Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: « Зимующие птицы» (подготовительная логопедическая группа с ОНР III ур.)
план-конспект занятия на тему
У детей формируются обобщённые представления о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temazimuyushchie_ptitsy.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: « Зимующие птицы»
(подготовительная логопедическая группа с ОНР III ур.)
Автор: Пулина Нина Павловна,
Учитель-логопед, первая квалификационная категория.
г. Павлово, МБДОУ д /с №6 «Антошка»
Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
2.Расширять лексический запас по данной теме.
3.Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных , оканчивающихся на –ья, -ьи.
4.Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
5.Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным .
6.Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7.Упражнятьв подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
8.Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.
9.Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
2.Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
3.Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
4.Развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Материал:
Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.
ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);
Мяч;
Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»
Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).
Ход занятия
I.Организационный момент:
1.Психогимнастика:
-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите , как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.
-Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.
-Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко
II. Сообщение цели:
Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.
1.Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:
-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)
(выставляется картинка синички)
-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! ( снегирь)
(выставляется картина снегиря).
-Угадайте , что за птица? Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)
(выставляется картинка совы).
-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!
Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!
(выставляется картинка воробья).
-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!
-Кто это?
-Вороны! (выставляется картинка ворон).
-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!
А это кто?
-Дятел! (выставляется картинка дятла.)
Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?
Дети: – Зимующие!
Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?
Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.
Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)
Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?
Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)
Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?
Дети: - Размером, окраской, оперением.
Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?
Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.
2. Сейчас у нас игра с мячом «Один – много».Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов
Ворона- (вороны) сорока – (сороки)
Голубь- (голуби) сова –(совы)
Снегирь-(снегири) галка-(галки)
Клёст-(клесты) свиристель-(свиристели)
Перо-(перья) крало-(крылья)
Дерево-(деревья) воробей-(воробьи)
3. Игра Какой? Какая? Какие? ( Образование сложных прилагательных.)
-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)
-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)
-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)
_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)
-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)
4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)
У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).
5.Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:
Галки-галочки, галчата.
Снегири- снегирики , снегирёчки, снегирята.
Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.
Голуби, голубочки, голубята.
Логопед : А что умеют делать эти птицы?
Дети: -летать , прыгать, ходить.
6.Координация речи с движением «Птички»
Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,
.Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили, клювики почистили,
Дальше полетели. И на место сели. ( под стих дети выполняют соответствующие действия)
7.Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ?Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?
Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно – синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).
8.У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?
-Ленивый, грустный, малоподвижный.
-У какая по характеру синица?
-Тонкая, умная, весёлая, юркая.
-А какой воробей?
-Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.
-А что можно сказать про сороку? Какая она?
-Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.
9. Игра «Накорми птиц»
У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.
-Это семена дыни. Какие семена?
Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?
- Синица.
-Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?
-Дынными.
-А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?
-Снегири.
-Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. – Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)
-А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.
- А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)
А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)
-Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)
10.Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.
-Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.
(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)
11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.
-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)
--А синица и снегирь? ( они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)
-Как свой голос подаёт ворона?
-Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.
III .Релаксация.
Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)
Дети: - Я слышала , как каркает ворона,
-А я слышала, как чирикает воробей.
-Я слышал, как свистят синицы и снегири.
-А я - как трещит сорока.
IV. Итог:
Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!
Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарного математического представления в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет «В гости к солнышку»
Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;- Расширять представления детей о простейших связях в при...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...
План логопедической образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с детьми 5-6 лет с использованием электронных материалов платформы «Робоборик»
План логопедической образовательной деятельностипо развитию лексико-грамматических категорий с детьми 5-6 летс использованием электронных материалов платформы «Робоборик»...