Коррекционное значение изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения
статья на тему

Комиссаренко Анастасия Александровна

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств коррекции и компенсации зрительной недостаточности, всестороннего развития детей с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное значение изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств коррекции и компенсации зрительной недостаточности, всестороннего развития детей с нарушением зрения, т.к. в её процессе осуществляется работа по формированию реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др). Изобразительная деятельность развивается, формируется и совершенствуется на основе восприятия окружающего мира, умения передавать графически свои впечатления, отображать красивое и безобразное. Так постепенно формируется эстетическое отношение к миру людей и вещей, ребенок учится мыслить нравственными категориями. Изобразительное искусство оказывает немаловажное значение в получении информации о жизни людей, общества; посредством его происходит приобщение к исторической практике, приобретается коммуникативный и социальный опыт.

Современная наука и практика воспитания детей с нарушением зрения показывают, что формирование представлений у них осуществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормально видящих детей. Из-за низкой остроты зрения они тратят больше времени на рассматривание. Все это и определяет процесс опознания, анализ, синтез и осмысление зрительно воспринимаемой информации.

Поэтому в непосредственно-образовательной деятельности которая включает в себя продуктивную художественную мы ставим перед собой ряд таких задач:

- коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, уточнение образа предмета;

- конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;

- совершенствование технических умений и навыков в рисовании, лепке и аппликации с различными видами материалов;

- коррекция восприятия пространства и обучение композиционному расположению изображений;

- развитие художественно-творческих способностей, воображения, фантазии.

Изобразительная деятельность используется как средство коррекции всей личности и без специальной целенаправленной коррекционной работы практически обучить детей изображению предметов удается только в отдельных случаях. В этой ситуации становится необходимым коррекционное воздействие на процесс формирования образов предметов и развития изобразительных навыков. Обучение рисованию слабовидящих детей, связано с необходимостью научить их пользоваться своим неполноценным зрением.

В этой связи особую значимость, особенно в младшем возрасте, приобретает предварительная работа, т.е. обучение процессу обследования предмета. Ребенок должен четко понять строение объекта, уметь разложить его на составные части, далее необходимо использовать шаблоны, трафареты, обводка по готовому контуру и силуэту.

 Однако, чтобы ребенок не стремился придерживаться тех или иных форм, которые им были усвоены ранее, мог оторваться от шаблонов и начал проявлять свои творческие способности, нами были подобраны разнообразные методы и приемы. Это изобразительные игры и игровые упражнения, которые увлекая развивают изобразительные навыки ребёнка.

«Оживи фигуру», «Четыре колеса», «Фантастическое животное», «Укрась букву», «Узоры в круге (квадрате, ромбе, овале)».

Занятия по изобразительной деятельности содержат большие коррекционные возможности для развития цветовосприятия. Дети упражняются в видении, различении, назывании цвета, учится воспринимать цветовую гамму. Известно, что при отдельных видах глазной патологии нарушается цветоощущение, поэтому работа с натурой служит специальным коррекционным задачам развития цветоразличения. Такие упражнения дают детям, имеющим нарушения цветоощущения, опыт ориентации в цвете по насыщенности и тональности.

Неоспоримо  так же значение изобразительной деятельности для развития и формирования познавательных процессов, наблюдательности, памяти. Умение наблюдать не является врожденным. Оно развивается в процессе обучения, который включает умение анализировать общую форму, синтезировать расчлененное на простые составляющие в единое целое, а затем вновь перейти к анализу, но уже более  конкретному точному, позволяющем рассмотреть и изучить  «яркие» детали и отличительные признаки. Посредством изучение объекта происходит его запоминание — развивается зрительная и образная память.

Таким образом, изобразительная деятельность для детей с нарушением зрения обладает целым рядом специфичных особенностей: она развивает внимательность, организованность, наблюдательность и глазомер, расширяет представления о предметах и явлениях окружающего мира, содействует развитию творческих возможностей ребенка, что способствует коррекции нарушений зрительной функции и вторичных отклонений в психическом развитии. Эту коррекционную особенность изобразительного искусства, без сомнения, можно и нужно использовать в работе с детьми, имеющими зрительные нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности физкультурно-оздоровительной деятельности детей с нарушением зрения в условиях коррекционных школ

В настоящее время всё более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, как неотъемлемая составляющая подготовки к активной самостоятельной жизн...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Домашние помощники" (бытовые приборы)...

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе

Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....

Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания

Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию....

Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения (4-ый год обучения).

Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения....

Развитие социальных способностей подростков с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениям зрения

В настоящее время ведущее место в отечественной педагогической науке занимает осмысление идей и практического опыта работы ведущих педагогов, основанных на принципе личностно – ориентированного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) подготовительной группы для детей с нарушением зрения.

Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия).  Программа базируется на АООП «Детский сад №255», в соответствии с Ф...