Сравнительная характеристика моторных афазий афферентного и эфферентного типов
методическая разработка по теме

Андреева Светлана Николаевна

Характеристика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afaziya.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика моторных афазий афферентного и эфферентного типов

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Поражённый участок

головного мозга

Поражение нижних отделов постцентральной зоны левого доминантного (у правшей)  полушария.

 Нижнетеменная зона коры головного мозга.

Поражение нижних отделов премоторной зоны левого, доминантного (у правшей) полушария головного мозга.

 Заднелобные отделы коры головного мозга.

Центральный механизм

 нарушения речи

Нарушение кинестетических ощущений, что приводит к нарушению тонких артикуляторных движений (оральной апраксии), проявляющейся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звука, слов. Непроизвольно эти движения могут быть выполнены, т.к. не имеется парезов, ограничивающих объём оральных движений.

Патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннерваций, что ведёт к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую.

Состояние зкспрессивной

(устной) речи

В тяжёлых случаях больные не могут произнести не только слово, но и отдельные звуки.

При средней и лёгкой степени тяжести афазии больной не может быстро и без напряжения артикулировать звуки и слова. Замена одних звуков другими (глухих звонкими и наоборот), по месту  и способу образования :

Т-д-л-н; к-г-х.

Экспрессивная речь предполагает наличие кинетической цепи артикуляторных движений:

  1. Постоянное торможение предыдущих движений и переход к следующим.
  2. Серийную организацию артикуляторных движений.
  3. Серийную организацию фонетической структуры слова и определённую серию звуков и их определённую последовательность (крот-корт, сорт-трос).
  4. Неправильное ударение в словах.

Клиническая картина

нарушения речи

Полное отсутствие устной речи или обилие литеральных парафазий. Нарушается произношение звуков и замена одних звуков другими (глухих звонкими и наоборот), по месту  и способу образования :

Взрывных   б-п, д-т, г-к;

Щелевых   в-ф, с-з, ш-щ;

Смычно-проходных  м,л,н.

  1. Персеверации. Произношение отдельных звуков сохранно. Устная речь нарушается при переходе к серийному произношению звуков, слов. Из-за грубых нарушений 9персевераций) становится невозможным конструирование и произношение предложений.
  2. Нарушение просодики:

Интонационной выразительности, ритмико-мелодической структуры, ударения.

При грубых нарушениях устная речь может отсутствовать полностью, замещаясь эмболами «совершенно-совершенно», «чёрт возьми», «ну вот, ну вот».

Психологическая картина

нарушения речи

Нарушено звено  звукоразличения в структуре слова, т. е. нарушение  сенсо-моторного уровня её организации в звене кинестетического анализа звуков, что ведёт к нарушению создания моторной программы речи.

Симптом трудности включения в активную речь. При диалоге, в спонтанном высказывании не могут начать фразу. При произнесении первого слова могут произнести и всю фразу (средняя и лёгкая степени тяжести),

В тяжёлой степени – грубые нарушения речи.

Нейропсихологический синдром

Чтение может быть относительно сохранным. Письменная речь нарушается очень грубо.

Нарушение чтения (алексия) и письма (аграфия), что обусловлено нарушением звуко-буквенного состава слов.

Восстановление речевой функции

(специфические задачи, связанные  с преодоление первичного речевого дефекта )

Восстановление артикуляторных схем отдельных  звуков, следовательно, устранение латеральных парафазий, возникающих на основе смешения  близких по артикуляции звуков.

Восстановление способности переключения с одной артикуляции на другую, с одного фрагмента слова на другой, что тесно связано с задачей восстановления кинестетических двигательных мелодий слов и фразы, а также внутренней линейной синтаксической схемы фразы.

Литература.

1.Бурлакова М.К. «Коррекция сложных речевых расстройств» М. В Секачев - 1997.

3.Цветкова Л.С. «Афазия и восстановительное обучение» М. «Просвещение» -1988.

2.Шкловский В.М.  Визель Т.Г.  «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии» часть1-2

   Методические рекомендации. М. Министерство здравоохранения СССР-1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"

Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...

Старые правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики

Сравнение старых и новых правил аттестации учителей. Подготовлено центром развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО....

Презентация "Сравнительная характеристика галогенов"

Презентация включает материал об открытии галогенов, строении атомов, физических и химических свойствах галогенов с видеоопытами , влиянии галогенов на организм человека, кроссворд по теме...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Система логопедической работы с больными с моторной афазией эфферентного типа в остром и подостром периодах заболевания.

Вопросы теоретических основ восстановительного обучения и научного обоснования дифференцированного подхода к методам восстановления речи при афазии являются важнейшим аспектом проблемы восстановления ...

Система организации восстановительного обучения при моторной афазии афферентного и эфферентного типа больных с афазией

Из опыта работы учителя-логопеда с больными, перенёсшими инсульт и имеющими в анамнезе речевое заключение: моторная афазия афферентного и эфферентного типа....