Статья на тему "Использование пересказа как средства формирования связной речи в педагогической практике с обучающимися, имеющими нарушение слуха"
статья (5 класс) на тему
Обобщение педагогического опыта работы по формированию связной устной речи с данной категорией детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_kak_sredstvo_formirovaniya_svyaznoy_rechi.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пересказ как средство формирования связной речи
1. Обучение связной речи в начальной школе.
Основная задача обучения связной речи – научить школьников сознательно строить высказывание (устное или письменное), то есть сформировать определённый комплекс речевых умений, то этот комплекс выступает в качестве ведущего содержательного компонента системы.
Сохин Ф.А. выделяет другие частные задачи обучения родному языку:
1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться, помогает выразить мысль наиболее точно и полно;
2) формирование грамматического стоя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой, выразительной).
Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
К видам связной речи относятся развёрнутые ответы на вопросы, разнообразные виды изложений и сочинений и другие. С изложениями (пересказами) и сочинениями элементарного типа (пусть величиной в 2-3 предложения) ученики могут иметь дело уже в 1-2 классах.
В начальной школе приняты следующие виды упражнений в связной речи:
1) развёрнутые ответы на вопросы;
2) различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений;
3) записи по наблюдениям;
4) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;
5) устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному плану или сюжету;
6) рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;
7) импровизация сказок (обычно - устно), зачатки литературно - художественного творчества - сочинение стихов, рассказиков;
8) письменные изложения образцовых текстов;
9) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и прочее) как устно, так и письменно;
10) различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов;
11) письменные сочинения разнообразных типов;
12) статейки в газеты, отзыв о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;
13) деловые бумаги: объявления, заявления.
В приведённом списке представлена речь и устная, и письменная; преобладает речь монологическая.
По степени самостоятельности и творческой активности упражнения в связной речи делятся на упражнения «по образцу», конструктивные упражнения, творческие упражнения.
Типичные упражнения «по образцу» - это пересказы и изложения; конструктивные: перестройка или сжатие прочитанного текста, расширение или сужение собственного текста; совершенствование, редактирование написанного.
Творческие работы предполагают высшую самостоятельность учащихся, внесение чего – то своего, нового, оригинального.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Таким образом, обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
2. Пересказ, как средство обучения связной речи, его виды.
Проблемами обучению пересказу занимались многие педагоги и методисты начальной школы: Алексеева М.М., Яшина В.И., Рамзаева Т.Г., Львов М.Р., Сохин Ф.А, Бородич А.М., Горецкий В.Г., Ушинский К.Д., Дридзе Т.М., Рождественский Н.С., Ладыженская Т.А. и другие
Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память и воображение.
Ладыженская Т.А. и Львов М.Р. утверждают, что «пересказ - это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании».
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально:
- прослушивать произведение;
- понять его основное содержание;
- запоминать последовательность изложения;
- запоминать речевые обороты авторского текста;
- осмысленно и связно передавать текст;
Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
Подлинно художественные произведения развивают у ребёнка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.
Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа Алексеева М.М. и Яшина В.И. выдвигают следующие требования:
- они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
- быть доступным по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
- иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;
- должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- доступны по объёму.
Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Осеевой, Н. Калинкиной и других.
Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.
Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.
При обучении пересказу художественных произведений Сохин Ф.А. вводит новые виды занятий:
- пересказ по готовому плану, составленному или одним учителем, или совместно с детьми;
- пересказ по выбору детей, когда из двух – трёх знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию;
- пересказ в лицах или драматизация произведения.
Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида, варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки, придаёт им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению и в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.
Методисты Рамзаева Т.Г. и Львов М.Р. утверждают, что дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу:
- осмысленность, то есть полное понимание текста, является главным в обучении;
- полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения;
- последовательность и связность пересказа;
- использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами;
- плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз;
- выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Наряду с повествовательными текстами дети 6-7 лет учатся производить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козёл», рассказы К.Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л.Н. Толстой «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зелёные бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки».
Методисты - словесники Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов выделяют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с творческими дополнениями.
Подробный или близкий к тексту пересказ.
Это вид пересказа ведётся на небольших рассказах или законченных по содержанию отрывках. Он служит средством закрепления содержания прочитанного во всех его деталях и связях, средством усвоения логики образца и его языковых средств.
Небольшие по объёму тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть.
Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и других предметов), элементы рассуждения.
Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.
Определённую роль в пересказе играют вопросы.
Известны типичные недостатки подробного пересказа:
- неумение начать
- искажение или неполнота передачи заключительных частей текста
- обеднение языка
Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям.
Сжатый пересказ.
Излагать тему нужно уметь не только подробно, Нои кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В кратком пересказе нужно отобрать главное, отсеять второстепенное. Школьник должен выбрать основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Он должен передать главное содержание своими словами, по – своему. Не рекомендуется для сжатого пересказа высокохудожественные тексты; тексты, содержание диалог.
Обучать пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие.
План может послужить неплохой опорой для пересказа.
Творческие пересказы.
В любом устном пересказе может быть творческий элемент. К числу творческих работ относятся пересказы с перестройкой текста и с дополнениями школьников.
Пересказ с изменением лица рассказчика требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании.
Высок творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей.
Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами.
На более высоких ступенях пересказов подробного типа школьники должны не только передать какие – то сцены с позиции одного из персонажей, но и дополнить авторский текст. Так дети приходят к третьему виду творческого пересказа – к творческим дополнениям в тексте.
Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами,
аналогичными описанным, но взятыми из жизни или из других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения – это всегда разрешение проблемной ситуации, стоящей перед учениками.
Посредством устного пересказа обогащается речь школьника, он сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.
Школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передаёт содержание книг внеклассного, свободного чтения. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.
В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей.
К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая; но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность. Подражание лишь даёт материал для самостоятельной деятельности».
Пересказ проводится примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия.
Исследования З.М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчает запоминание и сохранение текста в памяти.
Бородич А.М. утверждает, что на некоторых занятиях полезно сочетать 2 текста для пересказа: первый – новый для детей, сравнительно лёгкий; второй – уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.
Наиболее успешно решаются задачи, связанные с методикой организации работы детей при пересказе, которая выстраивается в следующую систему: чтения, словарная работа, анализ содержания и языка произведения, деление текста на смысловые части, их озаглавливание, определение в каждой части словесных выражений и образов, которые раскрывают основную мысль каждой части, составление плана к пересказу, пересказ.
Такая работа обеспечивает его успешность. Однако довольно часто дети, выполняя под руководством учителя сложную аналитико–синтетическую работу, затрудняются воспроизвести прочитанное, что приводит к непродуктивному овладению лексическим, синтаксическим, текстовым материалом.
В качестве причин малоэффективности детских пересказов следует выделить:
- низкий уровень интереса детей, как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности;
- невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы;
- отсутствие у них необходимого личного опыта;
- многократное перечитывание текста;
- незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.
Среди причин, снижающих роль пересказа в овладении учащимися собственной речью, особо можно отметить следующее:
- непонимание детьми значимости и перспективности пересказа;
б) отсутствие последующей работы по использованию языковых средств пересказываемого произведения в собственной речи учащихся;
в) невладение младшими школьниками умением строить пересказ прочитанного.
Всё это приводит к тому, что пересказ не выступает как продуктивная форма речи, при которой слова, выражения, синтаксические конструкции текста присваиваются детьми. Следовательно, одной из основных проблем является обеспечение продуктивности пересказа, при котором возрастает уровень присвоения детьми лексического, синтаксического и другого текстового материала.
Исходя из того, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, а, также имея в виду, что его основная функция – приучить детей правильно (с логической и грамматической точки зрения), без искажения передавать чужую мысль, пересказ относится к репродуктивной форме изложения.
Репродуктивный пересказ, как показывают наблюдения, не в полной мере выполняет свою основную функцию: развитие речи. Сошлёмся в этой связи на высказывание К.Д. Ушинского: «Если дитя с помощью учителя поймёт мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это ещё не значит, что оно упражняет свой дар слова; оно обогащает только свой ум, но собственная его способность дара слова может остаться совершенно неразвитой.
Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовой материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идёт об обучении детей продуктивному пересказу.
Под продуктивным пересказом понимается воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью «наполнения» её содержанием.
Таким образом, понимание продуктивного пересказа связывают с пониманием структуры текста.
Самым распространённым видом связной речи на уроках чтения является пересказ.
Подготовка к пересказу чаще всего проводится в порядке домашнего задания, без должного инструктажа учителя. Для восьмилетнего ученика задание даётся иногда заведомо непосильное («Перескажи всё содержание рассказа»), проверяется оно у 1-2 учеников, к тому же не полностью, на исправление недочётов времени не остаётся. Замечено, что учащиеся к этой части домашнего задания относятся безответственно, лишь немногие действительно готовятся в меру своих возможностей.
Необходимо, чтобы занятия пересказыванием стали активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся.
Методист Яковлева В.И. считает: цель пересказывания ставится после уяснения главной мысли или определения настроения, которым произведение проникнуто. Необходим целенаправленный анализ деталей произведения и речевых средств, которыми эта мысль, настроение выражено. Постепенно повышается самостоятельность учащихся на том или ином этапе подготовки. Учитель иногда показывает детям образец пересказывания, точный по языку и живой по интонации.
Опорой для пересказывания являются:
- ясно выраженная цель (что надо показать);
- выбранные учащимися основные мысли абзацев (развитие действия), для дополнения которых дети сознательно отбирали детали рассказа.
Если произведение глубоко эмоционально, то автор обычно достигает этого богатством изобразительных средств. Работа над этими произведениями требует вдумчивого наблюдения над языком.
Методист К.В.Елецкий утверждал, что пересказы – это «вид деятельности» и что «при пересказе учениками прочитанного проявляется деятельность их сил – памяти, воображения, логического мышления, что ведёт к развитию этих сил».
Таким образом, в методической литературе по чтению В.Г. Горецкий справедливо указывал, что «в работе над пересказом часто не достигается должных результатов, прежде всего потому, что пересказ рассматривается главным образом как способ проверки усвоения детьми содержания прочитанного».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические приемы включения детей, имеющих нарушения слуха, в образовательное пространство урока математики
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями модернизации образования...
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха...
Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА"
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....
Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушение слуха
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающ...
отчет. Театральная деятельность как -средство формирования связной речи детей»
Отчет по теме самообразования «Театральная деятельность как -средство формирования связной речи детей»...