Развитие разговорной речи дошкольников. Беседа как метод обучения разговорной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста
материал

Клочкова Елена Сергеевна

контрольная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по курсу

«Теория и методика развития речи ребёнка»

На тему: Развитие разговорной речи дошкольников. Беседа как метод обучения разговорной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание:

Введение…..…………………………………………………………………..3

1. Беседа как метод обучения разговорной речи дошкольников………….5

2. Подготовка к проведению беседы………………………………………..8

3. Выбор темы беседы……………………………………………………….10

4. Методические приёмы проведения беседы……………………………...18

5. Правила проведения беседы………………………………………………24

Практическая часть…………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………29

Список используемой литературы…………………………………………...30

Введение

«Беседа выявляет,

как велика у детей потребность,

выражать свои мысли,

как развивается язык,

если тема беседы соответствует

их интересам и психике»

Е.И.Тихеева

«Развитие речи детей»

Разговорная речь - наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа - своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы - обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание развитию разговорной речи дошкольников. Можно выделить следующих отечественных и зарубежных исследователей это: А.Н. Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский , А.Р.Лурия, В.С.Мухина, Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Р.Филичева, Г. Л. Розенгард-Пупко, М.Ф. Фомичева, К.И. Чуковский, Бейтс, Штерн, К. Бюлер, А. Н. Гвоздев, Дж.Брунер, Д.Фельдман, Д.Слобин, Ф.Шахтер, Е.И. Тихеева.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

Одним из основных способов развития разговорной речи дошкольников является беседа.

1. Беседа как метод обучения разговорной речи дошкольников

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи [4; с. 305].

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике.

В детском саду используются беседы воспроизводящие, этические и обобщающие. Воспроизводящая беседа восстанавливает полученные ранее знания после экскурсий, наблюдений. Этическая беседа воспитывает такие качества как дружба, вежливость, уважение и т.д. Обобщающая беседа систематизирует знания на определенную тему (например, «Кем быть?»).

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.

В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.

Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними [4; с. 399].

С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. Без развития мышления ребёнка не возможно полноценное речевое развитие дошкольников. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

Беседа используется воспитателем как одно из основных средств развития разговорной речи дошкольника. Особенно важным этот метод является для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В беседе у ребёнка формируются навыки связной речи, происходит овладение монологической речью, формируется способность вести диалог, обогащается, закрепляется и активизируется словарь детей, формируется умение излагать свои мысли. Речь начинает выступать не только как средство достижения конкретной цели, но и как средство общения. Нельзя недооценивать роль взрослого в становлении и развитии речи у дошкольников. Воспитатели и родители выступают как образец, как эталон грамотной, правильной речи. Взрослые должны постоянно следить за правильностью своей речи, избегать слов-паразитов, неправильного произношения и склонения слов. Если рядом с ребёнком находится человек постоянно «коверкающий» слова, то и у дошкольника формируется ошибочное речепроизношение. Недаром говорят, что ребёнок впитывает всё как губка, и хорошее и плохое [1; с. 201].

В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка) и развития разговорной речи дошкольников, но и средством социально­нравственного воспитания. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе, трамвае нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать наших малышей?).

Воспитывает и организационная форма беседы - повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а также такие качества, как выдержка, тактичность и др. Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения [2; с. 78].

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Известно, что беседа - активный метод умственного воспитания. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.

Беседа - эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Однако необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4 - 1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей [1; с. 202].

Беседа как метод обучения практикуется в основном в средней, старшей и подготовительной группах.

2. Подготовка к проведению беседы

Готовясь к проведению беседы воспитатель должен выбрать тему, продумать структуры предстоящей беседы, приготовить при необходимости вспомогательный материал. Необходимо хорошо знать и ориентироваться в материале, уметь импровизировать, поддерживать у детей интерес к разговору.

Рассмотрим структуру беседы. В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание [3; с. 54].

Начало беседы. Цель его — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Это может быть осуществлено различным образом: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.

Например, беседу «О своей группе» можно начать так: «У нас есть дети, которые уже давно ходят в детский сад, вот Сережа, Наташа уже три года в детском саду. А некоторые дети недавно пришли к нам, они еще не знают наших порядков. Сейчас мы поговорим, какой у нас порядок в групповой комнате, чтобы и эти дети знали». Задача воспитателя — вызвать у детей интерес и предстоящей беседе, желание принять в ней участие.

Основная часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы, т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми [5; с. 149].

Приведем пример структуры основной части беседы «О здоровье» в старшей группе:

 1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

 2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.

 3. Чистота рук, осмысление навыка мытья рук.

 4. Закаливание (в детском саду, дома).

 В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме. Названия частей беседы детям не сообщаются [5; с. 155].

Желательно предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем ее протяжении, но и нарастал к концу. Это помогает детям сосредоточивать внимание на теме беседы, не отвлекаться от нее.

Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.

Хороший вариант окончания - пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

В соответствии с программой и методическим планом беседа проводится 2 – 3 раза в месяц, по заранее выбранной теме, однако беседы можно и необходимо проводить чаще, не отрывая их от повседневной жизни дошкольников. На прогулке, во время игр, во время совместной деятельности воспитателя и детей и т.д. [5; с. 160].

3. Выбор темы беседы

Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим.

В методической литературе широко освещены беседы бытового или общественного характера, а также природоведческие. Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. Естественно, в первые месяцы учебного года планируются темы, требующие меньшей специальной предварительной подготовки детей («О семье», «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми», «Наши дежурства»).

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т.п.).

Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду [1; с. 221].

Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.

Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.

В беседах о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых орудиях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться [1; с. 223].

Средний дошкольный возраст.

Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения [1; с. 235].

Ребенок 4–5 лет уже готов к общению с собеседником, его вопросы осмыслены и предполагают ответы собеседника. Роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать познавательную речевую активность детей. Отсюда вытекают задачи работы по развитию речи с детьми четырёх пяти  лет:

- обогащение активного и пассивного словаря;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

- развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.

Предметное содержание тем для среднего дошкольного возраста:

1. Мы живем в городе. Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные здания, широкие асфальтированные улицы и дворы, мало растительности; село: низкие одноэтажные деревянные дома, узкие грунтовые дороги, трава и деревья. Зачем нужны растения в городе.

2. Улица: тротуары и мостовая. Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра», подземный переход.

3. Легковые и грузовые машины. Автобус, троллейбус, трамвай. Водитель. Пешеход. Пассажир. Остановка. Правила поведения в транспорте.

4. Какие мы? Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.

5. Все мы – люди. Женщины и мужчины, девочки и мальчики. Голова, туловище, руки, ноги. Лицо, части лица. Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Узнай друга.

6. Символы. Герб, флаг.

7. Кошки и собаки – члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Мое любимое животное (проект). Кошки и собаки – помощники.

8. Осень – время года. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке (желтые и красные листья деревьев; листья на земле; демисезонная одежда). Осенние листья. Парк: деревья, кустарники, травы. Дуб, береза, липа, тополь.

9. Собираемся в лес. Одежда для похода. Едем на поезде. Лес. Осень в лесу. Главное правило грибника: собирай только известные тебе грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лесные ягоды. Как вести себя в лесу.

10. Осень – подготовка к зиме. Запасают пищу: белка запасает орехи и грибы, кабан нагуливает жир. Прячутся в убежище: медведь ложится в берлогу, лягушки скрываются на дне водоемов. Меняют «шубу»: заяц и белка. Отлет птиц на юг.

11. Как в магазин пришли товары. Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обувной, спортивный, книжный, гастроном, булочная.

12. Фрукты и овощи. Поле и огород. Что нужно для урожая? Крестьяне (жители села) выращивают овощи. Машины помогают выращивать и собирать урожай. Разнообразие овощей. Съедобные и несъедобные части.

13. Плоды: фрукты, ягоды, орехи. Сад и уход за ним. Лесные и садовые ягоды и орехи. Разнообразие фруктов, ягод и орехов.

14. Что можно приготовить из овощей? Обед: салат, суп, второе блюдо. Что можно приготовить из фруктов? Компот, варенье, сок. Профессия повара.

15. Путешествие хлеба. Жизнь хлебного колоска. Солнце и вода – друзья хлебного колоска. Весенняя вспашка и посев семян. Как крестьяне помогали хлебному колоску вырасти. Сбор урожая. Зерна превращаются в муку. Пекарь печет хлеб. Профессии людей, помогающие путешествию хлеба. Изготовление хлеба (проект).

16. Профессии людей. Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий. Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба, детской одежды и игрушек.

17. Зима – время года. Признаки зимы. Приметы зимы во дворе. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Гололед. Холодная погода и зимняя одежда людей. Зимние игры. Новогодняя елка.

18. Зима – время года. Месяцы зимы. Приметы зимы в парке. Животные и растения зимой. Помощь животным.

19. Наши друзья – животные. Обитатели леса – звери. Звери зимой и летом. Герои сказок (волк, лиса, заяц, еж, медведь, мышь). Помощь людей зверям.

20. Домашние животные – наши помощники («профессии» домашних животных). Разнообразие домашних животных. Забота человека о домашних животных.

21. Птицы – обитатели воздуха. Полет птиц. Птицы в городе и в лесу. Помощь людей птицам. Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка, гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах.

22. Рыбы – обитатели водоемов. Аквариум – искусственный водоем.

23. Зоопарк. Многообразие животных. Животные наших лесов и животные других стран в зоопарке. Звери, птицы и рыбы. Обитатели зоопарка. Водные и сухопутные животные. Наземные и воздушные животные. Отличия животных.

24. Весна – время года. Весеннее пробуждение природы. Месяцы весны. Приметы весны во дворе (таяние снега, распускание листьев). Приметы весны в парке (таяние снега, распускание листьев, прилет птиц, начало цветения растений, гнездование птиц). Признаки весны (ледоход, цветы-первоцветы).

25. Птицы и их гнезда. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц).

26. Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры. Наши друзья – насекомые. Летающие цветы – бабочки.

27. Времена года. Характерные признаки осени, зимы, весны и лета. Месяцы года.

В результате проведённых бесед  дети должны знать:

- название родного города, села;

- основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.

А также дети должны иметь представление:

- о характерных признаках города и села;

- об элементарных правилах поведения в городе и природе;

- о разных видах общественного транспорта;

- о семье и взаимопомощи членов семьи;

- об основных частях тела человека и их назначении;

- об элементарных правилах поведения и личной гигиены;

- об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;

- о профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;

- об основных особенностях сезонной жизни природы;

- об основных особенностях сезонной жизни людей;

- о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными) и о жизни диких животных в природе.

Дети могут:

- отличать времена года и их признаки;

- отличать город от села;

- отличать и называть деревья (3–4 вида) и кустарники (1 вид);

- называть грибы и ягоды;

- отличать съедобные части растений от несъедобных;

- узнавать мухомор как несъедобный гриб;

- решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);

- правильно себя вести на занятии (давать полный ответ, задавать вопрос воспитателю и ребятам и т.п).

Старший дошкольный возраст.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением) [6; с. 251].

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Предметное содержание тем для детей старшего дошкольного возраста:

1. Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье.

2. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение.

3. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме.

4. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.

5. Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.

6. Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.

7. Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.

8. Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы, их доставка.

9. Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.

10. Осень – время года. Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.

11. Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.

12. Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.

13. Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.

14. Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.

15. Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.

16. Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.

17. Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.

18. Золотая Хохлома.

19. В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.

20. История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.

21. Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки.

22. Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.

23. Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт.

24. Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.

25. Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).

26. Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).

27. Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

В результате проведённых бесед дети знают:

- элементарные правила поведения в городе и природе;

- о правилах личной безопасности;

- о службах помощи;

- свой адрес, название страны, города;

- родственные отношения;

- о сезонных изменениях в природе;

- об условиях, необходимых для роста растений;

- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;

- зимующих птиц.

Дети имеют представление:

- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);

- о строении своего тела;

- о погоде в разных частях света в разное время года;

- о растительном и животном мире разных частей света;

- об образе жизни людей в других странах;

- о народных промыслах;

- о трех состояниях вещества на примере воды;

- о животных, растениях (обобщенное представление);

- о сезонных явлениях (обобщенное представление).

Дети могут:

- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;

- пользоваться календарем погоды;

- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;

- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Рассмотрев содержание бесед в разных возрастных группах, можно отметить, что часть тем для старшего возраста дополняет и пересекается с темами для среднего дошкольного возраста. Это способствует закреплению слов в словаре ребёнка, активизирует их применение в разговорной речи. Другая часть тем несёт в себе новую информацию, что в свою очередь не только развивает кругозор дошкольника, но и обогащает его словарный запас.

4. Методические приёмы проведения беседы

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы:

1. Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально [7; с. 284].

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы.

Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.

При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует следующее:

– с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;

– начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен;

– разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;

– внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;

– говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;

– необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье [8; с. 184].

Содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

2. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора [6; с. 345].

3. Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Педагог просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.

4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации [7; с. 295].

Например, воспитатель предлагает такую ситуацию:

Щенок спешил на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.

В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: «Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и котенок?» Во втором случае педагог предлагает содержание диалога: «Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился». Дети должны придумать реплики.

5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей

Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач, решаемых с помощью данного метода. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. д. Но, поскольку беседа - это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом по праву считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям [1; с. 205].

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Важны также вопросы, стимулирующие обобщение: какие же удобства созданы для жителей города на нашей улице? Про каких ребят можно сказать - это друзья? Как вы теперь сможете объяснить, что в детском саду работает целый коллектив взрослых, сотрудников? Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие) вопросы: Что? Где? Сколько? Как называется? Какой? И т. п. Как правило, в каждой законченной части (микротеме) беседы вопросы располагаются в такой примерной последовательности: сначала репродуктивные, для того чтобы оживить опыт детей, затем немногочисленные, но достаточно сложные поисковые вопросы для осмысления нового материала и в заключение 1-2 обобщающих [2; с. 79].

Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо; с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты: Как узнают люди, где останавливается трамвай? Почему поезд метро может ехать очень быстро? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу. Иногда он предлагает кому-либо из детей воспроизвести вопрос («Повторите, на какой вопрос вы сейчас будете отвечать»). Возможны указания: «Ответьте кратко; ответьте подробно (но не полным ответом)» или дополнения: «Кто может ответить короче (точнее, красивее), чем ваш товарищ?»

Чтобы вызвать развернутый ответ, педагог предлагает детям задание, состоящее из двух-трех вопросов, или план ответа. Например, по ходу беседы о здоровье воспитатель говорит ребенку: «Объясни Алеше (кукле), как надо правильно мыть руки. Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?»

Для решения других задач - расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций - используются следующие приемы: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений (или отрывков), в том числе пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации, например получение «письма» или «бандероли» из другого детского сада и т. п.).

Следует напомнить о правильном использовании наглядного материала. Как уже говорилось, его можно демонстрировать в любой структурной части беседы и с разными целями: для лучшего усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживления внимания и т. д. Но демонстрация объекта по ходу беседы относительно кратковременна, поэтому еще до занятия воспитатель должен продумывать, где хранить этот наглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрировать и снова убрать.

Трудный методический вопрос - активизация каждого ребенка в процессе беседы. Возможны различные варианты: предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями, задание что-то понаблюдать, проверить, сделать), дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором не только допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех, но и должны быть видны серьезные усилия их мысли [3; с. 55].

Воспитатель должен осознавать всю сложность метода беседы, необходимость глубокой предварительной подготовки к этим занятиям. Воспитателю помогут составленные им самим подробные конспекты бесед, где будут сформулированы все основные приемы обучения: вопросы, объяснения, выводы. Умелое использование на занятиях конспекта поможет вести беседу уверенно, логично [3; с. 56].

В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы - обучения детей вопросным формам речи. Вопросы - показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог - это умение вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении. Для активного обучения такому умению проводятся специальные занятия нового типа - игры или «учебные ситуации». Проблемно-поисковый характер этих занятий ставит ребенка перед необходимостью задавать вопросы педагогу и товарищам. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.

В исследованиях Э. П. Коротковой, Н. И. Капустиной дошкольникам предлагалось строить вопросы, опираясь на сравнение картин. Например, нужно было рассмотреть две картины - про белую медведицу и про бурую, рассказать про бурую медведицу и закончить вопросом о белой [1; с. 207].

 «Послушайте, о чем мне хочется спросить,- говорит педагог.- Бурая медведица привела медвежат к реке для того, чтобы их искупать, а для чего белая медведица привела своих медвежат к полынье?» Дети строили аналогичные сложные высказывания. Воспитатель давал задание спросить и о том, что не изображено (Как заботится медведица о медвежатах? Почему белым медведям не холодно во льдах?) [1; с. 208].

На трудные вопросы педагог отвечает сам, помогает найти ответ, зачитывая отрывок из рассказа, поощряет как обстоятельные ответы, так и удачные вопросы. Обучение вопросно-ответным формам речи следует организовывать и на других занятиях, а также в беседах, побуждая детей обращаться с вопросами к товарищам и воспитателю.

Овладение детьми вопросной формой речи (умение найти содержание для вопроса и сформулировать его, стремление и умение выступать с вопросами) может осуществляться и в дидактических играх.

Итак, методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

1. Не давать детям удаляться от главной темы.

2. Неуклонно вести к конечным выводам.

3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определенном возрасте дети засыпают вопросами: что это? Почему? Для чего? Когда? и т.д. Это своеобразное проявление детского развития, требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.

7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

8. Вызывать соревнование высказаться ясно и изысканно.

9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста коллективные беседы в детском саду преобладают; место, им отводимое, последовательно расширяется, осложняется их содержание.

10. Беседа, обусловленная содержанием педагогической работы, заносится в план работы.

5. Правила проведения беседы

При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого, по мнению Е.И. Радиной и О.И. Соловьевой, необходимо соблюдать следующие правила:

- беседа не должна длиться долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устают, они перестают участвовать в ней, т.е. перестают активно мыслить;

- во время беседы педагог должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать (неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко);

- нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если педагог долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно;

- дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ, то можно позволить ответить хором;

- не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний. В таких случаях можно удовлетвориться кратким ответом, даже односложным ответом;

- нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»;

- часто вопрос, задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог должен быть к этому и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы, или прервать ребенка заявив: «Об этом поговорим в другой раз» [1; с. 228].

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию – вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением [6; с. 259].

Практическая часть

Мной были разработаны планы обобщающих бесед на тему о труде взрослых для средней и старшей группы детского сада: «Кто построил новый дом?» (средняя группа) и «Кто нас воспитывает?» (старшая группа). Конспекты бесед с дословной речью воспитателя и ответами детей вынесены в приложение 1 и приложение 2. Ниже мной приводится анализ результатов проведённых бесед.

В средней группе детского сада было проведено занятие на тему «Кто построил новый дом?» (см. приложение 1), посвящённую трудовой деятельности строителей. В ходе проведённого занятия дети узнали о профессии строителя.

Во время беседы большая часть детей активно участвовала в обсуждении данной темы, охотно отвечали на вопросы и выполняли просьбы и поручения. Из ответов этих детей отчётливо видно, что они имеют представление о профессии строителя, умеют давать развёрнутые или краткие ответы на поставленный вопрос, умеют поддерживать беседу. Также дети не только отвечают, но и задают интересующий их вопрос. Однако, можно заметить, что постановка вопроса не всегда бывает чёткой и правильной. В связи с этим можно рекомендовать дополнительные занятия и проработку правильности постановки вопросов, что необходимо для развития разговорной речи дошкольников.

Также необходимо отметить нескольких детей, которые терялись в ответах на вопрос, вели себя пассивно, с нежеланием участвовали в выполнении заданий, отвлекались во время беседы. С этими детьми необходимо проводить дополнительную, индивидуальную работу, т.к. у них возникают трудности в умении поддерживать разговор, что приводит к нежеланию дошкольников участвовать в совместном обсуждении. Также можно заранее подготовить таких детей к предстоящей беседе, поручив родителям дома сообщить ребёнку информацию по данной теме.

После беседы с воспитателем данной группы выяснилось, что эти дети редко посещают детский сад, по причине частых простудных заболеваний. В данном случае необходимо провести беседу с родителями о необходимости проводить занятия по развитию речи в домашних условиях, при необходимости подобрать для них соответствующую литературу.

В старшей группе детского сада была проведена беседа на тему «Кто нас воспитывает?» (см. приложение 2). Дети с интересом отнеслись к данной теме, активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы кратко и развёрнуто, задавали вопросы сами. Но в отличии от ребят средней группы, старшие дошкольники в большей своей части умеют правильно построить свой вопрос, не допускают ошибок. Также анализируя результаты, можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста используют в своих ответах более сложные и распространённые предложения, лучше выражают свою мысль, умеют выслушивать собеседника, не перебивая его, а также могут дополнять и обобщать ответы друг друга.

Вследствие проведённой работы можно сделать следующие выводы:

1 – беседа как метод обучения разговорной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста является одним из ведущих методов;

2 – в беседе ребёнок учиться не только отвечать на поставленный вопрос кратко или развёрнуто, но и формировать свой вопрос;

3 – беседа несёт в себе новую информацию или закрепляет и обобщает полученную ранее, что способствует обогащению, закреплению и активизации словаря ребёнка;

4 -  беседа способствует развитию мышления, а без развития мышления ребёнка не возможно полноценное речевое развитие дошкольников;

5 -  в беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника;

6 - беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе;

7- в беседе у ребёнка формируются навыки связной речи, происходит овладение монологической речью, формируется способность вести диалог, формируется умение излагать свои мысли.

В следствии речь начинает выступать не только как средство достижения конкретной цели, но и как средство общения.

Заключение

Целью данной контрольной работы являлось изучение беседы как средства развития разговорной речи у детей дошкольного возраста. Наиболее эффективна в этом качестве беседа с детьми средней, старшей и подготовительной групп.

Беседа является одним из основных методов развития разговорной речи дошкольников. Именно в беседе формируется способность ребёнка вести диалог (т.к. беседа подразумевает под собой обсуждение двумя и более лицами определенной темы), способность выслушивать собеседника, правильно строить ответ на поставленный вопрос и т.д.

Также беседа способствует развитию мышления детей, обогащению, систематизации и обобщению кругозора дошкольников. Это в свою очередь также способствует развитию разговорной речи детей, обогащению, закреплению и активизации их словарного запаса.

Эталоном «правильности» построения речи для дошкольников является взрослый. Воспитатели и родители являются для ребёнка образцом, ориентируясь на который он строит свою речь, излагает свои мысли. Следовательно, именно под влиянием взрослого дошкольник овладевает разговорной речью, способностью вести диалог, строить монологическую речь.

В беседе ребёнок учиться не только отвечать на поставленный вопрос кратко или развёрнуто, но и формировать свой вопрос.

В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника.

Беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе у ребёнка формируются навыки связной речи, происходит овладение монологической речью, формируется способность вести диалог, формируется умение излагать свои мысли.

В следствии речь начинает выступать не только как средство достижения конкретной цели, но и как средство общения.

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [текст] / М.М. Алексеева. М.: Академия, 1999. – 746 с.
  2. Гербова В., Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – с. 78–80.
  3. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. – №6. – с. 54–56.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика [текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Академия, 2000. – 416 с.
  5. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [текст] / Н.В. Новотворцева.  Ярославль: Гринго, 1995. – 236 с.
  6. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [текст] / Л.Ф. Обухова. М.: Просвещение, 1993. 415 с.
  7. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [текст] /  Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 1981. - 378с.
  8. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду [текст] / О.С. Ушакова. М.: Современность, 1999. – 363 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование по Образовательной Области "Художественное творчество. Рисование" для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование по Образовательной Области "Художественное творчество.Рисование" для детей среднего и старшего дошкольного возраста. разработанное в соответствии с  ФГТ. План...

«КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» сценарий вечера развлечений для детей среднего и старшего дошкольного возраста

"КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК"- сценарий вечера развлечений для детей среднего и старшего дошкольного возраста.(Из практического материала к разделу 3, методического пособия по реализации региональной программы п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучения, воспитания, развития и оздоровления в процессе занятий волейболом детей среднего и старшего школьного возраста.

Рабочая программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной форм...

Рабочая программа для обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушение зрения.

Программа направлена на работу с детьми с различными зрительными нарушениями....

Логопедические игры с массажными мячиками для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, сни...

Логопедические игры с резиночками для волос для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ознакомление с планетами Солнечной системы в «Школе будущих космонавтов» Лексическая тема: "Космос"

Игры с резиночками для волос. Ознакомление с планетами Солнечной системы в «Школе будущих космонавтов». Лексическая тема: "Космос"...

Мастер-класс для педагогов «Подготовка детей с ОНР старшего дошкольного возраста к обучению чтению с использованием многофункциональных пособий»

Тема мастер-класса    звучит  так: «Подготовка детей с ОНР старшего дошкольного возраста к обучению чтению с использованием многофункциональных  пособий».  Чт...