Урок по чтению 5 класс Л. Воронкова "Дорогой подарок"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Вершинина Оксана Александровна

Комбинированный урок по чтению 5 класс коррекционная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.voronkova_dorogoy_podarok.doc103.5 КБ
Файл chtoby_zhit_s_druzyami_druzhno.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная)

школа №1 г. Усолье – Сибирское»

План-конспект урока

составила Вершинина Оксана Александровна

учитель русского языка и литературы

Класс: 5

Предмет: чтение

Учебник:  Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.

Название раздела, темы: О друзьях товарищах

Тема мероприятия:  « Л. Воронкова. Дорогой подарок».

Цели урока:   раскрыть тему и идейное содержание произведения

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с произведением Л.Воронковой «Дорогой подарок» способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять несправедливости, прививать  детям чувство благодарности, заботы, уважения.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  история, живопись.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Уроки по чтению в 5 классе (https://nsportal.ru/shkola/literatura/)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

•Прочитать глазами, шёпотом, громко, по одному

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

личностные УУД:   основы нравственного воспитания.

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

О чем эта чистоговорка?

Прочитайте названия произведений:

• Ю. Яковлев Колючка

• Ю. Яковлев Рыцарь Вася

• Н. Носов Витя Малеев в школе и дома

• В. Медведев «Фосфорический» мальчик

• Л. Воронкова Дорогой подарок

Какая тема объединяет вее эти произведения? (О друзьях-товарищах)

Анализ, сопоставление.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, с использованием ранее изученного материала.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: - Какие это рассказы познавательные, развлекательные или поучительные?

-Чему учат эти рассказы?

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка домашнего задания

Распределите данные слова характеризующие героев в первый столбик положительные черты характера, во второй отрицательные черты характера Старательность, любопытство, злая радость, смелость, терпение, озорство, чуткость, дружелюбие, наглость, обманщик, сочу- вствие, забота, преданность, безразличие

самостоятельно распределяют слова характеризующих героев (стрелочками разделить на два столбика)

2.Работа с литературоведческими понятиями (ключевые слова)

 Назови произведения

1. Потом он набрался смелости и посмотрел на Веру. В его глазах не было ни страха, ни радости. Он с удивлением смотрел на Веру и ничего не говорил. Потом нагнулся, поднял шапку и зашагал прочь. А девочка стояла и смотрела ему вслед.

2. Слонов начал энергично жевать, то есть готовиться к предстоящим соревнованиям, так что у него за ушами трещало, Слонов жевал всю вторую перемену и третью, а на четвертой он жевать почему-то перестал, он просто сидел за партой и выворачивал карманы.

3. Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой.

4. В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И, когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже. Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам. И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.

5. В эту' предпоследнюю минуту торопливо вошел ученик второго класса Сережа Камышов. Он поспешно разделся, сбросил шапку и тут же полез в свою сумку. Даже вихры пригладить забыл. Он покопался в сумке, достал оттуда пачку рисунков, выбрал один и подал тете Нюре.

 

 

 Читают отрывки с ключевыми словами, и называют название и автора произведения.

 

  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка  Расслабились, опустили руки вдоль туловища, и следим только глазками за звездочкой

Следят за движущейся звездочкой на экране.

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

Работа с текстом

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

-Сегодня мы продолжаем работать над рассказом «Дорогой подарок» Л. Воронковой На сколько частей разделен этот рассказ?

Поработаем с каждой частью этого произведения

Найти и прочитать в тексте ответы на вопросы

• Что принесли своей учительнице в подарок ученики 7 класса? В какой части рассказа об этом говориться?

•После каких слов ребята стали дарить тете Нюре подарки?

•Какие подарки набрались за утро у тети Нюры?

Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Осмысленное выразительное чтение по ролям Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

 Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

2.Словарная работа

Найдите слова, которые автор употребляет вместо слова подарили

Групповая работа.

В группе выпишите все слова –синонимы к слову подарили

3.Выразительное чтение учащимися.

Третью часть мы прочитаем по ролям. Определите главных героев в этой части.

•В какой части рассказа заключена его главная мысль? Найдите и прочитайте ее...

•А есть ли в нашей школе такая же героиня рассказа как тетя Нюра?

•Всегда ли вы здороваетесь с ней и говорите приятные добрые слова?.

Чтение по ролям .

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

 

 

Метод словесного рисования

 

 

-Какую иллюстрацию к этому рассказу  вы бы нарисовали?

 

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ произведения

1 Задание.

 1 группа.

1.Так что же поучительного для себя вы усвоили на уроке?

2 группа.

Были ли похожие ситуации у вас в жизни и как вы поступали?

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1. Придумайте современную ситуацию, где бы вы поступили так же, как втроклассник

2. Нарисовать своего лучшего друга

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Если вы решили для себя, что будете добрым, отзывчивым, то приклеите смайлика с улыбкой к положи-тельным чертам характера, а если решили остаться равнодушным, то приклейте этого смайлика к отрицательным чертам характера

Итоговый комментарий.

Учащиеся у доски делают свой выбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно. «Специальная (коррекционная) школа №1 г. Усолье – Сибирское» Вершинина Оксана Александровна у читель I квалификационной категории

Слайд 2

О друзьях-товарищах Ю.Яковлев «Колючка» Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» В. Медведев «Фосфорический» мальчик» Л. Воронкова «Дорогой подарок»

Слайд 3

Положительный герой Отрицательный герой Старательность злая радость смелость любопытство терпение озорство чуткость дружелюбие наглость обманщик сочувствие забота преданность безразличие Старательность Смелость Терпение Чуткость Дружелюбие Сочувствие Забота Преданность Злая радость Любопытство Озорство Наглость Обманщик Безразличие

Слайд 4

Потом он набрался смелости и посмотрел на Веру. В его глазах не было ни страха, ни радости. Он с удивлением смотрел на Веру и ничего не говорил. Даже не поблагодарил ее. Потом нагнулся, поднял шапку и зашагал прочь. А девочка стояла и смотрела ему вслед. Слонов начал энергично жевать, то есть готовиться к предстоящим соревнованиям, так что у него за ушами трещало. Слонов жевал всю вторую перемену и третью, а на четвертой он жевать почему-то перестал, он просто сидел за партой и выворачивал карманы . Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой . В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И, когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже. Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам. И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж . В эту предпоследнюю минуту торопливо вошел ученик второго класса Сережа Камышов . Он поспешно разделся, сбросил шапку и тут же полез в свою сумку. Даже вихры пригладить забыл. Он покопался в сумке, достал оттуда пачку рисунков, выбрал один и подал тете Нюре. Ю.Яковлев «Колючка» В.Медведев «Фосфорический мальчик Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» Ю.Яковлев «Рыцарь Вася» Л.Воронкова «Дорогой подарок»

Слайд 6

Дорогой подарок

Слайд 9

«Тётю Нюру поздравляю и здоровья ей желаю. Сережа Камышов , ученик 2 класса»

Слайд 10

Екатерина Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по социально - бытовой ориентировке : "Подарок своими руками. Ветка сирени" 7 класс

Данный урок на тему:" Подарок своими руками. Ветка сирени." для учащихся с ограниченными возможностями здоровья расчитан  на 4 часа в 7 классе. В течение  этих уроков ребята знакомятся...

Интегрированный урок по ИЗО и информатике "Подарок-трансформер своими руками" и "Компьютерная графика"

В разработке представлены:1. Сценарий урока по теме "Компьютерная графика" для 5-7 класса на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Предлагаемые задания - рабо...

Проект "Уроки доброты в школе". «Добрый подарок»

Беседа и изготовление декоративной открытки в технике квиллинг....

Технологическая карта урока английского языка по теме: "Подарок для английских друзей".

Unit 2 “We are going to travel to London”  Мы собираемся путешествовать в Лондон.Section 2 “What are you going to do?”    Что ты собираешься делать?Тема урока «Подарок для английск...

открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"

На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок,  формулируют  тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...

Конспект урока по чтению в 5 классе школы VIII вида на тему: Л. Воронкова. «Дорогой подарок».

Описание материала: Представленный конспект – это смесь логопедических знаний и педагогических приемов для привития у учащихся с нарушением интеллекта любви к родному языку, обогащению активного ...