Логопедическое занятие: «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».
план-конспект на тему
Логопедическое занятие по теме «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie._zvuki_rechi._obrazovanie_zvukov_rechi.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи»
Место занятия в теме или разделе программы
ознакомительное
Какие особенности и возможности обучающихся учтены
- Возрастные и интеллектуальные особенности.
- Ведущий вид деятельности.
- Необходимость включения в работу всех анализаторов.
- Речевые возможности.
- Зона ближайшего развития.
- Психоэмоциональное состояние (пониженная работоспособность, быстрая утомляемость).
Методы и приемы
Наглядные:
- картинный материал
-компьютерная презентация
Видеофильм.
Практические:
- подражательно-исполнительские упражнения (воспроизведение ритма);
- тренировочные упражнения (подбор глаголов к существительным); прилагательных к существительным.
Исследовательские :исследуют особенности неречевых звуков и звуков речи.
Словесные:
- объяснение (лексическое значение слов);
- вопросы к детям: репродуктивные, поисковые
- указания
Специфические:
- двигательно-кинестетический (характеристика звука на основе ощущений от движения органов артикуляции)
-дыхательные упражнения
Использование возможностей технических средств обучения Компьютерная презентация «Органы речи»
Видеофильм
Цель: изучить методом самостоятельных наблюдений, какие бывают звуки и как образуется речь. Познакомить детей с органами речи.
Задачи:
Актуализировать знания детей о физиологических функциях, которые выполняют губы, зубы, язык.
Познакомить детей с понятием «органы речи», строением речевого аппарата.
Активизировать предикативный словарь: глаголы, обозначающие крики животных.
Активизировать словарь прилагательных: прилагательные характеризующие звуки.
Развивать внимание, слухомоторные координации.
Воспитывать умение выслушивать учителя и товарищей, работать в группах, воспитывать бережное отношение к органам речи, правильное речевое поведение.
Оборудование: мяч, звучащие предметы, свистульки, пакет с различными предметами издающими звук, разные по величине колокольчики, букет из листьев, ракушки, три одинаковые банки, молоточек, фасоль.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети по очереди выполняют инструкциюучителя - логопеда: Сейчас сядет тот, кто скажет, какие звуки мы можем услышать в окружающем нас мире. Дети занимают свои места за столами.
II. Введение в тему занятия.
1. Развитие слухомоторных координаций.
Детям предлагается хлопками воспроизвести различные ритмы: / // (вместе, по очереди).
2. Логопед: Живые существа тоже издают звуки.
Игра «Кто как голос подает». Игра с мячом
Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей
(Детям предлагается подобрать глагол по смыслу: собака – (рычит, лает), кошка – (мяукает, мурлычет), корова – (мычит), петух – (кукарекает), гусь – (гогочет), утка – (крякает), воробей – (чирикает).)
А люди? – Разговаривают.
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
( О речевых и неречевых звуках и о том как они образуются.)
III. Основная часть занятия.
1. Исследовательская работа «Какие бывают неречевые звуки».
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.
Давайте выясним, какие же бывают звуки.
-Как вы думаете если сильно дунуть в свистульку, то какой по громкости получится звук? Громкий, а если дунем с меньшей силой то какой? -Тихий.
-Звуки бывают тихие и громкие. Вызванный ребёнок дует в свистульку.
-У меня есть два колокольчика как вы думаете, какой получится звук, если в них позвонить разный или одинаковый. Приглашается ученик и звонит в колокольчики, дети приходят к выводу, что одного колокольчика звук звонкий, а у второго глухой.
-Звуки бывают звонкие и глухие.
- Приятные и резкие.
-Бывают звуки очень тихие их можно услышать в полной тишине, если послушать ракушку.
-Сейчас осень, листья падают и когда идёшь по листьям какой звук мы услышим
- Шуршащий. Шуршащие звуки.
-У меня три банки. Послушаем одинаковый ли звук они издают, ударили ложечкой. А теперь наполним эти банки фасолью: больше половины и меньше половины. Опять постучим ложечкой, изменились ли звуки.
Дети делают вывод.
2. Игра «Чудесный мешочек. Угадай звук»
В пакете лежат разные предметы , дети по очереди выходят и издают звуки с помощью этих предметов. Остальные должны назвать предмет и охарактеризовать звук.
- Это мы с вами слушали неречевые звуки.
3. Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.
А вот донеслось «Ау» два звука. Это уж совершенно иного свойства звуки. Чем все остальные. Во - первых вы можете с уверенностью сказать что их именно два. Во вторых вы сразу же поняли , что их издало человеческое существо. И главное вам понятно, что они значат, а значат они , что двое людей ищут друг друга.
А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.
А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.
- Для чего речь нужна человеку?
Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания.
Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
4. Знакомство с органами артикуляции
Речевые звуки мы издаём органами речи. Это очень важные органы. Речь необходима людям и в быту и в труде, чтобы усваивать новые знания, чтобы передавать опыт другим. Что же это за органы, которые создают речь. Оказывается у нас есть целый завод по производству звуков .
Как рождаются звуки? Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы, так, как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто: в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Вместо станков на «заводе»– органы речи. А звуки – настоящие «эксплуататоры». Только для того, чтобы звук появился на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Им всем хватает работы! А наши уши – контролёры. Они всегда на посту: чуть человек не так произнёс в слове звук – ухо сразу услышит.
Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких.
По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где живут голосовые связки. Странные существа эти связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание превращается в голос.
Видео фильм о работе голосовых связок
Странные существа на самом деле наши голосовые связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание преобразуется в голос. Голосовые связки «боятся», например, звуков [А], [О], [Р], [Д]. зато звуки [С] и [Ш] получаются легко.
Из узенькой гортани воздух, которому надоело протискиваться сквозь голосовые связки, с голосом или без голоса, вырывается на свободу и бежит в рот (учёные в таких случаях говорят: в полость рта). Так ведут себя почти все звуки.Но есть звуки, которым так и не удаётся вырваться на простор, из узенькой гортани они попадают в узкую носовую полость. Этих звуков всего два: [М] и [Н] их так и называют носовыми.
Вы все, конечно, знаете, что звуки бывают гласными и согласными. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своём пути никаких преград, то получается гласный звук. А если ему придётся прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, носовая полость, то получатся согласные звуки.
Физминутка. Артикуляционная гимнастика
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа!
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
А вокруг-то — целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.
- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.
- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете?
- Горлышко вибрирует/.
- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать?
-Нужно подумать.
-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят?
Да.
- С помощью чего мы слышим?
-С помощью слуха.
- Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить?
- Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие.
Эти знания пригодятся для того, чтобы овладеть хорошей дикцией, научиться выразительно читать, а значит, грамотно писать.
5. Как нужно беречь голос. Видео.
6. Работа с пословицей.
Всё что мы говорим контролируется главным органом нашего тела – мозгом. У русского народа есть много пословиц о значении речи в жизни человека. Сегодня мне хочется познакомить вас с такой пословицей.
Сначала подумай, потом говори.
Пословица разрезана на 2 части. Дети должны составить пословицу и объяснить, что она обозначает.
Учитель предлагает послушать рассказ и затем привести свои жизненные примеры, связанные с этой пословицей.
Один раз шел как-то мальчик по улице. Гулял, гулял, и стало ему скучно. Решил он поиграть на детской площадке. Пришел он на площадку. Увидел там красивую девочку. Мальчик подошел к ней, и сказал:
- Привет, давай поиграем.
Девочка тоже поприветствовала его, и они начали играть. Сперва, они покачались на каруселях, качелях, попрыгали через верёвку, а потом им двоим, стало грустно. Они сидели в песочнице и думали во, чтобы им ещё сыграть. Девочка решила развеселить мальчика, и набрала букет цветов. Мальчик увидел букет и подумал, что она считает его за девочку. Он разозлился, выбросил букет и сказал:
- Я больше не буду с тобой дружить, потому что ты, плохой друг. Девочка расплакалась, и побежала домой. Через два мальчик вспомнил, как они веселились вместе. Он пришел к ней в гости и попросил прощения. А девочка сказала:
- Сперва подумай, а потом скажи!
IV. Заключительная часть занятия.
Что нового узнали на занятии .
Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сюжета сказки "Золушка"
Подгрупповое логопедическое занятие проводилось в 5 классе с учащимися с легкой умственной отсталостью на этапе автоматизации звука. Разработка содержит план-конспект занятия и презентацию...
«Понятие о речевых и неречевых звуках. Знакомство с органами артикуляции».
План-конспект логопедического занятия по ознакомлению с органами артикуляции....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион» Интегрированно...
Конспект НОД с детьми старшей группы с ФФНР на тему «Музыкальные инструменты», «Речевые и неречевые звуки».
Подготовила учитель-логопед Юрченко Елена Ильинична, г. Санкт-Петербург (Колпино).Используемые современные образовательные технологии: коллективная система обучения, игровые технологии, здоровьесберег...
Конспект занятия "Речевые и неречевые звуки" (подготовка к школе)
конспект комплексного занятия "Речевые и неречевые звуки". Подготовка к школе, основы грамоты....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка...