Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников
план-конспект занятия по теме
Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесении слов со сложной слоговой структурой и, как следствие, трудности в анализе и синтезе таких слов, является известным фактом. Поэтому упражнения на обучение детей проговоривать такие слова необходимо включать в каждое коррекционное занятие. Пример такого занятия и несколько игр содержатся в нашем материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_i_igry_dlya_razvitiya_slogovoy_struktury_slova_u_mladshih_shkolnikov.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие.
Т е м а. Слово. (2 класс, 2-е занятие)
Ц е л ь.
- Закрепить знание о словах, обозначающих признак предмета (прилагательных);
- Учить чётко произносить слова со сложной слоговой структурой: трёхсложные со стечением согласных, с закрытым слогом; двухсложные со стечением согласных и четырёхсложные;
- Тренировать в согласовании числительных с существительными и с прилагательными;
- Развивать зрительное внимание.
О б о р у д о в а н и е. Карточки с заданием (вариант корректурной пробы); тетради, цветные ручки (синяя, красная, зелёная)
Х о д з а н я т и я
- Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, кто назовёт прилагательное, состоящее из трёх слогов.
- Повторение пройденного.
Логопед повторяет с детьми части речи, делая акцент на прилагательном.
- Игра «Сыщики».
Л о г о п е д. Найдите спрятавшиеся слова и подчеркните их соответственно частям речи.
двтагккожанаящвшщаовшпщалщкувшинзаьоыдлащщвлоглиняныйшаьтижкоьалвпддквадратныйпщлаьплтптбудильниктапрлоавдлптлкурткарьтвщзрждчотпдыще
Л о г о п е д. Прочитайте сначала слова, состоящие из двух слогов.
(к у в ш и н, к у р т к а). Отрабатывается каждое слово:
- выделение гласных;
- отхлопывание, произнесение по одному слогу по цепочке и т.п. Так со всеми найденными словами.
Л о г о п е д. Назовите найденные существительные. Подберите к ним прилагательные (составьте словосочетания).
Кожаная куртка, глиняные кувшины, квадратные будильники.
Л о г о п е д. Давайте по цепочке, друг за другом посчитаем кожаные куртки от 1 до 9. Так с каждым словосочетанием.
Л о г о п е д. Подберите к слову куртка другие слова – признаки (прилагательные). Так с каждым существительным.
- Физминутка.
Л о г о п е д. Присядьте столько раз, сколько в слове слогов. ( с проговариванием) Слова: звезда, скалка, виноград, кекс, кофейник, поднос, гвоздь, охотник.
- Составление предложений.
Л о г о п е д. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Запишите предложения (тремя ручками).
Найденные слова запишите, деля на слоги.
Подчеркните прилагательные.
- Заключительная часть занятия.
Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.
- Пароль на выход.
Л о г о п е д. Подберите прилагательное к существительному.
Произнесите получившееся словосочетание.
Слова: звезда, скалка, виноград, кекс, кофейник, поднос, гвоздь, охотник.
Игра «Архитектор»
Ц е л ь.
- Учить чётко произносить слова сложной слоговой структуры (сложные слова), в которых четыре или более слогов изолированно, в словосочетаниях и в предложениях.
- Расширять и активизировать словарный запас;
- Тренировать в согласовании числительных с существительными и прилагательными;
- Тренировать детей изменять существительные и прилагательные по падежам.
О б о р у д о в а н и е: карточки с заданием, альбомные листы, карандаши, ручки.
Х о д и г р ы
Л о г о п е д. Назовите профессию человека, который проектирует дома.
Д е т и. Архитектор.
Л о г о п е д. Правильно! ( Если возникают трудности с произнесением этого слова, то логопед отрабатывает его с детьми)
Л о г о п е д. Давайте попробуем побыть архитекторами, может быть кому-то из вас понравиться эта профессия.
Л о г о п е д. Достаньте каждый любую из карточек. Прочитайте, какой дом вам надо спроектировать.
Р е б ё н о к читает: - Мне надо нарисовать двухэтажный дом. Так с каждым ребёнком.
Дети рисуют дома.
Затем логопед спрашивает каждого, какой дом он нарисовал. Данное прилагательное отрабатывается со всей группой. (Выделение гласных, деление на слоги и т.д.)
Далее идёт работа на синтаксическом уровне и одновременно работа по закреплению произношения слов сложной слоговой структуры.
- Счёт данных словосочетаний от 1 до 9;
- Изменение по падежам. (Что мы видим? Одноэтажный дом. Нет чего? Одноэтажного дома. Над чем пролетела ворона? Над одноэтажным домом. Откуда вышла кошка? Из-за одноэтажного дома. О чём мы говорим? Об одноэтажном доме.) То же во множественном числе. Дети отвечают полными предложениями.
В конце игры логопед даёт задание детям узнать, в каком доме живут они.
Игра.
Игра «Рыбалка»
Ц е л ь.
- Учить чётко произносить слова сложной слоговой структуры (четырёхсложные слова с обратными, закрытыми слогами и со стечением согласных) изолированно, в словосочетаниях и предложениях;
- Расширять и активизировать словарный запас;
- Тренировать в слоговом анализе и синтезе;
- Тренировать в согласовании числительных с существительными и прилагательными;
- Тренировать детей изменять существительные и прилагательные по падежам.
- Развивать фонематическое восприятие.
О б о р у д о в а н и е: фигурки четырёх рыбок с прикреплённым металлом; удочка с магнитом; карточки со слогами, прикреплённые к рыбкам; предметная картинка (аквалангист).
Х о д и г р ы
Л о г о п е д. Ребята, посмотрите! В кабинете логопеда появился небольшой пруд! В этом пруду живут рыбки. Давайте их поймаем!
Л о г о п е д. Пойдёт ловить рыбку тот, кто первым выполнит задание:
- Назовите слово, состоящее из 3-х слогов. (Ребёнок, выполнивший задание идёт ловить первую рыбку);
- Назовите слово, состоящее из 2-х слогов;
- Назовите слово, состоящее из 1-го слога;
- Как узнать, сколько слогов в слове (Сколько гласных – столько и слогов).
(В группе с ОНР от 3-х до 5-ти человек, если есть пятый ребёнок, то пятая рыбка - с лишним слогом)
Л о г о п е д. Но рыбки у нас не простые. На каждой рыбке прикреплён один слог. Сколько всего слогов вы поймали (четыре). Прочитайте их. Дело в том, что это слоги из одного слова. Ребята, давайте все вместе попробуем составить слово!
Д е т и. АК – ВА – ЛАН – ГИСТ
- Вывешивается картинка с аквалангистом. На доске составляется слово из разрезной азбуки. Разбираются понятия аквалангист, акваланг.
- Затем идёт отработка этих слов. Дети выделяют гласные, проговаривают, прошагивают слова по слогам и т.п.
Динамическая пауза.
Л о г о п е д. А теперь поиграем в «Аквалангистов», которые, находясь в воде разговаривают на языке жестов. Нужно определить, правильно ли я произнесла слово аквалангист.
- Если я называю слово правильно, вы встаёте и поднимаете правую руку.
- Если слово произнесено не правильно – вы приседаете и поднимаете левую руку. Давайте потренируемся.
Слова:
аквалангист
аклангист
аклавангист
аквалангист
акваландист
аквалангист
авкалангист
акванист
аквалангист
Далее идёт работа со словами на уровне словосочетания и предложения (сначала изолированно, затем с добавлением прилагательных):
- Счёт от 1 до 9 ;
- Склонение по падежам;
- Составление предложений.
Примечание. Таким же образом можно проводить работу и с другими словами сложной слоговой структуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».
При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)
В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...
«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»
Логопедическую работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа представляет собой часть общей коррекционной...
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.
Дидактический материал. Слоговые таблицы....
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Информационный листок для родителей....
«Использование ритмико-интонационных упражнений в преодолении нарушений слоговой структуры слова»
Логопедическую работу по коррекции речевых недостатков нельзя представить без работы по формированию слоговой структуры слова. Эта работа представляет собой часть общей коррекционной...
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ...