Презентация "Сравнительная характеристика галогенов"
презентация к уроку химии (9 класс) по теме

Презентация включает материал об открытии галогенов, строении атомов, физических и химических свойствах галогенов с видеоопытами , влиянии галогенов на организм человека, кроссворд по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sravnitelnaya_harakteristika_galogenov.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Казанцева Евгения Андреевна учитель химии МОУ школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов Город Жуковский Сравнительная характеристика галогенов https://sites.google.com/site/kazancevaevgenia/home

Слайд 2

Цель: расширить представление об элементах-аналогах Периодической системы на примере подгруппы галогенов Задачи: Познакомить учащихся с историей открытия галогенов Сравнить строение атомов галогенов, выявив черты сходства и отличия Сравнить физические свойства и химическую активность галогенов Дать представление о роли галогенов в организме

Слайд 3

Открытие галогенов Заполните таблицу: Название галогена Что означает название Дата открытия Кто открыл Уравнение реакции Фтор Хлор Бром Йод Астат

Слайд 4

Открытие фтора Фтор( F 2 ) –от греч. «фторос»- разрушающий был открыт в 1866 году французским химиком Анри Муассаном электролизом смеси жидкого безводного HF и гидродифторида калия KHF 2 в платиновом сосуде: 2HF →H 2 ↑ + F 2 ↑ катод анод В 1906 году Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие элемента фтора и введение в практику электрической печи, названной его именем

Слайд 5

Открытие хлора Хлор Cl 2 от греч. «хлорос» - желто-зеленый 1774 год Шведский аптекарь Карл Вильгельм Шееле «Я поместил смесь черной магнезии с муриевой кислотой в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом, который имел желто-зеленый цвет и пронзительный запах». Уравнение реакции: MnO 2 + 4HCl  Cl 2 + MnCl 2 + 2H 2 O

Слайд 6

Открытие брома Бром (Br 2 ) от греч. «бромос»- зловонный Был открыт в 1826 году Французским химиком (24-летним лаборантом) Антуаном- Жеромом Баларом Действием хлором на рассолы соляных болот Франции по реакции: 2NaBr + Cl 2 → 2NaCl + Br 2

Слайд 7

Открытие йода Йод ( I 2 ) от греч. «иодес» - фиолетовый Был открыт в 1811 году Французским химиком-технологом и фармацевтом Бернаром Куртуа в золе морских водорослей Уравнение реакции: 2 NaI + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + I 2

Слайд 8

Открытие астата Астат( At 2 ) от греч. «астатос» - неустойчивый Был получен в 1940 году Искусственным путем при облучении висмута альфа-частицами Учеными Калифорнийского университета Д.Корсоном и К.Р.Маккензи

Слайд 9

Строение атомов галогенов F + 9 ) ) 2 7 Cl +17 ) ) ) 2 8 7 Br + 35 ) ) ) ) 2 8 18 7 l + 53 ) ) ) ) ) 2 8 18 18 7 Заряд ядра увеличивается Радиус атома увеличивается Количество валентных электронов равно 7 Притяжение валентных электронов к ядру уменьшается Способность отдавать электроны увеличивается Неметаллические свойства ослабевают Окислительная способность уменьшается

Слайд 10

Физические свойства простых веществ-галогенов Бром Йод Хлор Астат

Слайд 11

Возгонка йода Кристаллический йод обладает способностью при нагревании переходить из твердого состояния в газообразное , минуя жидкое ( возгонка ),превращаясь в фиолетовые пары. Опыт: возгонка йода Пары йода

Слайд 12

Сравнение физических свойств простых веществ-галогенов F 2 светло-желтый газ Cl 2 желто-зеленый газ Br 2 красно-бурая жидкость I 2 темно-серые кристаллы с металлическим блеском At 2 черно-синие кристаллы Интенсивность цвета усиливается Плотность увеличивается Температуры плавления и кипения увеличиваются

Слайд 13

Химические свойства фтора Взаимодействует со всеми металлами с выделением большого количества теплоты: с алюминием: 3 F 2 + 2 Al→ 2 AlF 3 + 2989 кДж с железом : 3 F 2 + 2Fe → 2FeF 3 + 1974 кДж При нагревании взаимодействует со многими неметаллами, кроме кислорода, азота и алмаза с водородом: F 2 + H 2 → 2HF 2 +547 кДж c кремнием: 2 F 2 + Si → SiF 4 + 1615 кДж Окисляет другие галогены: хлор: F 2 + Cl 2 → 2ClF бром: F 2 + Br 2 → 2BrF йод: F 2 + I 2 → 2lF

Слайд 14

Химические свойства фтора Реагирует при облучении даже с инертными газами Xe + F 2 → Xe F 2 + 152 кДж Взаимодействует со сложными веществами: с водой: 2F 2 + 2H 2 O → 4HF + O 2 ↑ c о щелочами: 2F 2 + 2NaOH → 2NaF + H 2 O + OF 2 ↑ с оксидом кремния: 2F 2 + SiO 2 → SiF 4 + O 2 ↑

Слайд 15

Химические свойства брома Химическая активность брома меньше, чем у фтора и хлора, но достаточно высока. С металлами: Взаимодействие брома с алюминием 3Br 2 + 2Al → 2AlBr 3 С неметаллами: Взаимодействие с водородом Br 2 + H 2 → 2 HBr Взаимодействие с кремнием 2 Br 2 + Si → SiBr 4 При растворении брома в воде образуется бромная вода, которую используют в органической химии.

Слайд 16

Химические свойства йода Химическая активность йода еще ниже, чем у брома. С металлами только при нагревании: Взаимодействие йода с железом I 2 + Fe → FeI 2 Взаимодействие йода с алюминием 3I 2 + 2Al → 2AlI 3 С неметаллами: Взаимодействует с водородом при нагревани I 2 + H 2 → 2 H I - Q

Слайд 17

Вывод: химическая активность галогенов уменьшается от фтора к йоду, поэтому галоген с меньшим порядковым номером может вытеснять галоген с большим порядковым номером из его соединений с водородом и металлами: Взаимодействие хлорной воды с галогенидами 2KI + Cl 2 → 2KCl + I 2 NaCl + Cl 2 → 2NaBr + Cl 2 → 2NaCl + Br 2

Слайд 18

Качественные реакции на галогенид-ионы Качественные реакции на хлориды, бромиды и йодиды -образование нерастворимых галогенидов серебра: NaCl + AgNO 3 → AgCl↓ + NaNO 3 белый творожистый осадок NaBr + AgNO 3 → AgBr↓ + NaNO 3 желтоватый творожистый осадок NaI + AgNO 3 → AgI↓ + NaNO 3 желтый творожистый осадок

Слайд 19

Галогены и здоровье Заполни таблицу: Название галогена Роль в организме Недостаток Избыток Источник

Слайд 20

Фтор и здоровье ( суточная норма 2-3 мг) Роль в организме обеспечивает крепость костных тканей, правильный рост скелета, волос и ногтей, повышает устойчивость зубов к кариозным заболеваниям, принимает участие в кроветворении, защищает от остеопороза Недостаток: кариес (разрушение зубной эмали), ослабевание костей, выпадение волос Избыток: флюороз (пятнистость эмали зубов),замедление роста, деформация скелета Источники фтора Вода Морская рыба Грецкие орехи Чай

Слайд 21

Хлор и здоровье (суточная норма 2г) Роль в организме: Образование соляной кислоты, поддержание водно-электролитного баланса, выведение шлаков и углекислого газа из организма, расщепление жиров Недостаток: мышечная слабость, сонливость, вялость, ослабление памяти, потеря аппетита, сухость во рту, выпадение зубов и волос Избыток: задержка воды в тканях, повышение кровяного давления, боли в голове и груди, диспепсические расстройства, сухой кашель, слезотечение, резь в глазах Источники хлора Свекла Бобовые Злаки Поваренная соль

Слайд 22

Бром и здоровье (суточная норма 0,5-2 мг) Роль в организме: принимает участие в регуляции деятельности нервной системы, оказывает влияние на функции половых желез, влияет на процессы возбуждения и торможения в головном мозге Недостаток: бессонница, снижение уровня роста эритроцитов в крови. Избыток: кожное заболевание – бромодерма, нарушение работы нервной системы, апатия, сонливость, ослабление памяти Источники брома

Слайд 23

Йод и здоровье (суточная норма100-200 мкг) Роль в организме: Участие в синтезе гормонов щитовидной железы, создание патрульных клеток в крови- фагоцитов. Избыток: гипертиреоз- увеличение обмена веществ учащение пульса, возбудимость Недостаток: гипотиреоз-снижение функции щитовидной железы( снижение обмена веществ, понижение температуры тела, слабость), базедова болезнь, умственная отсталость Источники йода Кальмары Хурма Томаты Морская рыба Морковь Морская капуста

Слайд 24

2 е л е з о с м ь д й о в о а т с с о в а в д и д и н я а с с о ь л е т т ы о к и с л и т л н ь л й ы л б е л е г о л г о р б е д с и р е о х ж е н е л ш е б м р а м д л т и г я т а в о д ь 1 2 3 4 8 10 12 9 13 17 16 5 11 6 7 19 18 14 н 15 2 ж 2 (по горизонтали) . NaI - название вещества 4 (по горизонтали) . Cl 2 + … →FeCl 3 5 (по горизонтали) . F 2 +… →HF+O 2 10 (по горизонтали) . Роль HCl в реакции: MnO 2 + 4HCl →MnCL 2 + Cl 2 +2H 2 O 12 (по горизонтали) .Роль брома в реакции: Br 2 + 2KI →2KBr + I 2 13 (по горизонтали) . Галоген, являющийся при обычных условиях жидкостью 1 5 (по горизонтали) .Природное соединение состава NaCl 1 7 (по горизонтали) . Ученый, открывший хлор 18 (по горизонтали) . Цвет осадка AgI 19 (по горизонтали) . Металл, нитрат которого используют для определения галогенов 1 (по вертикали) . Высшая степень окисления галогенов (кроме фтора) 2 (по вертикали) . Галоген, кристаллы которого имеют черно-фиолетовый цвет с металлическим блеском 3 (по вертикали) . Количество атомов в молекулах простых веществ-галогенов 6 (по вертикали) . Радиоактивный галоген 7 (по вертикали) . Второе название хлороводородной кислоты 8 (по вертикали). Степень окисления простых веществ - галогенов 9 (по вертикали) . Элемент VII А группы 11 (по вертикали) . Цвет осадка при качественном определении ионов хлора Cl ¯ 1 4 (по вертикали) . Br 2 + … →CuBr 2 1 6 (по вертикали) . Название соли соляной кислоты

Слайд 25

Домашнее задание § 31, упр.3,4,6,7,9,13(стр.151). При подготовке домашнего задания предлагаю вам заглянуть на мой сайт: https://sites.google.com/site/kazancevaevgenia/home Там вы найдете контрольные вопросы, на которые надо обратить внимание при изучении галогенов; ссылки на дополнительные материалы о свойствах хлора и других галогенов. До встречи на сайте!

Слайд 26

Использованные материалы http://ru.wikipedia.org – сведения о галогенах,15.10.2010, 31.10.2010 http://ru.wikipedia.org - портрет Бернара Куртуа,15.10.2010 http://ru.wikipedia.org - фото йода,17.10.2010 http://www.baby24.lv/ru/info-h/412 - сведения о роли галогенов в организме,31.10.2010, 01.11.2010 http://images.yandex.ru- картинки, фото, портреты 28.10.2010, 29.10.2010,31.10.2010,01.11.2010 http:/, files.school-collection.edu.ru- видеоопыты, 20.10.2010, 23.10.2010, 30.10.2010

Слайд 27

Использованная литература Ю.В.Галичкина, Занимательная химия на уроках в 8-11классах,издательство «Учитель», 2005г. В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, А.А.Дроздов «Химия-9 класс», издательство «Мир и образование», 2005 г. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков «Начала химии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в периодической системе

Разработка урока по теме "Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе". Цели данного урока: сформировать умения учащихся давать общую характеристику...

Урок по химии в 9-м классе на тему "Общая характеристика галогенов"

Данный урок является уроком усвоения новых знаний, строится на основе преезентации, выдержаны все этапы урока от проверки домашнего задания до рефлексии (закрепления нового материала). Также содержит ...

Общая характеристика галогенов.

Урок изучения нового материала с  использованием элементов  технологии проблемного обучения. Урок соответствует основным требованиям ФГСОв, прилагается технологическая карта,  в к...

Урок по теме: Сравнительная характеристика галогенов

Галогены (от греч. halos - соль и genes - образующий) - элементы главной подгруппы VIIгруппы периодической системы: фтор, хлор, бром, йод, астат.В свободном состоянии галогены...

Урок по теме "Сравнительная характеристика галогенов"

Разработка урока по теме "Сравнительная характеристика галогенов" , химия , 8класс.  Урок с презентацией...

Презентация "Сравнительная характеристика галогенов"

Презентация к уроку "Сравнительная характеристика галогенов"...

Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"

Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"  Цели урока: Изучить строение, физические и химические свойства галогенов, их биологическое значение....