Роль письменной речи в овладении родным языком для обучающихся с нарушениями слуха.
методическая разработка на тему
Роль письменной речи в овладении родным языком для обучающихся с нарушением слуха.
Овладеть письменной речью – значит научиться понимать письменный текст и научиться
излагать мысли в письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pismennoy_rechi_v_ovladenii_rodnym_yazykom_obuchayushchihsya_s_narusheniem_sluha_1.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №20 Петроградского района
Учитель-дефектолог (сурдопедагог)
Корнеева Ольга Филипповна
Статья:
Роль письменной речи в овладении родным языком обучающихся с нарушением слуха.
Овладеть письменной речью – значит научиться понимать письменный текст и научиться
излагать мысли в письменной форме.
Понятие «письменная речь», принятое в сурдопедагогике, следует понимать в узком значении. На первом этапе, письменная речь, не является средством выражения мысли в письменной форме у не обученных грамоте детей с нарушением слуха. Письменная речь у слабослышащих детей формируется, только, в результате специального обучения. Слабослышащие дети, начинают обучаться письменной речи значительно раньше, чем слышащие.
Речь идет об использовании табличек с написанными на них словами и выражениями. Первоначальное использование в общении, табличек со словами, можно считать лишь фактом, являющимся подготовкой к овладению письменной речью, таким образом, дети усваивают технику чтения и овладение навыком глобального понимания написанного слова.
Суть глобального чтения состоит в том, что ребенок воспринимает и запоминает слова целиком (как картинку или фотографию). Обучение глобальному чтению целыми словами, является более физиологичным, потому что, люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.
Глобальное чтение, предполагает не побуквенное или слоговое восприятие письменного слова, а восприятие слова целиком по табличке. Табличкой помечается каждый предмет, действие, ситуация, поручение. При этом ребенок изучает не буквы и слоги, а сразу целые слова, изображенные на табличках, сопоставляя их с предметами. Первоначально обучение идет с опорой на слухо-зрительное восприятие (т.е. ребенок произносит предъявляемое слово), а далее только на зрительное восприятие (ребенок, просто показывает табличку.
Использование письменной речи для обучения детей с нарушениями слуха осуществляется в определенной последовательности и начинается с двух лет.
Основная задача использования табличек, на первом этапе обучения — с первого же дня, прихода детей в обучающее учреждение, воспитать у них установку, воспринимать слово, как средство обозначения, как сигнал к действию, как средство общения.
Таблички делают так: нарезают одинаковые полоски плотной бумаги, слова должны быть написаны одинаковым шрифтом и одного цвета. Если Вы пишите предложение, оно должно укладываться в одну строку, переносить слова не следует. Таблички – названия предметов необходимо иметь в двух экземплярах. Одни вы прикрепляете к предметам (стол, стул, окно, дверь, цветы). Другие, второй экземпляр табличек, вы сохраняете для проведения упражнений. Пока ребенок не научится читать, второй экземпляр табличек используется для сличения пары слов. Кроме табличек с названиями предметов используются таблички со словами-обращениями: Дай, Сядь, Покажи и т.д. Прочитав табличку, педагог должен подкрепить свою речь действием. Дети узнают слово как сигнал к действию и средство обозначения до того, как усваивают его буквенный состав.
Зрительное восприятие слов, написанных на табличках, («глобальное чтение») начинается с нерасчлененного восприятия и узнавания табличек, сначала - по цвету, фактуре, позднее – по первой букве слова, по длине слова, по характерным буквам внутри слова. Таблички, обеспечивают целостное восприятие слова, что соответствует, особенностям восприятия детей дошкольного возраста. Однако, восприятие глобально лишь в первый момент, на первом этапе обучения восприятия нового слова до изучения дактилологии.
После многократного использования табличек, с написанными на них словами и правильного соотнесения с предметами слабослышащие дети, запоминают графические образы слов и наступает период самостоятельного использования табличек детьми.
Первичное восприятие в форме глобального различения слов по значению, установление связи между названием предметов, действий, - основа для последующего аналитического чтения. Таким образом, использование табличек позволяет отделить процесс обучения техники чтения от одновременного обучения, так называемой письменной речи, что очень важно для маленького ребенка.
К концу первого года обучения слабослышащие дети, самостоятельно складывают с помощью табличек слова и разрезной азбуки, а затем начинают «писать» перерисовывать с табличек, знакомые знаки.
В дальнейшем при обучении детей с нарушениями слуха письменной речи в школе, так же используются таблички:
- слова-поручения: Положи книгу. Открой тетрадь.
-вопросы обиходно-разговорного характера: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься?
-вопросы к началу дня: Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц?
-вопросы к началу урока: Какой сейчас урок? Который сейчас урок? Что мы будем делать на уроке?
- образцы-сообщения о своих переживаниях: Мне грустно. Мне скучно. Это интересно.
-сообщения об отношении к окружающему: Мне нравится … Мне не нравится…Я не люблю, когда идет дождь.
- сообщения с просьбой: Дайте, пожалуйста, ручку. Можно войти в класс. Можно выйти из класса.
-сообщения с желаниями: Я хочу гулять. Я хочу есть. Я хочу спать.
Обучение различным высказываниям, вначале, проводится на основе образцов даваемых учителем. Учитель, читает табличку, например: Открой тетрадь. Учитель, выполняет действие, открывает тетрадь и просит повторить ученика. Ученик ,отчитывается о проделанном действии. Постепенно, по мере систематического использования табличек, обучающиеся, запоминают таблички и начинают самостоятельно, использовать их в устной речи.
В старших классах, таблички так же используются, при объяснении новых понятий, как слова-термины, в различных учебных дисциплинах: сказуемое, слагаемое, части речи и т.д. в каждом предмете свои. В старших классах, используются таблички со сложными предложениями: Любовь-это чудо, потому что она замыкает весь мир на одном человеке, с которым вам хорошо. Любовь - это кошмар, потому что она замыкает весь мир на одном человеке, без которого вам плохо.
Таблички используются в школе на протяжении всех лет обучения.
Обучение и усвоение письменной речи, как и всякое усвоение, является деятельностью ученика, проводимой под руководством учителя и грамотным изложением материала. И только, от совместной, кропотливой, каждодневной работы, будет зависеть положительный результат.
Литература:
1.Б.Д.Корсунская Методика обучения глухих дошкольников речи М.:Просвещение,1978.
2. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей
3.Хода Л.Д. Диссертация «Методология социальной интеграции не слышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры».
4.Черненко Т.Ю. Диссертация «Педагогические условия преодоления комплекса неуверенности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Использование пересказа как средства формирования связной речи в педагогической практике с обучающимися, имеющими нарушение слуха"
Обобщение педагогического опыта работы по формированию связной устной речи с данной категорией детей...
Развитие речи у обучающихся с нарушенным слухом во внеурочное время.
Материал об особенностях развития речи детей с нарушенным слухом...
Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.
Выступление на городском семинаре-совещании по теме: "Организация содержания деятельности психолого-педагогического консилиума"...
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции
Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...
«Виды работ по развитию письменной речи у обучающихся с нарушениями слуха»
В статье описаны виды работ по развитию письменной речи у обучающихся с нарушением слуха, обобщен опыт работы специалистов по данной проблеме и собственный опыт автора....
Развитие речи, 11 класс (для обучающихся с нарушением слуха)
Данный материал может использоваться в работе с обучающимися с нарушениями слуха....
Методы и приемы активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется более или менее выраженными отклонениями в р...