Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке "Наши помощники - глаза "
план-конспект на тему

Котенёва Елена Михайловна

Конспект занятия с детьми специализированной подготовительной группы на тему:  «Наши помощники - глаза». Цель занятия: способствовать осознанию детьми роли зрительного анализатора при восприятии человеком окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия с детьми специализированной подготовительной группы

на тему:

 «Наши помощники - глаза»

Автор:

Котенева Елена Михайловна –

учитель-дефектолог

г. Нерехта, 2013


Цель занятия: способствовать осознанию детьми роли зрительного анализатора при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить знания детей об органе зрения
  • Уточнить, какое значение для человека имеет орган зрения при восприятии им окружающего мира.
  • Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Коррекционно-развивающие:

  • Учить чтению иллюстраций, пониманию зашумленности изображения.
  • Развивать зрительное восприятие и ориентировку в пространстве. Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Закреплять умение находить по части целый предмет.
  • Закреплять умение анализировать основные признаки предметов (цвет, форма, величина), развивая зрительную функцию локализации.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к органу зрения, культуру охраны зрения.

Методы и приемы:

  • Наглядные – показ, демонстрация.
  • Словесные – беседа, вопрос-ответ.
  • Игровые – дидактические игры, сюрпризный момент.
  • Практические – упражнения и опыты.
  • Педагогические технологии – личносто-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологии – динамическая пауза, зрительная гимнастика.

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал: зрительный тренажер, зашумленные изображения предметов.
  • Таблицы с заданием и раздаточный материал к дидактической игре «Цвет, форма, величина».
  • Перфокарты.
  • Планшеты и фломастеры для дидактической игры «Графический диктант».
  • Задание на листах бумаги для дидактической игры «Соедини по точкам».
  • Белые халаты для педагога и детей, шапочки с изображением знака вопроса, медали «Юный ученый».
  • Подушки, медленная музыка для проведения дидактического упражнения «Пальминг».

Ход занятия:

Выходит сонный глаз, в тапочках.

Глаз: Ребята, как вас много. Я только что проснулся, а вы такие веселые, давайте поиграем.

Педагог: Подожди, глазок, ты же только что проснулся, не умылся, зарядку не сделал.

Глаз: Не хочу я умываться.

Педагог: Ребята, давайте расскажем глазу, для чего нужно по утрам умываться, может глазок все таки захочет умыться.

Ответы детей.

 Педагог: Правильно. Глазок, надо умываться, чтобы наши глазки были чистыми, хорошо видели, чтобы проснуться с утра.

                   Скажите, мы умываемся только по утрам?

Ответы детей.

Педагог: А для чего же мы умываемся еще и вечером?

Ответы детей.

Педагог: Все верно. Необходимо умываться не только утром, но и вечером. А что нужно сделать для того, чтобы набраться сил, зарядиться энергией на целый день, быть весь день бодрыми.

 Ответы детей.

Педагог: А для глаз есть специальная зарядка, которая называется зрительная гимнастика. Сейчас мы с вами покажем  как правильно ее делать.

Дети вместе с глазом выполняют зрительную гимнастику.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Педагог: Ребята, скажите мне, зачем мы должны умываться дважды в день, делать зрительную гимнастику?

Ответы детей.

Педагог: А почему так важно, чтобы наши глаза хорошо видели?

Ответы детей.

Педагог: Правильно. Глаз – орган зрения. С его помощью человек может чувствовать свет, определять цвет, форму и размер предметов, их движение. Как вы думаете, смогли бы мы с вами передвигаться без глаз. Почему?

               Как бы мы узнали, что, например, яблоко бывает желтое, красное, зеленое?

Ответы детей.

Педагог: Таким образом, глаз – орган зрения, без которого мы не сможем обойтись, и который нуждается в бережном отношении и защите. Чтобы больше узнать об органе зрения я предлагаю вам отправиться в институт здоровья.

Педагог с детьми проходят к столам.

Педагог:  Вот мы с вами и оказались в Институте здоровья. Но для того, чтобы здесь находиться, нам надо надеть специальную одежду.    

Педагог и дети надевают белые халаты. Детям надевают шапочки, на которых изображены знаки вопроса .

Педагог:  В Институте здоровья работают ученые, хотите стать помощниками ученого?

Ответы детей.

Педагог: Теперь вы стали юными учеными. Я предлагаю вам отправиться в лабораторию. А вот что изучают в этой лаборатории, вы узнаете если правильно отгадаете  загадку.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.   (Глаза)

Педагог-ученый: Правильно, в этой лаборатории изучают орган зрения человека – глаз, исследуют функции глаз. Сейчас, вы в качестве юных ученых, будете принимать участие в этих испытаниях.

  1. Первое испытание – исследование прослеживающей функции глаз: Дидактическая игра «Подвижные глаза».

Дети вместе с глазом выполняют задание на зрительном тренажере, следят глазами за лазерной указкой.

Педагог: Как хорошо, вы справились с этим заданием, ваши глазки были очень подвижные.

  1. Второе исследование – исследование зрительной функции локализации. Дидактическая игра «Внимательные глазки».

Педагог показывает зашумленные изображения, дети должны догадаться, что изображено на картинках.

  1. Третье исследование – исследование функции различения.  Дидактическая игра «Цвет, форма, величина».

Дети за столами заполняют таблицу. Подбирают изображения по цвету, форме и величине.

  1. Упражнение на расслабление мышц глаза. Дети присаживаются на подушечки, под медленную музыку выполняют упражнение «Пальминг».

Педагог-ученый: для того, чтобы наши глаза могли долгое время продуктивно работать, им необходимо отдыхать, надо, чтобы наши глазки могли расслабиться. Для этого присаживаемся на подушечки, принимаем удобную позу. Выполняем такое упражнение – снимите очки, растираем ладошки, чтобы они стали теплыми, а теперь теплые ладошки прикладываем  к глазам.

Упражнение можно повторить несколько раз.

  1. Исследование способности наших глаз узнавать предметы по части. Дети за столами выполняют задание «Перфокарты» - соединяют изображение целого предмета с его частью.
  2. Исследование ориентировки в пространстве  – дидактическая игра «Графический диктант».

Педагог-ученый: Сейчас мы  с вами попробуем изучить, как орган зрения помогает выполнять задания нашим рукам. Если вы будете выполнять мои задания, то у вас на планшетах получиться какое-то изображение.

У детей на планшетах должно получиться изображение человека.

Педагог-ученый: Скажите, какое изображение у вас получилось?

Ответы детей.

Педагог-ученый: По итогам этого испытания, я могу сделать вывод, что ваши глазки   очень точно следили за руками и помогли выполнить это задание. А теперь нарисуйте, пожалуйста, этому человечку то, что исследуют в нашей лаборатории.

Дети дорисовывают человеку глаза.

  1. Исследование зрительно-моторной координации – дидактическая игра «Соедини по точкам».

Педагог-ученый: А теперь, мои юные ученые, проведем заключительное исследование, проверим, насколько точно ваши глазки помогут вам соединить изображение по точкам.

Дети на листочках соединяют по точкам изображение глаза.

Педагог-ученый: Итак, по итогам проведенный сегодня исследований, можно сделать выводы, что ваши глазки, ребята,  были сегодня подвижные, внимательные, сумели правильно различить цвет, форму и величину предметов, с помощью глаз ваши ручки очень точно выполнили задания за столами.

Ответы детей.

Педагог: Правильно. Чтобы в следующий раз наши  глаза работали также хорошо необходимо  умываться дважды в день и выполнять зрительную гимнастику. А еще необходимо соблюдать следующие правила.

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
  • Нужно беречь глаза от разных предметах.
  • Нужно гулять на свежем воздухе.

Педагог: Я думаю, что эти простые правила вы запомнили!

За то, что вы сегодня были отличными помощниками, замечательными  юными учеными я вручаю вам медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...

Учебно-методический материал на тему: Конспект открытого занятия "Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома- интерната

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОН...

Конспекты коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке

1. Тема: "Яйцо. Блюда из яиц"2. Тема: "Молоко и молочные продукты"3. Тема: "Приготовление блюд из круп. Каши"4. Тема:"Виды питания. Режим питания"5. Тема: "Поведение пассажиров в общественном транспор...

Конспект занятия по социально – бытовому ориентированию детей с ОВЗ

Конспект занятия по социально – бытовому ориентированию детей с ОВЗ...

Методическая разработка занятия по социально-бытовой ориентации в социально-трудовом отделении по программе «Наше будущее в наших руках» Тема: «Торговля. Продовольственные магазины»

Ф.И.О. педагога: Воронович Ольга ВасильевнаРаздел программы: «Торговля»Урок 7.Тема: «Продовольственные и промтоварные магазины. Магазины самообслуживания. Поведение в магазине. Ознак...

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке детей с ОВЗ старшего школьного возраста "Приготовление блинов"

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить представления воспитанников о блинах, их видах, способах приготовления блинов и продуктах необходимых для этого; формировать навыки приготовления тес...