Рекомендации для родителей. Предупреждение нарушения слоговой структуры слова.
консультация на тему
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям.
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
- Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов:моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
- Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
- Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог:лимонт-лимон)
- Антиципации (уподобление одного слога другому:пипитан-капитан)
- Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама)
- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :
- Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
- Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
- Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
- Упражнения на развитие координации рук:
пальчиковые гимнастики
«Делай как я»(Воспроизведение серий движений руками -ногами).
«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
- Графические упражнения.
«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
- Артикуляционная гимнастика
«Весёлый язычок»
- Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
- Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)
- Игры направленные на формирование чувства рифмы.
«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаем успехов!
Нарушение слоговой структуры слов
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.
Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:
1. Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.
2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.
3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.
4. Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном
материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим основное содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы.
Задачи | Методические приемы | Упражнения и дидактические игры | ||||
I. Подготовительный этап | ||||||
Работа на невербальном материале | ||||||
Развитие базовых предпосылок становления слоговой структуры слова(1): | ||||||
1.Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий: совершенствовать координацию общих движений; -формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры; - формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях; -развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; -формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. | -воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений); - анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей; - различение, воспроизведение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол); - изменение темпа, ритма движений; -использование музыкальных инструментов; -маршировка, легкий бег, ходьба; - воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме, под музыку). | «Повтори за мной», «Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…), «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева», «Стучи – как я считаю», «Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок), «Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов), «Сколько раз ударили в барабан», «Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», | ||||
2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: -развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое; -воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук; -развитие реципрокной координации рук; -развитие динамического праксиса рук; -формирование графических умений на переключение. | -развитие переключаемости движений пальцев рук; -развитие ритмических движений пальцев рук; -формирование пространственной организации движений пальцев рук; -выполнение движений одновременно обеими руками; -выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет; -упражнения на переключение
| «Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным. Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе. Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно). Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно. «Кулак – ребро». «Кулак – ребро – ладонь». «Кулак левой руки–ребро правой руки». «Продолжи строчку»: (О-О-О…; - + - + -…) | ||||
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений: -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавность и переключаемость движений; -совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. | -соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук; -совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук; -выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук; -совершенствование пространственной организации движений и действий. | -губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам, -совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук; -поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д. | ||||
Работа на вербальном материале | ||||||
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие | Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие
| «Поднимись по лесенке», «Прошагай слово», «Найти длинное слово среди коротких». | ||||
Различение слогового ряда | Отличать ряд из двух слогов от одного слога | «Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук» | ||||
Формирование пространственно-временных представлений |
| «Найди начало, середину, конец», «Что стоит перед, за, после?» «Кто первый, послед-ний?»(сказка Репка). | ||||
II. Основной этап | ||||||
1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов
| а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками; б) произнесение слов из двух одинаковых слогов; в) произнесение слоговых рядов; г) овладение слоговым рядом из трех слогов; д) введение предложений; е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой. | «па, та, ка…»,
«Кто как поет?»,
«татата, кококо…», «Мама, коко!» | ||||
2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
| а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные); б) произнесение рядов с разными согласными; в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках; г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными; д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков; е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. | та – то, та - ту – то,
“Лото”, “Чудесный мешочек”, панама, канава, малина, кубики. | ||||
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
| а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги; б) послоговое произнесение двух слогов слова; в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале г) наращивание стечений | «Назови картинку» (Кот, мак, пух), «тык – ва, пап – ка, вет – ка»
«ма – фма». | ||||
4. Устранение перестановок слогов
| а) слуховые упражнения, показ картинок;
б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове;
в) определение места слога в слове;
г) овладение слогоделением.
| -придумать слова со слогом (ко, ма...), -придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех), -придумать слова добавив слоги к слову (точка..),
-сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха; ра, бу, но, ти-буратино), -добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина – шина, палатка-латка),
-«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..),
-замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено) -«Ребусы» (бочка-бабочка, слон-заслонка).
|
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям.
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
- Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов:моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
- Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
- Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог:лимонт-лимон)
- Антиципации (уподобление одного слога другому:пипитан-капитан)
- Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама)
- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :
- Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
- Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
- Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
- Упражнения на развитие координации рук:
пальчиковые гимнастики
«Делай как я»(Воспроизведение серий движений руками -ногами).
«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
- Графические упражнения.
«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
- Артикуляционная гимнастика
«Весёлый язычок»
- Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
- Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)
- Игры направленные на формирование чувства рифмы.
«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников
Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесени...
Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».
При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Консультация для родителей....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Нарушение слоговой структуры слов"
В логопедической практике особую трудность представляет работа над овладением детьми слоговой структурой слова. Эти нарушения стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков...
Консультация для родителей "Нарушения слоговой структуры слова"
Описание видов нарушений слоговой структуры слова их причин; приёмы и игры, направленные на исправление нарушений формирования слоговой структуры слова....
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ...