя | «Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме» | Выставка рисунков «В осеннем лесу» (совместное с родителями творчество). |
Ноябрь, 4-я неделя | «Осенние одежда, обувь, головные уборы» | 1. Презентация « Осенняя одежда» 2. День матери. |
Декабрь, 1-я неделя | «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой» | Интегрированное занятие с использованием репродукций картин И.Шишкина «Зима» из цикла «Четыре времени года». |
Декабрь, 2-я неделя | «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» | Коллективное конструирование кукольной мебели из деталей конструктора «Обставим квартиру». |
Декабрь, 3-я неделя | «Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда» | Коллективная работа (лепка из пластилина) «Праздничный стол» |
Декабрь, 1-я неделя | «Новый год» | Новогодний костюмированный бал. |
1-я неделя |
| |
Январь, 2-я неделя | «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия» | 1. Сюжетно-ролевая игра «На поезде». 2. День российской печати. |
Январь, 3-я неделя | «Профессии взрослых. Трудовые действия» | Фотовыставка «Профессии моих родителей» (совместное с родителями творчество). |
Январь, 4-я неделя | «Труд на селе зимой» | Презентация «Труд в родном поселке зимой» |
Февраль, 1-я неделя | «Орудия труда. Инструменты» | Совместное занятие с участием пап и дедушек «Делаем кормушку». |
Февраль, 2-я неделя | «Животные жарких стран, повадки, детёныши» | Выставка рисунков « Животные жарких стран» (совместно с родителями творчество) |
Февраль, 3-я неделя | «Животные жарких стран, повадки, детёныши» | Интегрированное занятие «Путешествие в жаркие страны» |
Февраль, 4-я неделя | «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» | Коллективное панно «Подводный мир». |
Март, 1-я неделя | «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник» | Интегрированное занятие « Весенний калейдоскоп» |
2-я неделя |
|
|
Март, 3-я неделя | «Москва – столица России» | Презентация «Москва – столица России», «Наша Родина – Россия». |
Март, 4-я неделя | «Наш родной поселок» | Экскурсия по родному поселку |
Апрель, 1-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Маршака» | 1. Викторина по произведениям С.Маршака. 2. День смеха. |
Апрель, 2-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством К.Чуковского» | 1. Драматизация фрагментов сказок К.Чуковского 2. День космонавтики. |
Апрель, 3-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Михалкова» | Выставка рисунков «Моя любимая книжка» (совместное с родителями творчество). |
Апрель, 4-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Барто» | 1. Вечер «Наши любимые поэты». 2. День пожарной охраны. |
Май, 1-я неделя | У детей весенние каникулы | |
Май, 2-я неделя | «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной» | 1. Интегрированное занятие с использованием репродукций картин С.Жуковского «Весенняя вода» и Н.Дубровского «Весенний вечер» из цикла «Четыре времени года». 2. День Победы. |
Май, 3-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Пушкина» | Выставка поделок «В мире сказок А.Пушкина» (совместное с родителями творчество). |
Май, 4-я неделя | «Скоро в школу. Школьные принадлежности» | 1. Праздник «До свидания, детский сад!». 2. Высадка рассады цветов на клумбу. 3. День российских библиотек. |
Перспективное планирование коррекционной работы в подготовительной логопедической группе (2-й год обучения)
Период обучения | Разделы работы |
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) | 1. Звукопроизношение. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. |
2. Развитие навыков фонематического анализа. Определние количества звуков в слове. | |
3. Развитие общих речевых навыков. Работа над интонированием речи. | |
4. Лексика. Лексические темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Грибы», «Ягоды», «Одежда». | |
5. Развитие грамматического строя речи. Согласование слов в предложении в роде, числе и падеже по всем лексическим темам. Образование относительных прилагательных. | |
6. Развитие связной речи. Пересказ текста по плану. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |
7. Грамота. Знакомство с буквами а С, З, Ч, Щ, Л, Р. | |
II квартал (декабрь, январь, февраль) | 1.Звукопроизношение. Постановка и автоматизация звука Р в слогах и словах. |
2. Развитие навыков фонематического анализа. Понятия о твёрдости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Звуковой анализ четырехзвуковых слов типа мост. | |
3. Развитие общих речевых навыков. Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания. | |
4. Лексика. Лексические темы: «Зима», «Мебель», «Посуда», «Новый год», «Транспорт», «Профессии», «Труд на селе зимой», «Инструменты», «Животные жарких стран», «Комнатные растения», «Животный мир морей и океанов. Рыбы». | |
5. Развитие грамматического строя речи. Использование в речи предлогов: «перед», «за», «около», «возле». Образование притяжательных прилагательных и слов, обозначающих названия детёнышей животных. | |
6. Развитие связной речи. Составление рассказа из 2-3 предложений по картинке. | |
7. Грамота. Знакомство с буквами: В, Ф, Ш, Ж, Э. | |
III квартал (март, апрель, май) | 1. Звукопроизношение. Дифференциация звуков Р-Рь-Л-Ль |
2. Развитие навыков фонематического анализа. Анализ пятизвуковых слов типа кошка. Подбор слов на заданный звук в определённой позиции в слове. | |
3. Развитие общих речевых навыков. Совершенствование чёткости дикции. | |
4. Лексика. Лексические темы: «Весна», «Наша Родина – Россия», «Москва – столица России», «Наш родной город», «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака», «Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского», «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова», «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Барто», «Перелётные птицы», «Мы читаем. Знакомство с творчеством А.С. Пушкин», «Школа». | |
5. Развитие грамматического строя речи. Использование единственного и множественного числа существительных и глаголов. | |
6. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии из 4-5 картинок. | |
7. Грамота. Знакомство со всеми буквами русского алфавита. |
Перспективный план по взаимодействию учителя-логопеда
с родителями.
№ | Форма работы | Содержание работы | Сроки проведения |
1 | Родительские собрания | 1. Организация коррекционно-развивающей работы на учебный год. 2. Говорим правильно. 3.Итоги работы учителя-логопеда по речевому развитию воспитанников на конец учебного года. | Сентябрь Декабрь Май |
2 | Консультации | Индивидуальное консультирование в рамках родительских пятиминуток. Консультирование родителей | Ежедневно В течение года |
3 | Практикум | Открытый показ непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками по развитию связной речи. |
|
4 | Информационные листы Буклеты Памятки | « Артикуляционная гимнастика» «Пальчиковая гимнастика», « Дыхательная гимнастика» Рекомендации учителя-логопеда (еженедельно по пройденному программному материалу) | В течение года |
5 | Оформление информационного уголка учителя-логопеда | Речевые задачи Расписание непосредственно образовательной деятельности Режим работы учителя-логопеда Игры и игровые упражнения для развития речи (сменная информация) | В течение года |
6 | Праздники | Логопедические праздники Совместные вечера досуга детей и родителей Дни Здоровья Олимпиады Конкурс чтецов |
|
Перспективный план методической работы с педагогами
№ | Содержание работы | Участники | Сроки |
1 | Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи | Логопед, воспитатели, специалисты | Сентябрь Май |
2 | Проведение педчасов по обсуждению и планированию работы по реализации коррекционных задач | Логопед, воспитатели, специалисты | Еженедельно |
3 | Оказание помощи в подготовке и проведении совместных вечеров досуга детей и родителей, развлечений, праздников, дней здоровья и др. | Логопед, воспитатели, специалисты | В течение года |
4 |
| Логопед, воспитатели, ст. воспитатель |
|
5 | Консультирование педагогов по выполнению заданий логопеда в вечернее время | Логопед, воспитатели, специалисты | В течение года |
6 | Обсуждение новинок педагогической работы | Педагоги | В течение года |
7 | Консультирование педагогов | Логопед, воспитатели, специалисты | В течение года |
8 | Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателя в летний период | Логопед, воспитатели, специалисты | Май |
Рекомендуемая литература
- Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - Спб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (часть 1) – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (часть 2) – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – Спб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста( № 1,2,3) СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 - Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / авт.-сост. Н.В. Нищева. – Спб.: Детство-пресс, 2014.
- Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ / авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по реализации коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни.
Данная программа рассчитана на пребывание ребёнка в группе компенсирующей направленности с пятилетнего возраста. Коррекционная работа представляет собой целенаправл...
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет (включительно)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей, профилактической и прсветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ОНРПрограмма предназначена для детей 4-5 лет (включительно)...
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет (включительно)
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительскойющей работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 5-6 лет (включител...
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-8 лет (включительно)
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактическойи просветительской работы в группекомпенсирующей направленности для детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 6-8 лет (вклю...
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...
Тематическое планирование коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Планирование разработано для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Оно отражает работу над всеми сторонами речи, развивает предпосылки к школьному обучению....