Сравнительная характеристика моторных афазий афферентного и эфферентного типов
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика моторных афазий афферентного и эфферентного типов
АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ | ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ | |
Поражённый участок головного мозга | Поражение нижних отделов постцентральной зоны левого доминантного (у правшей) полушария. Нижнетеменная зона коры головного мозга. | Поражение нижних отделов премоторной зоны левого, доминантного (у правшей) полушария головного мозга. Заднелобные отделы коры головного мозга. |
Центральный механизм нарушения речи | Нарушение кинестетических ощущений, что приводит к нарушению тонких артикуляторных движений (оральной апраксии), проявляющейся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звука, слов. Непроизвольно эти движения могут быть выполнены, т.к. не имеется парезов, ограничивающих объём оральных движений. | Патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннерваций, что ведёт к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую. |
Состояние зкспрессивной (устной) речи | В тяжёлых случаях больные не могут произнести не только слово, но и отдельные звуки. При средней и лёгкой степени тяжести афазии больной не может быстро и без напряжения артикулировать звуки и слова. Замена одних звуков другими (глухих звонкими и наоборот), по месту и способу образования : Т-д-л-н; к-г-х. | Экспрессивная речь предполагает наличие кинетической цепи артикуляторных движений:
|
Клиническая картина нарушения речи | Полное отсутствие устной речи или обилие литеральных парафазий. Нарушается произношение звуков и замена одних звуков другими (глухих звонкими и наоборот), по месту и способу образования : Взрывных б-п, д-т, г-к; Щелевых в-ф, с-з, ш-щ; Смычно-проходных м,л,н. |
Интонационной выразительности, ритмико-мелодической структуры, ударения. При грубых нарушениях устная речь может отсутствовать полностью, замещаясь эмболами «совершенно-совершенно», «чёрт возьми», «ну вот, ну вот». |
Психологическая картина нарушения речи | Нарушено звено звукоразличения в структуре слова, т. е. нарушение сенсо-моторного уровня её организации в звене кинестетического анализа звуков, что ведёт к нарушению создания моторной программы речи. | Симптом трудности включения в активную речь. При диалоге, в спонтанном высказывании не могут начать фразу. При произнесении первого слова могут произнести и всю фразу (средняя и лёгкая степени тяжести), В тяжёлой степени – грубые нарушения речи. |
Нейропсихологический синдром | Чтение может быть относительно сохранным. Письменная речь нарушается очень грубо. | Нарушение чтения (алексия) и письма (аграфия), что обусловлено нарушением звуко-буквенного состава слов. |
Восстановление речевой функции (специфические задачи, связанные с преодоление первичного речевого дефекта ) | Восстановление артикуляторных схем отдельных звуков, следовательно, устранение латеральных парафазий, возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков. | Восстановление способности переключения с одной артикуляции на другую, с одного фрагмента слова на другой, что тесно связано с задачей восстановления кинестетических двигательных мелодий слов и фразы, а также внутренней линейной синтаксической схемы фразы. |
Литература.
1.Бурлакова М.К. «Коррекция сложных речевых расстройств» М. В Секачев - 1997.
3.Цветкова Л.С. «Афазия и восстановительное обучение» М. «Просвещение» -1988.
2.Шкловский В.М. Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии» часть1-2
Методические рекомендации. М. Министерство здравоохранения СССР-1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"
Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...
Старые правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики
Сравнение старых и новых правил аттестации учителей. Подготовлено центром развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО....
Презентация "Сравнительная характеристика галогенов"
Презентация включает материал об открытии галогенов, строении атомов, физических и химических свойствах галогенов с видеоопытами , влиянии галогенов на организм человека, кроссворд по теме...
Исследовательская работа "Сравнительная характеристика развития корневой системы, стеблей пшеницы, и размножение инфузории туфельки в воздушном пространстве пластикового и деревянного окон.
В презентации отражены все этапы исследования с фото и выводами....
Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...
Система логопедической работы с больными с моторной афазией эфферентного типа в остром и подостром периодах заболевания.
Вопросы теоретических основ восстановительного обучения и научного обоснования дифференцированного подхода к методам восстановления речи при афазии являются важнейшим аспектом проблемы восстановления ...
Система организации восстановительного обучения при моторной афазии афферентного и эфферентного типа больных с афазией
Из опыта работы учителя-логопеда с больными, перенёсшими инсульт и имеющими в анамнезе речевое заключение: моторная афазия афферентного и эфферентного типа....