СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА: Системный метод устранения нарушений
методическая разработка на тему

Серегина Татьяна Геннадьевна

В пособии изложена система упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. В основе системы лежит лексико-грамматический подход к коррекции и развитию устной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» Н.С. Четверушкина .С. Четверушкина Москва  2015

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА:

Системный метод устранения нарушений

Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 192 с. (Логопедические технологии.)

В пособии изложена система упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. В основе системы лежит лексико-грамматический подход к коррекции и развитию устной речи.

Комплекс упражнений рассчитан на два года коррекционной работы в старшей и подготовительной группах детского сада для детей с нарушениями речи. В книге содержится большой практический материал в виде разнообразных игр и игровых упражнений.

К пособию прилагается CD-диск с обширным картинным материалом к упражнениям (около 500 иллюстраций).

Адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям детей с речевыми расстройствами.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Двусложные слова, состоящие из открытых слогов

(1-й тип слоговой структуры) . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов

(2-й тип слоговой структуры) . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Односложные слова (3-й тип слоговой структуры) . . . 33

Двусложные слова с закрытым слогом

(4-й тип слоговой структуры) . . . . . . . . . . . . . . . . 40

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность основных языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй.

При осложненных формах ОНР помимо перечисленных компонентов речи нарушается и слоговая структура слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в  воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

- сокращение (пропуск) слога – «моток» – «молоток»;

- опускание слогообразующей гласной – «пинино» –«пианино»;

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – «команата» – «комната».

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов – «деворе» – «дерево»;

- перестановка звуков в соседних слогах – «гебемот» – «бегемот».

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных – «тул» – «стул»;

- вставки согласных в слог – «лимонт» – «лимон».

4. Уподобление слогов – «кококосы » – «абрикосы».

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) – «били...били...билитекарь» – «би-блиотекарь» .

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) – «нананасы»–«ананасы».

7. Контаминации (смешение элементов слов) – «в холодильнице» – «в хлебнице, в холодильнике».

Преобладание ошибок, выражающихся перестановкой или добавлением слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение количества слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко искажается при включении этого слова во фразу или в самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова имеет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку.

Анализ данных научно-методической литературы по проблемам нарушения и коррекции слоговой структурыслова у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным.О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, так как именно там происходит подготовка к обучению грамоте дошкольников.

 Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Необходимо развивать фонематическое восприятие, словарный запас, грамматические формы и интеллектуальные функции: мышление, память, внимание. Поэтому требуется разнообразный учебный материал, который следует преподносить в игровой форме. На его поиск учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия.

Необходимый лексический материал в форме разнообразных игр и игровых упражнений специалисты могут найти в данном пособии. В его основу положен принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений, а также классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (используются односложные, двусложные, трехсложные и четырехсложные слова), так и в степени сложности слога (открытый – закрытый, прямой – обратный, слог со стечением согласных и без него). Таким образом были выделены следующие темы:

1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов.                                  2. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.                                       3. Односложные слова.                                                                                     4. Двусложные слова с закрытым слогом.                                                             5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.                                     6. Двусложные слова, состоящие из закрытых слогов.                                    7. Трехсложные слова с закрытым слогом.                                                           8. Трехсложные слова со стечением согласных.                                                 9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.                10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.                                    11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова.                                                                                                      12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных.                                 13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова.        14. Многосложные слова, состоящие из открытых слогов.

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительные группы)

Ограниченность в подборе лексического материала 1–5 типов слоговых структур обусловлена крайне низкими возможностями правильного звукопроизношения детей на начальном этапе обучения. По этой причине в речевом материале не используются слова, содержащие свистящие, шипящие, фрикативные и сонорные звуки, кроме звуков Й и Л’. В лексический материал включены практически все части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия.

Методические рекомендации

Первый год обучения детей 5-летнего возраста с ОНР в детском саду условно делится на 3 периода, которые отличаются друг от друга задачами, продолжительностью и объемом изучаемого материала.

- Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова следует в начале второго периода обучения. Это обусловлено тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в течение первого периода обучения изучены практически все гласные звуки первого ряда, а также звук И.

На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения слогообразующих йотированных гласных, согласного Л’ и работа по дифференциации этих звуков.

- Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

- Следует использовать дифференцированный подход, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности, а также характер нарушения слоговой структуры слова.

-Необходимо исключать слова с дефектно произносимыми звуками.

-Каждый тип слоговой структуры нужно последовательно отрабатывать даже в том случае, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов.

В дальнейшем многосложные слова могут «разбиваться» на 2– 3 более простых с уже изученными слоговыми структурами.

- Характерной особенностью коррекционной работы является многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

Условные обозначения

– оборудование – логопед– ребенок

ДВУСЛОЖНЫЕ СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

(1-й тип слоговой структуры)

- ОТВЕТЬ, КТО ЭТО?

Задачи:

- учить четко произносить двусложные слова с повторяющимися слогами;

- учить однословным ответам с опорой на сюжетные картинки;

- развивать слуховое внимание и память.

Сюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – сюжетные картинки.

Логопед говорит:

– Посмотри на картинки, послушай предложения, а затем ответь на вопросы одним словом.

Мама купает Вову. Кто купает Вову? Мама.

Папа играет с сыном. Кто играет с сыном? Папа.

Дядя идет домой. Кто идет домой? Дядя.

Няня гуляет с детьми. Кто гуляет с детьми? Няня.

Во дворе стоит баба из снега. Что стоит во дворе? Баба.

КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ

Задачи:

-учить четко произносить слова со слоговой структурой 1-го типа;

-упражнять в простейшем слоговом синтезе;

- расширять и активизировать словарный запас.

 Мяч.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Логопед, бросая мяч ребенку, называет первый слог слова. Ребенок, возвращая мяч, добавляет заданный слог, а затем произносит слово полностью.

но нота ба баня

ва вата ня няня

да дата ды дыня

ха хата То Тоня

мя мята А Аня

би бита Ва Ваня

фа фата Та Таня

Ка Катя и иди

Пе Петя бу буди

Ви Витя ве веди

Ми Митя хо ходи

Примечание. Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на 2 занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.

ТА НЯ

ТЯ ДИ

НАЙДИ И НАЗОВИ

Задачи:

-учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа;

- расширять и активизировать словарный запас;

- развивать слуховое и зрительное внимание.

 Картинки с изображением предметов во множественном числе.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – картинки, на каждой из которой изображено несколько предметов.

Логопед говорит:

– Я назову предмет, а ты найди картинку, где таких предметов несколько, и назови их:

с окончанием И с окончанием Ы

муха мухи кот коты

дыня дыни нота ноты

конь кони кит киты

мак маки ива ивы

ель ели липа липы

дуга дуги хата хаты

Примечание. Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на 2 занятия.

ВЫПОЛНИ КОМАНДУ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени;

- развивать слуховое и зрительное внимание.

 Сюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Вариант 1. Логопед говорит:

– Представь, что я командир. Я буду отдавать приказы, а ты – выполнять их и называть то, что делаешь.

Иди. Иду.

Беги. Бегу.

Дуй. Дую.

Дай мяч. Даю.

Мой руки. Мою.

Веди Петю. Веду.

Пили. Пилю.

Вариант 2. Перед ребенком – сюжетные картинки.

Логопед говорит:

– Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь.

Я иду. Я бегу. Я мою. Я пою. Я пилю. Я веду (Петю).

ЧЕГО (КОГО) НЕ СТАЛО?

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа родительного падежа;

- развивать внимание и зрительную память.

 Предметные картинки: мак, дом, кот, кит, бык.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – предметные картинки.

Логопед уточняет названия изображенных на них предметов* и говорит:

– Рассмотри и запомни картинки, а после этого закрой глаза. Затем логопед убирает одну из картинок и просит ответить на вопрос:

– Чего (кого) не стало?

Мака, дома, кота, кита, быка.

ВЫБЕРИ КАРТИНКИ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа;

- упражнять в согласовании притяжательных местоимений «моя», «моё», «мои» с именами существительными в роде и числе.

 Предметные картинки: ива, дыня, муха, вата, ноги, губы, духи, дети, руки, ухо, мыло, лото, небо.

* Здесь и далее – если в упражнении используются предметные (сюжетные) картинки, то логопед обязательно уточняет их названия.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – предметные картинки.

Логопед говорит:

– Выбери и назови картинки, про которые можно сказать так...

моя мои моё

моя ива мои ноги моё ухо

моя дыня мои губы моё мыло*

моя муха мои духи моё лото*

моя вата мои дети моё небо

ЧТО (КТО) ЭТО?

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры

Мыльная, белая. (Что?) Пена.

Мягкая, пушистая. (Что?) Вата.

Голубое, безоблачное. (Что?) Небо.

Льётся, журчит. (Что?) Вода.

Летает, жужжит. (Кто?) Муха.

Растёт, зеленеет. (Что?) Липа.

Играют, шалят. (Кто?) Дети.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Задачи:

-учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа;

-развивать слуховое внимание.

 Сюжетные и предметные картинки: кино, духи, нога, вода, кофе, лето, кони, кеды, ухо (заячье).

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – сюжетные и предметные картинки.

Логопед говорит:

– Я буду показывать на картинку и произносить начало предложения, а ты – добавлять последнее слово.

Дети смотрят ... (что?) кино.

Маме подарили ... (что?) духи.

У Тани болит ... (что?) нога.

Из крана течёт ... (что?) вода.

Аня купила ... (что?) кофе.

После весны наступает ... (что?) лето.

В конюшне стоят ... (кто?) кони.

Петя обул ... (что?) кеды.

Катя пришила игрушечному

зайцу ... (что?) ухо.

Вкусный фрукт (что?) киви.

Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив ребенку само

му находить подходящую картинку.

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Задачи:

-учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении падежных форм имен существительных «кот», «вода»;

- развивать слуховое внимание.

 Стихотворение А. Грачева.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Логопед говорит:

– Я буду читать стихотворение (рифмовку), а ты – добавлять слово «кот» («вода»), изменяя его так, как нужно.

 У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ... кот.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от ... кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к ... коту.

Крыса старая, и та,

Видя грозного ... кота,

Убежит скорее в дом,

Чтоб не встретиться с ... котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ... коте.

 Грязнулю всегда

Выручает ... вода.

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ... воды.

Всегда и везде

Вечная слава ... воде.

КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?

Задачи:

-учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа;

- расширять и активизировать словарный запас.

 Предметные картинки: конь, бык, пони, пума, як.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – картинки с изображением животных.

Логопед говорит:

– Я буду называть картинку и задавать вопрос, а ты – отвечать на него одним словом.

Это конь. Кого ты видел в зоопарке? Коня.

Это бык. Кого ты видел в зоопарке? Быка.

Это пони. Кого ты видел в зоопарке? Пони.

Это пума. Кого ты видел в зоопарке? Пуму.

Это як. Кого ты видел в зоопарке? Яка.

ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа в стихотворении;

- развивать слуховое внимание и память.

 Стихотворение И. Лопухиной.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Логопед говорит:

– Я буду читать стихотворение, а ты – повторять за мной сначала по две строчки, затем по четыре.

Тома дома? Дома Тима,

Дома Тома. Дома Дима.

Тёма дома? Дома Катя,

Дома Тёма. Лида, Надя.

ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа;

- развивать слуховое внимание и память.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Логопед говорит:

– Я произнесу предложение и буду задавать вопросы, а ты –  отвечать на них кратко. Когда вопросы закончатся –скажешь предложение полностью:

Мама дала Кате дыню.

Кто дал дыню? Мама.

Что сделала мама? Дала.

Что дала мама? Дыню.

Кому мама дала дыню? Кате.

 Мама дала Кате дыню.

На ноге у коня муха.

Кто на ноге у коня? Муха.

У кого на ноге муха? У коня.

Где муха? На ноге.

 На ноге у коня муха.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (2-й тип слоговой структуры)

ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа;

- упражнять в простейшем слоговом синтезе;

- расширять и активизировать словарный запас.

 Мяч.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, называет заданный конечный или начальный слог, а затем произносит слово полностью.

побе победа

пома ДА помада

пого погода

бина кабина

лина калина

нава КА канава

као какао

юта каюта

лено полено

лина Полина

ляна поляна

беда ПО победа

года погода

мада помада

НАЗОВИ МНОГО ПРЕДМЕТОВ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа;

-расширять и активизировать словарный запас.

 Мяч.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

 Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе:

 с окончанием Ы

панама панамы филин филины

минута минуты кабан кабаны

ягода ягоды пион пионы

поляна поляны буфет буфеты

канава канавы батон батоны

вагон вагоны бутон бутоны

банан бананы диван диваны

букет букеты бидон бидоны

билет билеты томат томаты

--с окончанием И

кубик кубики веник веники

пудель пудели паук пауки

петух петухи тюлень тюлени

педаль педали олень олени

медаль медали лебедь лебеди

домик домики бутыль бутыли

---с окончанием Я

тополь тополя

Примечание. Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на 2 занятия.

КТО У КОГО?

Задачи:

-учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа;                                                                                                        -учить заканчивать предложение подходящим по смыслу словом;

-расширять и активизировать словарный запас.

 Сюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – сюжетные картинки.

Логопед говорит:

– Я буду показывать на картинку и произносить начало предложения, а ты – добавлять последнее слово.

У кошки ... котята.

У утки ... утята.

У коровы ... телята.

У гусыни ... гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа;

- упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов;

- расширять и активизировать словарный запас.

 Вода, предметы, сюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Вариант 1. Логопед говорит:

– Я буду произносить начало предложения и показывать действие, а ты – добавлять последнее слово.

Воду в чашку ... налили.

Воду из чашки ... вылили.

Цветы водой ... полили.

Вариант 2. Перед ребенком – сюжетные картинки.

Логопед говорит:

– Я буду показывать на картинку и произносить начало

предложения, а ты – добавлять последнее слово.

Дети воду в лейку ... (что сделали?) налили.

Мальчики водой цветы ... (что сделали?) полили.

Наташа и Галина воду из ведра ... (что сделали?) вылили.

Зимой ребята водой каток ... (что сделали?) залили.

Примечание. Аналогичную работу можно провести с глаголами «мыли»,

«умыли», «помыли», «вымыли».

ПОКАЖИ И НАЗОВИ

Задачи:

-учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа;

- упражнять в различении и употреблении глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени;

- расширять и активизировать словарный запас.

 Парные сюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – парные сюжетные картинки.

Логопед говорит:

– Я буду произносить слово, которое подходит к одной из картинок, а ты – показывать эту картинку и называть слово, подходящее к другой картинке.

бегала бегали

лепила лепили

ходила ходили

копала копали

болела болели

катала катали

давала давали

гуляла гуляли

КОГО ТЫ ВИДЕЛ?

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа;

- расширять и активизировать словарный запас.

Предметные картинки: олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, удав, макака.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – картинки с изображением животных.

Логопед говорит:

– Я буду называть картинку и задавать вопрос, а ты – отвечать на него одним словом.

Это олень. Кого ты видел? Оленя.

Это тюлень. Кого ты видел? Тюленя.

Это филин. Кого ты видел? Филина.

Это енот. Кого ты видел? Енота.

Это кабан. Кого ты видел? Кабана.

Это лебедь. Кого ты видел? Лебедя.

Это паук. Кого ты видел? Паука.

Это хомяк. Кого ты видел? Хомяка.

Это удод. Кого ты видел? Удода.

Это удав. Кого ты видел? Удава.

Это макака. Кого ты видел? Макаку.

СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при закреплении обобщающих понятий;

- развивать слуховое внимание и логическое мышление.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Логопед говорит:

– Я произнесу название группы предметов (обобщающее понятие) и три слова, среди которых только одно подходящее. Ты выберешь это слово и повторишь его.

Ягоды: дыня, малина, мак. Малина.

Мебель: дом, комната, диваны. Диваны.

Овощи: томаты, липа, мука. Томаты.

Фрукты: какао, лилии, лимоны. Лимоны.

Цветы: липа, пионы, малина. Пионы.

НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа;

- развивать слуховое внимание и память.

 Предметные картинки: монета, лебеди, петухи, копыто, домино, бумага.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – предметные картинки.

Логопед говорит:

– Я буду показывать на картинку и называть ее поразному, а ты – хлопать в ладоши, когда услышишь правильное название, и повторять его.

Тонема, номета, монета. Монета.

Покыто, топыко, копыто. Копыто.

Беледи, лебеди, дебели. Лебеди.

Номидо, мидано, домино. Домино.

Тупехи, хетупи, петухи. Петухи.

Габума, магабу, бумага. Бумага.

Примечание. Лексический материал упражнения логопеду рекомендуется произносить медленно и четко.

ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени;

- расширять и активизировать глагольный словарный запас;

- развивать слуховое и зрительное внимание.

Сюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – сюжетные картинки.

Логопед говорит:

– Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь.

Я копаю. Я катаю. Я болею. Я гуляю. Я думаю. Я падаю. Я бегаю. Я кидаю.

СКАЖИ НАОБОРОТ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен прилагательных и наречий, имеющих противоположное значение;

-расширять и активизировать словарный запас.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Логопед говорит:

– Я буду произносить словосочетание, а ты – заменять в нем одно слово и говорить все наоборот.

острая лопата тупая лопата

домашние гуси дикие гуси

гладкая бумага мятая бумага

громкая музыка тихая музыка

старая панама новая панама

иду направо иду налево

до дома близко до дома далеко

ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных в форме предложного падежа с предлогом НА;

- развивать логическое мышление.

 Парные предметные картинки: ягоды – калина, кабаны – поляна, кубики – диван, лимоны – буфет, монеты – комод, медали – китель.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – парные предметные картинки.

Логопед говорит:

– Положи одну картинку на другую и ответь, что (кто) на чем. А затем скажи, так бывает или нет. Если нет, то попробуй положить по-другому.

Ягоды на калине.

Кабаны на поляне.

Кубики на диване.

Лимоны на буфете.

Монеты на комоде.

Медали на кителе.

ЧТО ДЕЛАЛИ МЕТЕЛИ?

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов множественного числа прошедшего времени;

- развивать слуховое внимание и память.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

 Логопед говорит:

– Я буду читать по одной строчке стихотворения, а ты –называть то, что делали метели.

Зимой над лугами летели метели. Летели.

У дома завыли, на поле гудели. Завыли, гудели.

Напели метели мотивы зимы. Напели.

И кутали снегом поля до весны. Кутали.

ЧЬИ ВЕЩИ?

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа в предложениях;

- учить образовывать притяжательные прилагательные;

- расширять и активизировать словарный запас.

 Cюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – сюжетные картинки.

Логопед говорит:

 – Я буду показывать на картинку, произносить предложение и задавать вопрос, а ты – отвечать на него.

У мамы помада. Это чья помада? Это мамина помада.

У папы медали. Это чьи медали? Это папины медали.

У Вовы кубики. Это чьи кубики? Это Вовины кубики.

У тёти утята. Это чьи утята? Это тётины утята.

У Вани монеты. Это чьи монеты? Это Ванины монеты.

У Коли билеты. Это чьи билеты? Это Колины билеты.

У Пети бумага. Это чья бумага? Это Петина бумага.

У дяди погоны. Это чьи погоны? Это дядины погоны.

НАЗОВИ ПО-ДРУГОМУ

Задачи:

-учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа;

- расширять и активизировать словарный запас.

 Предметные картинки: пилюли, каюта, галеты, гадюка.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – предметные картинки.

Логопед говорит:

– Посмотри на картинки и запомни: овальная таблетка –это пилюля; комната на корабле – каюта; сухое несладкое печенье – галеты, ядовитая змея – гадюка. А теперь я буду показывать на картинку и произносить предложение, а ты –заменять в нем несколько слов на одно.

Пете дали овальные таблетки.

Пете дали ... пилюли.

На корабле удобные комнаты.

На корабле удобные ... каюты.

Дети купили сухое несладкое печенье.

Дети купили ... галеты.

Ваня увидел ядовитую змею.

Ваня увидел... гадюку.

УЗНАЙ СЛОВО ПО ГЛАСНЫМ

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа;

- формировать навыки элементарного слогового анализа;

- развивать фонематическое восприятие.

 Пары предметных картинок: панама – кубики, вагоны – алоэ, пауки – кабина, какао – бананы.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – пары предметных картинок.

Логопед говорит:

– Я буду произносить только гласные звуки слова, а ты –показывать нужную картинку и называть слово полностью.

а – а – а, у – и – и панама, кубики

а – о – ы, а – о – э вагоны, алоэ

а – у – и, а – и – а пауки, кабина

а – а – о, а – а – ы какао, бананы

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Задачи:

- учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа;

- развивать слуховое внимание и память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников

Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесени...

Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

Ткаченко+Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова

Коррекция нарушений слоговой структуры слова...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Рекомендации для родителей. Предупреждение нарушения слоговой структуры слова.

Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения...

Слоговая структура. Игры со словами. Первый тип слоговой структуры

Дорогие коллеги и родители! Это пособие разработано для детей с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, его можно применять при работе с детьми с РАС. Пособие представ...