Конспект занятия "Речевые и неречевые звуки" (подготовка к школе)
план-конспект на тему

Хумаева Нинель Ивановна

конспект комплексного занятия "Речевые и неречевые звуки". Подготовка к школе, основы грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx946.79 КБ

Предварительный просмотр:

п. Шушенское

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Дом творчества «Юность»

Хумаева Нинель Ивановна

Конспект занятия.  

Тема  «Речевые и неречевые звуки».

Занятие-путешествие (открытие нового знания)

(Программа «Школа будущего первоклассника АБВГДейка»  блок основы грамоты)

Цели:

 Обучающая:  формировать представление о понятии «звук»; научить пользоваться моделью и схемой;  уметь слышать и классифицировать звук; знать,  что такое звук.
Воспитательная:  формировать положительное отношение к учению;  освоение роли ученика; воспитание дисциплинированности, коммуникабельности, социализации.
Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, координации движения рук, мелкой моторики, памяти; развитие концентрации внимания, мыслительных операций обобщение и классификации; развитие первичных навыков самооценки и самоконтроля.

Методы,  используемые на  занятие:
постановка проблемы, звуковая демонстрация, схема, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра, самостоятельная работа, метод самооценивания и контроля, ситуация инсценирования, метод рефлексии, метод проговаривания

                 Структура занятия:

  • Приветствие, организационная игра «Собрались все дети в круг», путешествие в страну «Пиши-читай» (г. Звукоград)
  • Постановка проблемы,  что такое звук?
  • Демонстрация звуков
  • Игра «Чего не стало?»
  • Обобщение,  что такое звук? (проговаривание)
  • Подвижная игра «Летает, не летает», «Запрещенное движение»
  • Понятие речевые звуки, демонстрация схемы «слышим, произносим»
  • Пальчиковая гимнастика с карандашом, логическая задача «раскрась шляпки сыроежкам»
  • Игра «четвёртый лишний»
  • Обобщение материала, рефлексия  (Чем занимались?  В какую страну отправились в путешествие? Что нового узнали? Возникли ли трудности?  Что понравилось?)


ХОД ЗАНЯТИЯ:

       

Организационная игра                         

                                   Собрались все дети в круг.

                                   Я-твой друг и ты мой друг.

                                  Крепко за руки возьмёмся

                                  И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по волшебной стране «ПИШИ - ЧИТАЙ». Мы познакомимся с жителями этой страны. А жители этой страны раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать буквы и звуки, слова и предложения. Помогут нам стать грамотными людьми, готовыми отправиться в другое, увлекательное путешествие по стране «Знаний»

-Нам пришло письмо из страны «Пиши-Читай», от мудрейшего его жителя, самого «Пиши-Читая»

- Ребята, закройте глаза, досчитайте до 10, мы отправляемся в путь. Вот мы и попали в страну «Пиши-Читай»  (на доске карта страны)

- Послушайте, ребята как тихо, ни звука. А как вы думаете, что можно услышать на улице в обычном городе или посёлке? (ответы детей)

- Мы оказались с вами в городе волшебной страны, который называется «Звукоград». Как вы думаете, кто живёт в этом городе?   Конечно это звуки. Их очень много и все они разные.

Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья.

Есть звуки издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты.

Есть звуки музыки. Скажите, а чтобы звучала музыка, что необходимо?

- Правильно музыкальные инструменты.

Звуковая демонстрация звуков

- Давайте с вами послушаем разные записи. А вы мне скажите, звуки чего вы там слышите.

(прослушивание аудиозаписей )

 

-Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Игра «Чего не стало?»

На столе лежат музыкальные  инструменты. Дети закрывают глаза. Со стола убирается по одному инструменту. Каждый раз спрашивается: чего нет? (полный ответ – на столе нет…)

Обобщение, что такое звук?

-  Ребята, что же такое звук? Звук это то, что мы слышим вокруг.

Подвижная игра «Летает, не летает», «Запрещенное движение»

Понятие речевые звуки, демонстрация схемы

Что такое речь?

Рассказ по картинке

Посмотрите на картинку и расскажите, что на ней изображено. (Приложение 1)

-  скажите, когда вы составляли рассказ по картинке, что вы называли? Чем вы пользовались?  (слова, речью).

- ВЫ пользовались речью. В отличие от других живых существ (зверей, птиц, рыб) человек умеет говорить. Человек обладает речью.

- Скажите, а из чего состоит наша речь?  Из слов.

- Правильно, мы произносим слова, чтобы что-то назвать, спросить. Чтобы рассказать о чём- то мы используем нашу речь,  состоящую из слов.

- А вы знаете,  из чего состоит слово?   Слова тоже состоят из звуков. Только это другие звуки, это звуки нашей с вами речи.

Всё, что можно услышать, произнести, прокричать, пропеть, прошипеть…- называется ЗВУКАМИ.  Звуков вокруг очень много.  Но есть особые звуки, ЗВУКИ РЕЧИ, их произносят люди. Я говорю, а вы слышите звуки моей речи. Вы говорите, я слышу звуки вашей речи.

Демонстрация схемы «Слышим, произносим»  (Приложение 2)

Пальчиковая гимнастика, логическая задача «раскрась шляпки сыроежкам» (Приложение 3)

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Игра «Четвёртый лишний»

Определите лишний предмет в ряду и объясните свой выбор. (Приложение 4)

Обобщение материала, рефлексия

Приложение 1

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/322/100322546_1.png

 

Приложение 2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1175/00166c1c-50377e32/img2.jpg

Приложение 3

Раскрась шляпки сыроежек так, чтобы между розовой и зеленой оказался самый большой гриб, а зеленая была бы рядом с желтой.

Раскрась грибы

Приложение 4

Найди лишнее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте

Программа  «От слова к звуку» является модифицированной и  составлена на основе авторской   программы  ...

Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме: Рассказ "Медведь зимой".

Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Медведь зимой"....

Конспект урока чтения в третьем классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Шапка и шарф".

Конспект урока чтения в третьем классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Шапка и шарф"....

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект внеурочной деятельности в 1 классе адаптивной школы в разделе «Школа здоровья» Тема: "Вкусные лекарства."

Учащиеся знакомятся с продуктами, способствующими укреплению здоровья; развивают сенсорное восприятие, учатся заваривать напиток из ягод шиповника. ...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Школа будущих космонавтов"

Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы "Кругозор" с использованием игровой технологии и с применением нестандартного оборудования в выстовочном...