Открытый показ коррекционно – развивающей деятельности в старшей группе для педагогов и родителей Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект на тему
Данный материал поможет педагогам: Развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи, закреплять звук «С» в слогах. Уточнить и расширить представление о зимующих птицах. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать речевой слух и фонематическое восприятие. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитания любви к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 71.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №34
Открытый показ коррекционно – развивающей деятельности в старшей группе для педагогов и родителей
Тема: «Зимующие птицы»
Ахаминова Татьяна Лекмановна
Учитель - логопед
г. Екатеринбург
ноябрь 2017г.
Коррекционно-образовательные цели: Развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи, закреплять звук «С» в слогах. Уточнить и расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки», аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц,
Ход занятия
1. Приветствие.
Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
2. Сообщение темы занятия и правил поведения во время занятий.
Логопед: Предлагает каждому ребенку взять по одной предметной картинке и послушать стихотворение:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
- О ком это стихотворение? (О птицах).
- Как называются птицы, которые остаются зимовать?
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
- Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.
- Рассмотрите картинки и назовите птиц.
- Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?
Логопед:
- Давайте отправимся в городской парк, чтобы посмотреть, кто же живет там. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей). А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири, клест, свиристель).
– Ребята! Как красиво зимой в городском парке! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы! Но где же они? (дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, свиристель, синица, дятел, ворона, воробей, сорока, голубь)
3. Знакомство с зимующими птицами.
- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях.
-Молодцы!
- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее... (Синичка)
Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
- Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … (Свиристели)
У этой птички есть заметный хохолок. Окраска розовато-серая, крылья чёрные с жёлтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза чёрные.
-Продолжаем отгадывать загадки:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово - дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(Дятел).
- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Cорока)
- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. У сороки голова, хвост и крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекотание – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?
- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья. Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
- Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он? (Голубь большой, сизый, воркующий.)
4. Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
5. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка»
Логопед:
- мы знаем, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? (Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один — сбоку, на концах пальцев — когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ягодки, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.
- Дети, а у вас такие же крепкие ручки и пальцы, как у птиц лапки?
- Пришло время поиграть с пальчиками. (Выполняют движение с речью).
Пой-ка, подпевай-ка: -Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих руках
Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,-Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!-Машем ручками, как крылышками, оединяем руки над головой- крыша
6. Артикуляционная гимнастика.
- Только у птиц есть клюв. Птичий клюв не только нос, но и рот. Птицы могут питаться семенами, ягодами, нектаром, насекомыми, червями, рыбой. Клюв нужен птице для того, чтобы добывать пищу, строить гнёзда, оборонятся, копать и даже пугать. А также клюв помогает птицам, как и большинству животных, ориентироваться в особом мире запахов. Без носа птице – что нам без рук!
- Наступило время потренировать наши щечки, губки и язычок.
- Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам-ам».
Птенчик был голодный,
Открывал свой рот,
И кричал он громко:
«Ам-ам-ам-ам-ам-ам».
- Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)
Птенчику в клюв,
Мама птица еду положила,
Слюну он сглотнул,
И пищу птенчик проглотил.
- Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
Птенчик щёчки втянул,
И клювик вперед потянул.
- Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).
Мама птица птенцов оберегала,
От гнезда куницу прогоняла.
- «Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идем птенцов искать.
- «Аист» - Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5.
У птички клювик очень колкий,
И тонкий, острый как иголка,
Повторить быстрей сумей-ка,
Мой язык –как клюв у птицы.
- Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Ротик широко открыт,
Чашкой язычок торчит.
- Дятел. (Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд».)
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук
Раздаётся громкий звук.
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Птицы поют: «Уп-уп-уп-уп», «Пить-пить-пить-пить», «Фью-фью-фью-фью»,
«Кине-е-кине-е», «Кик-кик-кик», «Тюке-тюке, тюке-тюке». «Сви-ри-ри-ри-ри»,
8. Упражнение «Песенки Сороки».
Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук «С». Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произносте звук «С» отчетливо.
Са – со – су – сы су – сы – со – са
Со – су – са – сы сы - се – са – со
9. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь.
- А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
10. Упражнение «Посчитай-ка».
- Помогите Ване сосчитать птичек, которые прилетели к кормушке.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Воробей, синица).
11. Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на шее чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (Снегирь.)
- Молодцы, узнали всех птиц.
- Отгадайте загадку:
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
-Правильно. Для чего нужны кормушки?
-Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку).
-Молодцы!
- Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).
- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
12. Дидактическая игра «Птичья столовая»
- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят тарелочки с различным кормом для птиц. Среди них хлеб, печенье, семена подсолнуха, семена тыквы, пшено, витамины, конфеты).
- Молодцы!
13. Упражнение на расслабление.
- А сейчас давайте с вами отдохнем, мы много работали и устали (Дети садятся в круг в позе лотоса и закрывают глаза, слушая релаксирующую музыку с пением птиц).
- Ребята мы побывали в городском зимнем парке, а теперь возвращаемся обратно.
Итог занятия:
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Кто из этих птиц трещит?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Как называется «птичья столовая»?
- Какой корм нужно класть в кормушку?
- Ребята вместе с родителями смастерите кормушки, и развесьте их рядом с домом, положите в кормушку разные лакомства для птиц. У вас получится прекрасная «птичья столовая» я думаю, птицы будут вам за это благодарны.
-Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе
Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в д...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе на тему: «По дороге в Простоквашино» Тема: «Транспорт».
Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта.Задачи: Коррекционно-образовательные:- активизировать словаря по теме «Транспорт»- закрепить обобщающие понятия «...
Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: « Зимующие птицы» (подготовительная логопедическая группа с ОНР III ур.)
У детей формируются обобщённые представления о зимующих птицах....
2.02 Средняя группа. Материал для закрепления лексической темы "Зимующие птицы"
Методические рекомендации родителям для закрепления лексической темы "Зимующие птицы" в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в средней группе для детей ОВЗ.
Рабочая программа для детей средней группы с ОВЗ....
Шарохина В.Л. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
В пособии содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы детей старшей группы ДОУ. Даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе детского сада с ребенком с ОВЗ «Уроки от зайчонка Феди»
Представленное занятие направлено на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций....