Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: « Зимующие птицы» (подготовительная логопедическая группа с ОНР III ур.)
план-конспект занятия на тему

Пулина Нина Павловна

 

У детей формируются   обобщённые представления о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temazimuyushchie_ptitsy.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств  языка  на тему: « Зимующие птицы»

(подготовительная логопедическая группа с ОНР III ур.)

Автор:   Пулина Нина Павловна,

Учитель-логопед, первая квалификационная категория.

г. Павлово, МБДОУ д /с №6 «Антошка»

Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

2.Расширять лексический запас по данной теме.

3.Закрепить умение образовывать именительный  падеж множественного числа существительных , оканчивающихся на –ья, -ьи.

4.Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

5.Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным .

6.Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7.Упражнятьв подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

8.Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

9.Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2.Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3.Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4.Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Материал:

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Мяч;

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Ход занятия

I.Организационный момент:

1.Психогимнастика:

-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите , как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

-Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

-Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1.Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! ( снегирь)

(выставляется картина снегиря).

-Угадайте , что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это?  (сова)

(выставляется картинка совы).

-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

-Кто это?

-Вороны! (выставляется картинка ворон).

-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

А это кто?

-Дятел! (выставляется картинка дятла.)

 Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?

 Дети: – Зимующие!

 Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?

 Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас  до весны.

 Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

 (Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

 Логопед: -Что общего  между всеми зимующими  птицами?

 Дети: -У них есть голова, туловище, крылья,  клюв, лапы, хвост, их тело покрыто      перьями)

 Логопед: - А чем отличаются  друг от друга зимующие птицы?

 Дети: - Размером, окраской, оперением.

 Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

 Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том   числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом  «Один – много».Я называю  одну птицу или один предмет,  а вы мне называете много таких же птиц или предметов

 Ворона- (вороны)                                сорока – (сороки)

Голубь- (голуби)                                сова –(совы)

Снегирь-(снегири)                                 галка-(галки)

Клёст-(клесты)                                свиристель-(свиристели)

Перо-(перья)                                        крало-(крылья)

Дерево-(деревья)                                воробей-(воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? ( Образование сложных прилагательных.)

-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай -  ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их  название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5.Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Галки-галочки, галчата.

Снегири- снегирики , снегирёчки,  снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед : А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать , прыгать, ходить.

6.Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

.Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели. И на место сели.  ( под стих дети выполняют соответствующие действия)

7.Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ?Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах?  (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно – синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.  Что это были за птицы? (снегири).

8.У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

-Ленивый, грустный, малоподвижный.

-У какая по характеру синица?

-Тонкая, умная, весёлая, юркая.

-А какой воробей?

-Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

-А что можно сказать про сороку? Какая она?

-Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9.  Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево  прилетели зимующие птицы,  я приготовила для них разнообразный корм.

-Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

- Синица.

-Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

-Дынными.

-А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные)  А их из птиц кто любит клевать?

-Снегири.

-Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. – Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

-А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

- А каким птицам мы насыпаем  семечки подсолнуха?  (воробьям,  голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

-Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек?  (дятел)

10.Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает  семена из шишек.

-Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

 (Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)

--А синица и снегирь? ( они свистят, когда сыты,  а если им холодно и голодно они - шипят.)

-Как свой голос подаёт ворона?

-Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.

III .Релаксация.

Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите,  чьи голоса вы слышали.  (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: - Я слышала , как каркает ворона,

-А я слышала, как чирикает воробей.

-Я слышал,  как свистят синицы и снегири.

-А я - как трещит сорока.

IV. Итог:

 Птицы – полезные.  Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники,  и будем наблюдать какие птицы  прилетят в нашу   столовую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарного математического представления в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет «В гости к солнышку»

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;- Расширять представления детей о простейших связях в при...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...

План логопедической образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с детьми 5-6 лет с использованием электронных материалов платформы «Робоборик»

План логопедической образовательной деятельностипо развитию  лексико-грамматических категорий  с детьми 5-6 летс использованием электронных материалов платформы «Робоборик»...