Проект "Развитие речи детей с ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста методом частушечного творчества".
проект на тему

Елена Николаевна Русак

Актуальность проблемы развития речи детей ОВЗ дошкольного возраста остается приоритетной в настоящее время в детском саду в целях подготовки их к школьному обучению и активной социализации в свете решений ФГОС ДО. Примерные адаптированные основные образовательные программы специалистов в области логопедии Л.В.Лопатиной и Н.В. Нищевой включают комплексные мероприятия по коррекции речи дошкольников, а именно интеграцию образовательных областей в педагогическом процессе и творчество. Организуя коррекционно-педагогическую деятельность по исправлению тяжелых нарушений речи (ОНР), мы решили обратиться к частушечному творчеству, как наиболее доступному, эффективному, позитивному средству влияния на мозг и язык ребенка.Работая по проекту частушечного творчества, мы заметили, что результативность исправления речевых нарушений значительно возросла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 90 п.Кулой»

структурное подразделение «Детский сад № 148 «Подснежник»

Проект

«Развитие речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

 методом частушечного творчества».

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

Русак Елена Николаевна

2017 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,  учитель-логопед, родители.

План:

  1. Актуальность проблемы коррекции речи у детей с ОВЗ в ДОУ.
  2. Цели и задачи работы учителя-логопеда по использованию приемов частушечного творчества у дошкольников с ОВЗ.
  3. Теоретические основы использования частушечного творчества, как инновационного подхода к логопедической работе с детьми ОВЗ.
  4. Организация частушечного творчества с детьми.
  5. Приложения.

Проблема  развития  правильной речевой  деятельности детей с ТНР (ОВЗ) остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В  Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ уделено значительное внимание детям  с ограниченными возможностями здоровья, как обучающимся, имеющим «недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Согласно ФГОС ДО,  «главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права  каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее формирование общей культуры, развитие физических интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок  учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом МИНОБРНАУКИ  РОССИИ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), указывает на использование инновационных подходов  в обеспечении позитивной социализации каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения.

Задержка  автоматизации трудных  звуков, робость, нерешительность, замкнутость характера, некоммуникабельность наблюдаются специалистами у всех детей с ОНР (ОВЗ).  Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что дети с ТНР, выступающие на утренниках и праздниках в детском саду, читают стихи смазано, неразборчиво, монотонно, застенчиво, пропуская или искажая по привычке трудные звуки, которые научились правильно произносить на логопедических занятиях.

Цель:

  1. Активизация правильной речевой деятельности детей с ОНР (ОВЗ).

Направления  проекта:

- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

- поддержка индивидуальности, инициативы и самостоятельности  в совместной художественной деятельности.

Задачи проекта.

Для учителя-логопеда:

  1. Приобщать  детей к русскому словесно-музыкальному творчеству через знакомство с частушкой и русским народным инструментом – балалайкой.
  2. Развивать голосовые модуляции, речевое дыхание.
  3. Формировать просодические компоненты речи (познакомить  детей с частушечными  ритмом, тембром, темпом, рифмой, мелодикой, логическим ударением).
  4. Закреплять у детей трудные звуки речи на разных стадиях их автоматизации (изолированно, в слогах, словах, чистоговорках-частушках, тематических частушках).
  5. Расширять словарный запас и развивать связную речь при заучивании частушек по разным лексическим темам.
  6. Учить детей сочинять частушки, исполнять их под балалайку.
  7. Воспитывать смелость, активность, коллективизм и творческое сотрудничество.

Для детей: 

  • Тренировать длительное речевое дыхание, умение повышать и понижать голос при исполнении частушки, осваивать мелодику, темп, ритмику, эмоциональность и выразительность  речи (совершенствовать просодику речи).
  • Тренировать речевой аппарат  и правильное звукопроизношение при заучивании русских частушек.
  • Закреплять и автоматизировать трудные звуки речи в частушечных четверостишиях.
  • Осваивать  ритмичные движения (притопы и полуприседания под частушечный ритм игры на  балалайке).
  • Воспитывать   уверенность в себе, самоконтроль и саморегуляцию.

Для родителей:

  1. Научиться  помогать детям заучивать частушки по различной тематике, контролировать правильное звукопроизношение  в четверостишиях, придумывать совместно с детьми частушки.

«Частушка — самая устойчивая и вместе с тем подвижная форма русской народной поэзии» - писал М. Горький. Текст частушки — обычно четверостишие, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой частушки является ее выразительность и богатство языковых средств.  Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Тематическое разнообразие частушек, их предельная сжатость, фрагментарность определяют  силу влияния на детские речевые способности. «В лучших русских частушках, как ни в какой другой форме народной поэзии, проявилось поразительное ритмическое чувство народа, его жизнерадостность, языковая артистичность и фонетическая прозрачность речи», - писал известный литературовед советской эпохи А. П. Квятковский.  Он указывал на тематическое разнообразие частушки и необыкновенно емкую ее метрическую форму, выработанную на протяжении многих десятилетий.  Частушки  позволяют сочинителю экспромтом, на лету схватить любую мысль, характерную деталь, острый штрих.  «Монострофичность частушки придает ей предельную сжатость, ее фрагментарность не требует продолжения. В этом — сила частушек.  «Частушки не обязательно распевать. Они великолепно читаются, как стихи,  с соблюдением того точного ритмического рисунка, который присутствует в структуре каждой народной частушки» (А. П. Квятковский). Частушка — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе.  По предположению

А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют». Частушка — народная поэтическая  миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, русский пейзаж и пр.,

Современные научные разработки таких специалистов в области логопедии, как Т.С. Овчинникова, О.И. Крупенчук, М.Ю. Картушина, О.А. Новиковская, Н.В. Нищева и др., привели нас к мысли о применении в логопедической работе наиболее эффективных методов развития речевой моторики и автоматизации трудных звуков у дошкольников. Одним из таких методов считаем «пропевание текстов», частушек, использование музыки, как сейчас принято говорить, интеграцию образовательных областей художественно-эстетического развития и речевого развития, а именно частушечное творчество. Следуя рекомендациям Т.С. Овчинниковой по автоматизации звуков в чистоговорках, положенных на музыку, мы пришли к выводу о том, насколько интересны детям живые музыкальные приемы освоения трудных звуков, тренировки их произношения в коротких текстах стихов и песенок.  Практика показала, что у детей с тяжелыми нарушениями речи страдает не только звукопроизношение, но и дыхание, и голосовые модуляции (просодические компоненты: темп, ритм, тембр, логическое ударение, интонационная выразительность речи в целом).  Таким ребятам сложно воспроизводить трудные  звуки в потоке стихов, песен, поэтому в своем большинстве они стараются отмалчиваться или нехотя перебирать своими губами обрывки слов и песенных фраз, теряясь в коллективе своих сверстников. Чтобы оптимизировать процесс закрепления корригированных звуков и автоматизации их в стихах, песнях, в свободной речи, мы решили применить метод частушечного творчества. По словам Т.С. Овчинниковой, «мы живем в такое удивительное время, когда образование «накрывает» то одной, то другой «модной» волной». В детских садах все чаще можно услышать о работе различных кружков по развитию танцевальных и певческих способностей. Однако не все дети могут заниматься в этих кружках, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Замечательный Санкт-Петербургский педагог Анна Александровна Симкина многие годы занималась музыкальным воспитанием детей в логопедическом детском саду. Для них она написала такие мелодии песенок, которые мог бы спеть каждый ребенок, не задумываясь о своих вокальных возможностях.

Опираясь на научные исследования и свой опыт, мы тоже решили использовать музыку в логопедической работе, как один из самых влиятельных факторов на мозг и слух ребенка. Мы обратились за помощью к русскому народному фольклору, а именно, к задорной русской частушке и музыкальному инструменту – балалайке.  Частушка имеет наиболее простую ритмико-мелодичную структуру и отражает самые различные  направления в политической и социальной жизни. Этим она и привлекательна для детей дошкольного возраста. Частушки – это короткие рифмованные песенки, в  большинстве своем состоящие из четырех строк, исполняющиеся «полуговорком» в характерной звонкой манере, поэтому  они доступны и интересны для детей с нарушениями речи.

Конечно же, расширяя словарный запас, мы, как правило, в первую очередь даем понятие, раскрываем лексическое значение слова «частушка», знакомим детей с частушечным творчеством их сверстников, объединяем интересы родителей и детей в работе по внедрению частушечного творчества в коррекционно-педагогический процесс. Этому способствует ФГОС ДО. Решая задачи речевого развития, утвержденные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, мы взяли за основу развитие у детей  речевого творчества звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. В основу частушечного творчества положили принцип развития языкового чутья, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики. Одним из основных направлений работы по развитию речи детей взяли  направление  по воспитанию любви и интереса к художественному слову.

Проект долгосрочный – 9 мес.

Предполагаемый результат:

Дети:

  1. Овладение навыками длительного речевого выдоха, ритмикой, тембром, мелодикой, эмоциональностью  и выразительностью речи.
  2. Проявление  интереса и любви к русскому частушечному творчеству, исполнению частушек под балалайку.
  3. Увеличение словарного запаса,  речь  более эмоциональная и выразительная.
  4. Повышение речевой активности и коммуникативности посредством  заучивания стихотворных четверостиший  и частушек, преодоление застенчивости, нерешительности, робости.
  5. Улучшение психических функций: речевой памяти, слухового внимания и восприятия, воображения и мышления.
  6. Пение частушек в ансамбле под балалайку.

1 этап – подготовительный

- познакомить родителей с темой проекта (анкетирование);

- организовать Гостиную для родителей «В гостях у «Частушечки»;

- поисковая работа по подбору художественной литературы,  иллюстрационного материала, интернет ресурсов, видеозаписей, мультфильмов по теме;

- организация кружка и детского ансамбля «Частушечка-говорушечка» для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- разработка цикла бесед с детьми по теме «Частушечное творчество».

- изучение  познавательной литературы: 

1.М.Горький  Собрание сочинений в 30-ти т. 1953. т.29., с.499.

2. Виктор Боков. Раздумья о частушке. – В кн.: Частушка. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. М.; Л., Сов. Писатель, 1966, с.5

3.«Заря – заряница»:  песни, частушки, народные драмы, сказки, предания, сказы, и устные рассказы Горьковской области./ (Составитель и автор вступительной статьи В.Н. Морохин ) - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. – 238с..

4.«Энциклопедия земли Вятской». Том 8. Этнография, фольклор.1998г.

В.А.Поздеев  «Эх, частушечка-говорушечка!», с.535-543.

- русский народный музыкальный инструмент –  балалайка;

- художественная литература (пословицы, стихи, сказки,  «Сказка о глупом мышонке»);

- видеоролики выступлений детей в ансамбле «Частушечка-говорушечка». (Приложение №1)

- разрезные картинки по теме («Балалайки», сюжетные разрезные картинки и т.п.);

- дидактические игры «Подбери балалайку по цвету», «Кто на чем играет? », «Узнай по силуэту», «Сосчитай», «Кого не стало? » и другие;

- трафареты балалаек

- картотека частушек на лексические темы,

- картотека частушек на звуки речи  (С-Сь, З-Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л-Ль, Р-Рь, К, Х, Г, Д, Т)

2 этап –  основные направления реализации проекта.

- Коммуникативные игры с включением артикуляционной гимнастики под музыку, частушек-попевок  (пропевы гласных, слогов), подбора рифм, пения чистоговорок.

- Мелкая моторика «Наши руки – музыканты» на логопедических занятиях: обводки, раскраски  балалаек, аппликация «музыканты-балалаечники».

- Ручной труд: изготовление атрибутов к русскому народному костюму (веночек, браслет, подвеска), венков на голову из бросового материала, как дополнительное украшение к русскому народному костюму. (Приложение № 2)

- Беседы с детьми «Что такое частушка?», «Роль частушек в жизни людей»,  «Как  выучить частушку».

- Чтение художественной литературы, стихов и песен, которые можно положить на частушечный лад  (С. Маршак, А. Барто и др.).

- Заучивание стихотворений по темам, обсуждение пословиц и поговорок, театрализованная деятельность «В гостях у тетушки Варвары».

- Соблюдение двигательной активности с  проведением динамических пауз по темам и пальчиковых гимнастик под частушечные ритмы «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик в лес пошел…» и др.

- Придумывание тематических «Частушек-говорушек» детьми и родителями. Конкурсы для родителей на лучшую частушку по темам.

- Презентация для родителей «Использование частушек для закрепления и автоматизации трудных звуков дома»;

- Консультация для родителей «Роль частушки в развитии речи и творчества детей».

- Участие детей с нарушениями речи в праздниках и фестивалях под названием ансамбля «Частушечка-говорушечка».

- Организация фотовыставки  в детском саду «Наш ансамбль «Частушечка-говорушечка».

3 этап, итоговый

Продукт проектной деятельности:

- приобретенные знания детей о частушках, как произведениях устного народного творчества и фольклорного жанра, и  умения их исполнять под балалайку;

- правильное произношение трудных звуков в частушках на изучаемые темы;

- проявление индивидуальности и творческого потенциала  детей с нарушениями речи.

- организация детского ансамбля «Частушечка-говорушечка»; выступления и участие детей в ансамбле на различных уровнях. (Приложение № 3)

Литература:

  1. Квятковский А. П. Частушка // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 333—338.
  2. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду, СПб, КАРО, 2008 г.
  3. Крупенчук О.И. Лого-рифмы. СПб, СпецЛит, 2000 г.
  4. Картушина М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие.     М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  5. Новиковская О.А.  Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях.  СПб, КОРОНА принт, 2005 г.
  6. Игровое пособие по обучению чтению «Складушки», картинки, стихи, песенки  из серии «Развивающие игры Воскобовича», СПб, 2009 г.
  7. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, стр. 267,  2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.

Цель:  -  Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии"

Представленная разработка семинара-практикума содержит полную информацию о проблеме психологического здоровья детей, представленную в когнитивном блоке, а также обобщенную модель его формирования чере...

Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...

Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»

Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...

РМО "«Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в изобразительном творчестве в условиях дополнительного образования»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДООТема заседания:«Дополнительноеобразование детей - навигатор успеха каждого ребенка»Представлениеопыта работы по теме:«Исследовательская ...