Конспект логопедического занятия "Дифференциация Ч-Щ в словах и предложениях"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»
Конспект логопедического занятия
в 3-ем классе
Дифференциация Ч-Щ в словах и предложениях.
Балашова Татьяна Петровна
учитель-логопед
первой квалификационной категории.
Москва. 2017 год
Цель: Закрепить навык различения звуков [ч] - [щ], их букв.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- продолжать учить давать сравнительную характеристику звукам [ч] - [щ ], соотносить их с буквами;
- обогащать словарь;
- закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов;
- развивать связную речь.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез, логическое мышление;
- развивать пространственно-временные представления, зрительное восприятие;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку;
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
Оборудование: картинки, таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные зеркала.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Логопед просит учащихся назвать время года, месяц, число, день недели.
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
«Вкусное варенье»- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нету других дел.
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи,
И лопатку подержи.
«Качели»- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.
«Чистим зубки » - Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние - смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
2. Пальчиковая гимнастика.
Два щенка, щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
3.Дыхательная гимнастика « Согреем ручки».
4. Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке.
ник, чай
сы, ча
нок, ще
ка, щёт
5. Сравнительная характеристика звуков [ч] - [Щ] в составленных словах.
Сообщение темы занятия.
6. Чистоговорки . (повтори чётко и медленно)
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. | АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч. |
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. | ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь. |
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу. | УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч. |
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо. | ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч. |
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща. | АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ. |
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи. | ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ. |
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу. | УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ. |
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё. | ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ. |
7. Соотнесение звуков [ч] - [Щ] с их буквами.
«Букву пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.»
Молодцы! Это буква Ч.
«На расческу я похожа-
Три зубца всего?
Ну что же!»
Упражнение Буква «Ч»
Услышав звук [ч], дети показывают букву «Ч»: и.п. – основная стойка, правая рука в сторону, согнутая вверх в локтевом суставе.
Упражнение Буква «Щ»
Услышав звук[ч], дети показывают букву«Щ»:и.п. – широкая стойка, руки в стороны, согнутые в локтевых суставах, присед на левой, правая в сторону
8. Развитие ориентировки в пространстве; развитие звукобуквенного анализа.
На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова. Найдите нужную букву, запишите ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитайте получившиеся слова (щенок, дочка).
Первая буква находится в левом нижнем углу. Запишите ее.
Вторая – в левом верхнем углу. Запишите.
Третья буква – в правом нижнем углу. Запишите.
Четвертая буква – между буквами Е и К. Запишите.
Пятая буква – в правом верхнем углу.
Первая буква – в правом нижнем углу. Запишите.
Вторая буква – между буквами А и К. Запишите.
Третья буква – в левом нижнем углу. Запишите.
Четвертая буква – в верхнем правом углу. Запишите.
Пятая буква – в левом верхнем углу. Запишите.
Прочитайте, какие слова получились. Сделайте анализ слов.
Сколько в слове гласных звуков? Назовите. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назовите. Сколько мягких? Назовите.
Е О К Щ Н |
_____________________________________________________________________________________
А О К Ч Д |
9. Вставить в слова пропущенные буквы Ч – Щ. Прочитать получившиеся слова.
...ашка, ...ай, ...емодан, пло...адь,
бор..., бо...ка, ...авель, ...асы, клю..., ...ипцы, ово...и.
10.Зрительная гимнастика
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ПИСЬМО НОСОМ» (снимает напряжение в области глаз).
- Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, напишите в воздухе слоги ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Глаза закрыты. Поморгали, открыли глаза.
11. Развитие умений словообразования при помощи суффиксов.
Измените слова по образцу.
Образец: червяк – червячок.
чердак - …… знак - ……
кулак - …… чеснок - ……
черпак - ……
12. Спишите предложения, вставьте пропущенные слова.
Для дождливой погоды мама купила красивый ... .
Мы собирали на огороде сочные .... .
Очень вкусен копченый ... .
В лесу раздавался птичий ... .
Туристы вошли в чудесное … .
Слова для справок; плащ, овощи, лещ, щебет, ущелье, (Словарная работа). Прочтите предложения.
13. Развитие логического мышления. Собери пословицы.
Учить - | скуки не знать |
Хорошие книги читать, | хорошо и слушать. |
Нет друга, ищи, | а нашел, береги. |
Хорошую речь | ум точить |
III. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Управление в предложениях"
Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 3-4 классов с диагнозом: общее недоразвитие речи второго уровня для школ VIII вида.Много внимания уделяется развитию грамматического строя речи,...
Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"
Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"
Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....
конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"
конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....
Конспект логопедического занятия "Смысловая и интонационная законченность предложения"
Адресат: учащиеся 4 классаЦель: устранение нарушений письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия)...