Рекомендации для родителей. Предупреждение нарушения слоговой структуры слова.
консультация на тему

Горбунова Евгения Васильевна

Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям.

 Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

      Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи  в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

  1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов:моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
  3. Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог:лимонт-лимон)
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому:пипитан-капитан)
  5. Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама)
  6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

 Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

      В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :

  1. Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
  2. Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
  3. Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

  1. Упражнения на развитие координации рук:

пальчиковые гимнастики

«Делай как я»(Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

  1. Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

  1. Артикуляционная гимнастика

       «Весёлый язычок»

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
  2. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)

  1. Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Желаем успехов!


Нарушение слоговой структуры слов

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.

Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.

Часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов, это  одна  из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:

1.  Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.

2.  Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.

3.  Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.

4.   Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.

В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова  выделяются два этапа:

1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном

материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.

Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим основное содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы.

Задачи

Методические приемы

Упражнения и

дидактические игры

I. Подготовительный этап

Работа на невербальном материале

Развитие базовых предпосылок становления

слоговой структуры слова(1):

1.Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий:

совершенствовать координацию общих движений;

-формировать умение различать,  воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры;

- формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях;

-развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти;

-формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

-воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений);

- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

- различение, воспроизведение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол);

- изменение темпа, ритма движений;

-использование музыкальных инструментов;

-маршировка, легкий бег, ходьба;

- воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме, под музыку).

«Повтори за мной»,

«Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…),

«Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева»,

«Стучи – как я считаю»,

«Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок),

«Строим дом» (Ребенок стучит,  воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов), «Сколько раз ударили в барабан»,

«Где позвонили»,

«Узнай музыкальный инструмент по звуку»,

2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:

-развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое;

-воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук;

-развитие реципрокной координации рук;

-развитие динамического праксиса рук;

-формирование графических умений на переключение.

-развитие переключаемости движений пальцев рук;

-развитие ритмических  движений пальцев рук;

-формирование пространственной организации движений пальцев рук;

-выполнение движений одновременно обеими руками;

-выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет;

-упражнения на переключение

 

 

«Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным.

Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно).

Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно.

«Кулак – ребро».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Кулак левой руки–ребро правой руки».

«Продолжи строчку»: (О-О-О…;  - + - + -…)

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений:

-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;

-совершенствовать плавность и переключаемость движений;

-совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.

-соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук;

-совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук;

-выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук;

-совершенствование пространственной организации движений и действий.

-губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам,

-совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук;

-поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.

Работа на вербальном материале

Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие

Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие

 

«Поднимись по лесенке»,

«Прошагай слово»,

«Найти длинное слово среди коротких».

Различение слогового ряда

Отличать ряд из двух слогов от одного слога

«Волк и козлята»

(волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук»

Формирование пространственно-временных представлений

 

«Найди начало, середину,  конец»,

«Что стоит перед, за, после?»

«Кто первый, послед-ний?»(сказка Репка).

II. Основной этап

1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов

 

а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками;

б) произнесение слов из двух одинаковых слогов;

в) произнесение слоговых рядов;

г) овладение слоговым рядом из трех слогов;

д) введение предложений;

е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой.

«па, та, ка…»,

 

«Кто как поет?»,


«мама, вава, тата, папа…»,

«татата, кококо…»,

«Мама, коко!»

2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую

 

 

а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные);

б) произнесение рядов с разными согласными;

в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках;

г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными;

д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков;

е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов.

та – то,

та -  ту – то,


па – ка, та – ва,


вата, хата,

“Лото”,

“Чудесный мешочек”,
па – та – ка,

панама, канава,

малина, кубики.

3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)

 

а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги;

б) послоговое произнесение двух слогов слова;

в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале

г) наращивание стечений

«Назови картинку»

(Кот, мак, пух),

«тык – ва, пап – ка, вет – ка»

 

«ма – фма».

4. Устранение перестановок слогов

 

 

 

 

а) слуховые упражнения, показ картинок;

 

б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове;

 

в) определение места слога в слове;

 

 

г) овладение слогоделением.

 

 

 

 

-придумать слова со слогом (ко, ма...),

-придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех),

-придумать слова добавив  слоги к слову (точка..),

 

-сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха; ра, бу, но, ти-буратино),

-добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина – шина, палатка-латка),

 

-«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..),

 

-замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено)

-«Ребусы» (бочка-бабочка,

слон-заслонка).

 

 



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям.

 Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

      Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи  в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

  1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов:моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
  3. Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог:лимонт-лимон)
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому:пипитан-капитан)
  5. Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама)
  6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

 Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

      В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :

  1. Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
  2. Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
  3. Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

  1. Упражнения на развитие координации рук:

пальчиковые гимнастики

«Делай как я»(Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

  1. Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

  1. Артикуляционная гимнастика

       «Весёлый язычок»

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
  2. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)

  1. Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Желаем успехов!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников

Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесени...

Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

Консультация для родителей "Нарушение слоговой структуры слов"

В логопедической практике особую трудность представляет работа над овладением детьми слоговой структурой слова. Эти нарушения стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков...

Консультация для родителей "Нарушения слоговой структуры слова"

Описание видов нарушений слоговой структуры слова их причин; приёмы и игры, направленные на исправление нарушений формирования слоговой структуры слова....