Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_i_rabota_serdtsa.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме:
- "Строение и работа сердца". 8-й класс
- Учитель: Тузова С.А.
Разделы: Биология
Цели:
Образовательная:
- Рассмотреть строение сердца;
- Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца;
- Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.
Развивающая: Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.
Воспитательная: Продолжить формирование научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.
Оборудование:
- Разборная модель сердца. Таблица с изображением строения сердца, сердечного цикла, карточки- задания, ножницы, клей, фломастеры.
Т. С. О.
- Магнитофон, компьютер, проектор.
Форма проведения:
- Урок в музее – (заочная экскурсия).
На доске:
- Схема “Маршрутный лист”,
- Эпиграф – “Сердце, подобно жернову, дающему муку, когда засыпано достаточно зерна, но стирающемуся, когда его не подсыпают” К. Вебер
- Ход урока
- I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).
Раздается звук “сердца” (проекция на компьютере).
Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
- М. Горький – “смелое сердце Данко”.
- Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.
Учащийся – “Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?
Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Предлагаю провести урок в музее.
Маршрутный лист по экспозиции музея “Кардиология”
Тема занятия: “строение и работа сердца”.
Цель:
- Знать: строение, механизм, регуляцию работы сердца.
- Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах.
- Научиться: определять работоспособность сердца.
1. До посещения музея
- Вспомните правила поведения в музее:
- передвигаться тихо;
- разговаривать нельзя;
- задавать вопросы можно;
- трогать экспонаты нельзя.
- Восстановление в памяти изученного материала:
- кровь;
- иммунитет;
- органы кровообращения.
2. Во время посещения музея
- Обратить особое внимание на:
- строение;
- механизм;
- регуляцию работы сердца;
- термины и понятия;
- достижения в области кардиологии;
- оформить методическое пособие.
- После посещения музея.
- Выполнить творческое задание.
- Презентация методического пособия.
Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого необходимо выполнить задание.
- II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Задание 1 (индивидуальный опрос)
- Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
- Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
- Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).
- Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).
- Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
- Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
- Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
- Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).
- Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).
- Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).
- Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).
- К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).
- Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).
- Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).
- Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).
Задание 2 (проблемный вопрос – групповая работа)
- В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).
- И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).
- Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? (630 кг)
Каждый получает абонемент и посещает музей.
Разрешите представить:
- Директор музея – Лапин Олег – проф. кафедры анатомии.
- Зам директора по информационным технологиям – доктор мед. наук.
Директор музея: Я рад, что вы заинтересовались экспонатами нашего музея. Наш музей называется “Кардиология”. Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. Образован музей в 2005 году, на базе 8 “а” класса, школы N 5.
С музеем вас познакомят наши сотрудники:
Пермякова Оля – доцент кафедры анатомии;
Винокурова Анастасия – к. б. н.;
Смердова Маша – аспирант.
- III. Изучение нового материала.
(Рассказ с элементами беседы).
Экскурсовод (диктор, показ пульсирующего сердца): Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу.
Экскурсовод: Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Сердце – “середина”.
Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.
Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?
Экскурсовод: В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
Стенка сердца имеет три слоя:
эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);
миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);
эндокард – внутренний слой (из эпителия).
Экскурсовод (показывает рисунок): Давайте разберемся, из чего же состоит твое сердце? Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.
Экскурсовод: Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка”. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Артерии – “воздушные жилы”. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.
Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового.
В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”.
Ученик: Что обеспечивает быстрое сокращение камеры сердца?
Экскурсовод: Мышечные волокна разветвляются и соединяются между собой концами, образуя сложную сеть – это обеспечивает быстрое сокращения камеры как единой структуры.
Ученик: Как же работает сердце?
Экскурсовод (показывает бьющееся сердце): Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около триста литров крови (показ “сердце – насос”). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома.
Экскурсовод: А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.
Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды.
Сердечный цикл состоит из трех фаз (см. рис.).
- Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
- Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
- Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек.
Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Воронежские физики и медики Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определили, что в течение 1 сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях.
Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 отдыхают. Желудочки работают 0,3 сек., а 0,5 сек. отдыхают.
Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).
Фазы сердечного цикла | Продолжительность фаз (сек) | Положение клапанов | Движение крови |
1. Сокращение предсердий (систола) 2. Сокращение желудочков (систола) 3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола). | 0,1 сек. 0,3 сек. 0,4 сек. | Створчатые – открыты. Створчатые – закрыты. Створчатые – открыты. | предсердие – желудочек желудочек – предсердие вены – предсердие, желудочек |
Задача (для экскурсантов). Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет)
Ученик: Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?
Экскурсовод:
- Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем.
- Усиленным снабжением его мышц кровью.
- Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).
Ученик: организм предъявляет к сердечно-сосудистой системе меняющиеся требования. Сердце отвечает на это изменением частоты сокращений. Что же влияет на работу сердца?
Экскурсовод: Вспомним известные нам способы регуляции функций в организме.
1. Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.
2. Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.
Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.
Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН.
Изменяют сердечную деятельность гормоны – секреты эндокринных желез: тироксин (щитовидная железа), инсулин (поджелудочная железа), кортикостероидные гормоны (надпочечники), гормоны гипофиза. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.
Ученик: Почему сердце сокращается даже вне организма?
Экскурсовод: Оно имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом. Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что и приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.
Таким образом, сердце сокращается:
- 70 ударов в минуту;
- 100 тыс. в сутки;
- 40 млн. в год;
- 2,5 млд за всю жизнь.
Перекачивает крови:
- 1 минута – 5.5 литра;
- в сутки – 8тыс. литров;
- за 70 лет – 200 млн. литров.
Ученик: Имеются ли достижения в области кардиологии?
Экскурсовод: 3.08.1903 г. А.А. Кулябко – оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его смерти.
- проф. С.С. Брюхоненко – оживил через 100 часов.
- Проф. Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов
- 1897-1941гг. 315 операций на сердце
- с 1967 десятки тыс. операций.
- 1961 г. создание института сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева.
- 1967 г. хирург из Кейпттауна проф. Кристиан Борпард – трансплантация сердца
- 1984 г. использование лазера впервые в мире
- 1903 г. Шаховский – извлечение пули из сердца
- 1948 г. А.Н. Бакулев – операция на митральном клапане
- А.А. Вишневкий – техника местного обезболивания
- Донецкий – сшивание сосудов без игл и нитей
- П.А. Куприянов – метод охлаждения
- IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Задание. Термины и понятие (сопоставление).
- Перикард – околосердечная сумка;
- Эпикард – наружный серозный слой;
- Миокард – средний мышечный слой;
- Эндокард – внутренний слой;
- Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца, “гладкие воздухоносители”, “воздушные жилы”;
- Аорта (греч) – “прямая артерия”;
- Капиляры (лат) – “капилярис” – “волосной”;
- Предсердие сердца (лат) – “атриум” – “передний двор”;
- Желудочки – мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути;
- Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”;
- Сердце – “середина”;
- Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.
2. Задание. Тест (взаимопроверка).
Вопросы | Варианты ответов | ||
А | Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями? | 1 | Полулунные клапаны |
Б | Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца? | 2 | Артерии |
В | Какая камера сердца наибольшей толщины? | 3 | Усиливают работу сердца |
Г | Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией? | 4 | Перикард |
Д | Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу? | 5 | Три |
Е | Чему способствуют адреналин и соли кальция? | 6 | Левое предсердие |
Ж | Какова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.? | 7 | Створчатые клапаны |
З | Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию? | 8 | Уменьшает частоту и силу сокращений |
И | Чем окружено сердце? | 9 | Вены |
К | Что снабжает сердечную мышцу кровью? | 10 | Сонная артерия |
Л | Сколько отделов в сердце? | 11 | Автоматизм |
М | Число фаз сердечного цикла? | 12 | Левый желудочек |
Н | Сокращение предсердий | 13 | Диастола |
О | Сердечная пауза | 14 | Систола |
П | Способность сердца ритмически сокращаться | 15 | 4 |
Ответы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
А | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Б | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
В | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Г | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Д | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Е | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Ж | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
З | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
И | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
К | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Л | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
М | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Н | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
П | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
- V. Самостоятельная работа (по итогам экскурсии) – творческое задание:
Презентация методического пособия.
- VI. Подведение итогов.
Слова назидания.
Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь не мастерства ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.
Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды.
Значит, Я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука. Уважаемая Сила, все, что ты говорила, – правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но не мало и зла.
Почтенный разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни, но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих и хороших людей. Я не хочу вас ссорить с друг с другом. Я призываю к согласию.
Разум. “К какой части тела ни приложишь ты руку” (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
Сердце. Эти слова сказал обо мне безымянный древне египетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину.
Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство. За семьдесят лет жизни человека, я сокращаюсь 2 с половиной млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Не даром обо мне говорят (все четверо хором): Сердце – это жизнь.
Раздается музыка из кинофильма “Волга-Волга”.
- VII. Домашнее задание параграф 22.
Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.
3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.
475,2 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии на тему "Строение клетки". 6-й класс
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Клетка". Биология 6 класс...
Методическая разработка конспекта обобщающего урока по русскому языку в 9 классе "Сложные бессоюзные предложения"
Урок для закрепления и обобщения пройденного материала. В конспекте содержится проверочня работа....
Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"
Данная методическая разработка ( конспект) имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать музыку дождя, пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...
Методическая разработка, конспект открытого урока для учащихся 6 класса "Технологии подготовки к ГИА"
Данная презентация является опорным конспектом урока для учащихся 6-7 класса. Задания, представленные в рамках урока направлены на развитие навыков аудирования и говорения....
Презентация урока по биологии на тему: "Строение и функции мышц"
Мы́шцы или му́скулы (от лат. musculus — мышца (mus — мышка, маленькая мышь)) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной...
Тетрадь для урока по биологии на тему «Строение полости рта и пищеварение в ней», 8 класс
Тетрадь на печатной основе по теме «Строение полости рта и пищеварение в ней» можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся на уроке во время изучения нового материала...
Методическая разработка конспекта нестандартного урока чтения в 8 классе специальной (коррекционной) школы урок - праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии "Поэзия нам дарит красоту!"
Данная литературная гостиная, посвящённая Всемирному дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту» предназначена для учащихся 7 – 8 классов специальной (коррекционной) школы. На уроке учащие...