Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_korrektsionno.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для педагогов
Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
Конструирование означает приведение во взаимоположение предметов частей, элементов. Детское конструирование является практической игровой деятельностью с целью получения заранее задуманного продукта.
В дошкольном учреждении дети конструируют из игрового строительного материала, из бумаги, из мягкого картона, природного материала.
Как показывают тифлопедагогические исследования, продуктивная деятельность детей с нарушением зрения развивается своеобразно. В дошкольном возрасте, когда не все функции зрительной системы сформированы, нарушение зрения ведет, прежде всего, к снижению центрального зрения, как правило, бывает более выражено на одном глазу. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазных двигательных функций, глазомера, затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении связей и отношений между предметами. Нарушаются прослеживающие функции глаз. Все это вызывает нарушения пространственной ориентировки детей.
В этих условиях требуется специальный подход к обучению конструированию. Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения не разработана, и ведущими тифлопедагогами: Л.И. Плаксиной, Л.В. Рудаковой, Л.И.Киселёвой разработаны методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Обучение детей с нарушением зрения должно начинаться с подготовительных занятий.
Задачи подготовительного этапа:
– Выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки.
– Подготовить к занятиям по конструированию на каждом возрастном этапе.
Сформулировать задачи на занятиях для всех возрастных групп:
– Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-двигательную координацию. Развивать мышцы – глаз, фиксацию взора.
– Учить воспринимать сенсорные эталоны.
– Учить выделять объемные предметы в пространстве, учить соотносить форму объемных предметов и эталоны формы.
– Учить расчленять сложную форму на составные части.
– Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами.
– Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировке, классификации.
Педагогу при фронтальной работе наряду с программными требованиями следует учитывать рекомендации тифлопедагога по организации и проведению занятия.
Индивидуальность подхода на занятиях:
– В выборе пособий.
У детей с низкой остротой зрения, меньше 0,04 строительные детали должны быть крупными, более 10 сантиметров, а у детей с остротой зрения больше 0,04 строительные детали могут быть меньше 10 сантиметров. У педагога строительные детали на первых этапах крупные, в середине года средних размеров, а в конце года могут быть такого же размера как у детей. В младшей и средней группах цвет деталей образца должен совпадать с цветом деталей постройки.
– В выборе посадки.
Занятия желательно проводить с подгруппами детей.
Нельзя детей усаживать полукругом, так как крайние дети видят под углом. Необходимо усаживать детей справа и слева около образца. Детей усаживать таким образом, чтобы они видели
образец со стороны лучше видящего глаза. Педагог находится за постройкой.
Конструирование в первой младшей группе.
Программа.
– Учить узнавать, соотносить по форме, цвету куб, кирпич, пластину.
– Способствовать умению создавать небольшие конструкции: заборчик, дорожки.
– Учить работать с бумагой. Мять, формировать линию сгиба.
Виды строительных материалов:
– Напольный крупный строитель.
– Настольный мелкий строитель.
– Бумага.
– Двигатели-конструкторы: стержни с нанизывающимися колечками, желательно пластиковыми, не стучат, легкие.
Приемы работы:
– Знакомство с материалом.
Обследование деталей проводится приемом "рука в руке". Необходимо помнить о том, что дети плохо различают начало и конец детали. Горизонтальную плоскость необходимо показывагь слева направо пальчиками. Затем следует обыграть обследование исходя из программных задач с целью закрепления понятия. Далее проводится обследование вертикальной плоскости (сверху вниз), пальчиками.
Широкая плоскость обследуется ладошкой, узкая – пальчиками.
Эта работа проводится в течение года, поэтапно, в зависимости от успешности усвоения материала.
– Напоминание.
Задаются короткие вопросы, как показать широкую плоскость, узкую и т.д. Оценка показа положительная.
– Подбор наглядности.
Образец.
Части образца более 10 сантиметров.
Предварительная работа.
– Учить рассматривать предмет.
Учить рассматривать фронтальную иллюстрацию. У детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации.
Учить рассматривать образец. Учить анализировать конструирование идентичной постройки рядом с образцом. Учить анализу в целом, затем по крупным деталям, далее по мелким деталям и снова проводить анализ в целом. Оценка деятельности детей положительная. В конце года вводится отрицательная оценка в отношении самостоятельности ребенка.
Конструирование во второй младшей группе.
Программа.
– Учить конструировать из четырех частей.
– Учить строить дорогу и заборчик.
– Одноэтажные дома.
– Ворота.
– Мебель: стол, стул, диван.
– Мост.
– Горки.
– Учить работать с природным материалом.
– Учить работать с бумагой: складывать двухстороннюю цветную бумагу, формировать линию сгиба, совмещать стороны.
Первые два-три занятия проверочные. При необходимости один-полтора месяца работать по программе 1 младшей.
Виды строительного материала:
– Напольный строитель. Добавляются детали: пирамиды, круги разных размеров.
– Мелкий конструктор в форме цветных кирпичиков и кубов
(четыре основных цвета + оранжевый цвет).
– Пластиковый строитель с пупырышками, белым и голубым
(для конца года).
– Природный материал в конце года.
– Бумага.
Приемы работы:
– Показ: полный, поэтапный, с объяснением (совместная работа).
– Рассматривание (в конце года). Самостоятельная работа.
– Прием напоминания.
– Творческий прием: в форме совета подсказать творчество.
Предварительная работа.
– Учить рассматривать предмет.
– Учить рассматривать иллюстрацию (у детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. Рассматривание иллюстрации обязательно, так как дети, не имеющие бинокулярного зрения постройку видят в плоскости. Иллюстрацию можно выполнить при помощи аппликации).
Напольное конструирование.
Рядом с образцом педагог выполняет постройку, анализируя этапы. Затем дети выполняют постройку при помощи педагога. Можно выполнить общую постройку. При анализе педагог показывает положение деталей ладонью. Дети повторяют показ. В конце года в анализ включается оценка по цвету, по деталям. Обращается внимание на эстетичность выполнения.
Настольное конструирование.
При настольном конструировании показ можно провести в двух вариантах.
1-й вариант.
Педагог показывает образец на столе. Дети находятся справа и слева от образца, со стороны лучше видящего глаза.
2-ой вариант.
Показ на фронтальном фланелеграфе из деталей более 10 см. Фон контрастный.
Конструирование в средней группе.
Программа.
Учить конструировать из 5-6 частей.
– Заборы, дорожки, этажные дома, ворота (в начале года повторяются, но при этом используются другие детали.)
– Мебель: стол, стул, диван, кровать, стеллаж. Домики двух и трёх этажные.
– Гаражи разной модификации, мосты, горки.
– Транспорт наземный, водный, воздушный.
– Коллективные постройки по подгруппам одновременно, но с разной тематикой.
– Учить работать с природным материалом.
– Учить работать с бумагой. Сгибать двухцветную бумагу, совмещать стороны, углы, формировать линию сгиба.
Виды строительных материалов:
– Куб, кирпич, пластина, призма, брусок, цилиндр. Возможно использование конусов, пирамиды, но без названия и обследования.
– Пластилин.
– Бумага.
– Природный материал.
Приёмы работы:
– Учить обследованию деталей.
– Учить определять три размера деталей: большой, средний, маленький.
– Учить определять устойчивость деталей.
– Учить планировать последовательность постройки.
– Показ. Вначале года сохраняется поэтапный показ, со словесным объяснением. В середине года при показе объединяются два-три элемента. Во второй половине года полный показ с анализом, затем воспроизведение по запоминанию. В конце года самостоятельная постройка по напоминанию.
– Анализ работы. Направлять детей на самостоятельное выделение основных частей, затем мелких деталей по величине, цвету, форме и пространственному расположению относительно друг-друга.
– Подбор деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме, величине.
– Творческий. Учим детей самостоятельному отбору игрового материала. При этом обращается внимание детей на цвет, величину, форму и эстетичность.
– Работа с бумагой. Учить сгибать двухцветную бумагу, соединяя углы или стороны. Место сгиба педагог отмечает видимой ребёнку линией. В дальнейшем место сгиба можно отмечать пунктиром.
Дополнительно можно использовать клей, цветные карандаши и ножницы для оформления постройки.
– В оценке деятельности детей учитывать способность ребёнка доводить работу до конца, умение подчинять свой интерес и желания поставленной общей работе.
Конструирование в старшей группе.
Программа:
– Учить называть точным словом и уметь использовать новые формы деталей.
– Усложнение качества: уметь показать в постройке красоту симметрии по форме, цвету, пространственному расположению.
– Учить передавать точность натурального предмета.
– Во втором полугодии ввести сюжетные постройки: аэропорт, магазин, зоопарк.
– Постройки в двух, трёх вариантах.
Продолжать учить работать с бумагой: в соответствии с лексическими темами.
Виды строительного материала:
Используются те материалы, что использовались при конструировании в средней группе. Дополнительно вводятся новые объёмные формы: цилиндр, конус, арки, половины кубов и шаров.
Подготовительная работа:
Выясняются возможности детей к конструированию, их знания, умения, навыки. Детально обследуются натуральные предметы, представленные для постройки. Согласно возможностям детей формируются подгруппы для занятий.
Приёмы работ:
– Учить сравнивать образец в объёмном и плоскостном изображении.
– Учить выделять самостоятельно крупные и мелкие детали, определять их форму, величину, пространственные отношения.
– Учить планировать этапы создания постройки и запоминать последовательность.
– Учить видоизменять постройку путём замены деталей.
– Учить создавать нужную деталь из частей.
– Учить строить по словесному указанию на основе наблюдения изображения.
– Продолжать учить работать с бумагой. Учить читать простейшие схемы изготовления поделок, познакомить с обозначениями, принятыми в Оригами.
– Творческий приём.
– Оценка.
Конструирование в подготовительной группе.
Программа:
Учить конструировать из 10-12 частей.
– Транспорт во взаимодействии с окружающими предметами.
– Мосты. Здания.
– Работа с бумагой. Изготовление поделок в соответствии с лексическими темами. Этапы конструирования соотносить со схематичным изображением.
Виды строительного материала:
– К материалам, что использовались в старшей группе, добавляются строители «ПСКОВ», «РУСЬ», «НОВГОРОД».
Подготовительная работа:
– Знакомство с содержанием сюжета постройки через наблюдение реальных событий, экскурсии, чтение книг.
– Наблюдение объектов и анализ деталей.
– Сравнение похожих объектов и сравнение деталей этих объектов.
Приёмы работы:
– Учить читать чертёж, определяя пространственное положение деталей, их величину.
– Учить определять на глаз, какие детали по форме и величине подходят для данной постройки. Выбирать цвет деталей.
– Продолжать учить планировать весь ход строительства.
– Учить сооружать постройки во взаимосвязи, выполняя сюжетную постройку.
– Даются словесные указания при самостоятельной работе.
– Ставятся задачи на развитие конструкторских способностей.
– Можно использовать приём поэтапного показа при выполнении сложных построек.
– При работе с бумагой использовать приём поэтапного показа.
Количество занятий.
1 младшая группа.
в первом полугодии – 1 раз в месяц.
Во втором полугодии – 2 раза в месяц.
2 младшая группа – 2 раза в месяц.
Средняя группа – 2 раза в месяц.
Старшая и подготовительная группы – 4 раза в месяц.
Литература:
Плаксина. Л.И. Плаксина Методические рекомендации для коррекционной-
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Л.И. Киселёва. Методические рекомендации для коррекционной-
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
3.В.Лиштван. Конструирование. Москва, 1981 г.
Т.С. Комарова. Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию. Москва «Просвещение» 1985.
3.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва
«Просвещение» 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....
Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)
Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...
Методические рекомендации по организации занятий адаптивной физической культурой для детей с нарушением слуха
Среди глухих и слабослышащих детей чаще встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоскостопие. Наиболее заметны нарушения моторики и комплекс вестибулярных расстройств.Целью занятий...
Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"
В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения....
Методические рекомендации «Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»
Цели применения дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;-замечать их форму, цвет;-формировать действия с предметам...
Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...
«Методические рекомендации по изучению тувинских национальных узоров и орнамента по тифлографике для детей с нарушением зрения»
На современном этапе развития специального образования остаётся актуальной проблема недостаточного освещения некоторых тем, отсутствие методических разработок для незрячих и слабовидящих детей. ...